Фарида Галимова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Окружающая ребенка материальная среда должна быть «согревающей» и питающей энергией Добра, Света, Любви и Красоты. Такую энергию несут в себе и вещи, сделанные своими руками. Необходимо взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному, к Доброму, тогда у них появится желание самим создавать Красоту своими руками и преумножать энергию Добра.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" указывает, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства. Художественное образование детей предполагает включение регионального компонента. Именно через искусство и культуру своего народа возможно приобщение детей к художественной культуре.
Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.
Цели и задачи дополнительного образования направлены на раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке. Следуя этим задачам, была составлена данная программа.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России и Южного Урала, как целостного культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой народного декоративно-прикладного искусства и её значением.
Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения народом устройства мира, основ зарождения орнамента.
В народном декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность. Таким образом, символика народного декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у дошкольников изобразительных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Педагогическая целесообразность программы
Всем известна любовь детей к изобразительной деятельности. Это объясняется тем, что ребенок, благодаря искусству и художественной деятельности полнее познает окружающий его материальный мир, саморазвивается и формируется как член общества. Для выражения этого он использует изобразительные средства. В творческом процессе, проходящем у ребенка почти всегда в игровой деятельности, он стремится передать свои впечатления, добавляя свое, новое, благодаря творческому воображению. Игра – продукт исторического развития, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе.
Образовательная и игровая среда внутри занятий стимулирует познавательную деятельность ребенка. Так же при создании среды обучения уделяется внимание недирективной помощи детям. В общении очень важно взаимоуважение между педагогом и детьми. Чувствуя, что проявляется уважение ко всем без ограничения вне зависимости от уровня развития и социального положения дети начинают чувствовать себя более комфортно и свободно, что позволяет им действовать в соответствии с их интересами, делая выбор и проявляя инициативу. Еще не маловажно создание ситуаций - «проблем», побуждающих детей активно применять свои знания и умения, брать инициативу в свои руки. При возникновении затруднений у ребенка отдавать предпочтение помогать ребенку не по средствам действий, а по средствам совета, наводящих вопросов для активизации имеющегося у ребенка опыта и знаний, нахождения нескольких вариантов решения отличных от других детей. Выше перечисленные методы используются на практике для развития и поддержания инициативы у детей дошкольников.
Для реализации программы предполагается использование таких методов обучения, как словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, наглядный практический. Использование этих методов зависит от замысла занятия, стиля работы педагога и ситуации. В качестве воспитательных методов использовать убеждение, поощрение, упражнения, метод стимулирования и мотивации.
Для организации образовательного процесса в творческой деятельности лучше всего использовать индивидуально-групповую форму. Тема занятия объясняется всем обучающимся, а творческая работа идет индивидуально с каждым ребенком. Необходимо еще раз проговорить о создании образа, законах композиции, об особенностях и технических приемах, предупредить об ошибках. Занятие завершается коллективным обсуждением творческих работ, при этом дети учатся презентовать свою работу, отстаивать свой замысел, видеть ошибки. В то же время педагог должен создавать ситуацию успеха, не делать акцента на ошибках, а говорить о том, как их можно было избежать, а в конечном итоге поблагодарить ребенка за выполненную работу.
Технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии обучения – в центре всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Технология индивидуального обучения – главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы творческой деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач.
«Диалог культур» – диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения.
Цель программы – формирование эстетического восприятия и развитие творческих способностей у детей средствами народного декоративно – прикладного искусства.
Задачи программы :
Обучающие: - закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного искусства, полученные на занятиях по изобразительной деятельности;
- раскрыть истоки народного творчества;
- знакомить детей с многообразием элементов росписей и показать широту их применения;
- научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства и их различия;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно – прикладном искусстве.
Развивающие: - развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;
- пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;
- развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие: - осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине и родному краю, к традиционному народному искусству;
- формировать устойчивый интерес к художественной росписи;
- прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность;
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Направления : - расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
- самостоятельное создание детьми декоративных изделий;
- использование различных изобразительных материалов при создании декоративных изделий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1. Вводное занятие по охране труда, «Что интересного ожидает нас» Ознакомление с работой кружка «Радуга»
2. Народное искусство
3. Глиняная игрушка
4. Дымковская игрушка
5. Филимоновская игрушка
6 Гжель
7. Искусство Южного Урала
8. Уральская роспись
9. Камнерезное искусство
10. Каслинское литье
11. Мезенская роспись
12. Русская матрешка
13. Каргопольская игрушка
14. Итоговое занятие. Ярмарка - викторина
Всего занятий 37
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
• научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
• связи теории с практикой в систематичности и последовательности;
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
• доступности и посильности;
• творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
• наглядности;
• прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Методы и приемы
С учетом особенностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях широко используются следующие методы и приемы по приобщению детей к изобразительной деятельности:
1. 1. Наглядные методы:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий; показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы:
- беседа, использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы, объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- указания, пояснения, анализ выполненных работ;
3. Практические методы:
- обучение способам изображения, лепки; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для реализации замысла; индивидуальный подход к детям;
4. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
5. Мотивационный метод
- убеждение, поощрение; создание ситуации успеха;
6. Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
7. Игровые методы:
- сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения.
8. Сочетание изобразительного искусства, музыки и литературы помогает активизировать творческое мышление детей, эмоциональнее и полнее раскрыть тему занятия.
9. Метод коллективно-группового творчества используется при выполнении на занятиях декоративных работ.
10. Выставки лучших работ, использование работ в оформлении кабинета.
Формы организации познавательной деятельности воспитанников:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые.
Форма организации занятий с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством – беседы, занятия на основе метода интеграции, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду, просмотр презентаций, дидактические игры, использование силуэтного моделирования, экспериментирование с различными художественными материалами, развлечения, фольклорные праздники, сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах, использование физминуток, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, игра, конкурс, круиз, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, творческая мастерская, фабрика, экскурсия, экспедиция, ярмарка.
В результате обучения воспитанники:
• приобретают знания, умения, навыки, соответствующие различным видам художественной деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной);
• раскрывают свои индивидуальные способности.
Организация образовательного процесса
В реализации дополнительной общеразвивающей программы участвуют дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Это группы одновозрастного состава. В данном возрасте начинает формироваться познавательная и творческая активность. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Логика построения программы
Форма детского образовательного объединения – студия.
Сроки объемы
Программа «Радуга» рассчитана на 1 год обучения для детей 5-7 лет:
Комплектование коллектива происходит в режиме свободного набора.
Форма занятий – индивидуальная, групповая.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Программа знакомит детей с различными материалами и техниками художественной деятельности, которые дают представление о связи искусства c жизнью.
Занятия начинаются именно с изобразительной деятельности, где идет знакомство с разнообразием материалов для рисования (гуашь, акварель, акриловые краски, мелки, цветные карандаши) и освоение различных техник. Дети узнают, как работать с цветом, какие кисти и бумагу лучше использовать для того или иного рисунка. Многие темы затрагивают использование новых материалов для художественного изображения. Знакомство с разными видами изобразительного искусства и красотой окружающего мира помогает ребенку почувствовать выразительный характер природного материала, увидеть богатство его форм, фактур, красок, чтобы на основе этого создавать художественные образы.
Параллельно идет знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети знакомятся с различными видами росписи, учатся видеть характерные отличия каждого вида росписи, определённую последовательность и способы нанесения элементов росписи.
В результате обучения учащиеся должны:
В результате систематического посещения кружка «Радуга», дети 5– 7 лет:
• должны иметь представление о народных промыслах, узнавать их (уральская, мезенская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская, каргапольская глиняная игрушки, русская матрешка, изделия народов Южного Урала – камнерезное искусство, каслинское литье);
• должны уметь выделять элементы узора и составлять из них композицию;
• должны уметь самостоятельно определять последовательность выполнения росписи;
• должны уметь подбирать и передавать колорит нужной росписи;
• передавать выразительные особенности в лепке;
• должны уметь последовательно вести работу;
• должны уметь самостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях;
• должны иметь представление о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
• должны уметь пользоваться свободно кистью, уметь намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, уметь контролировать свои действия со словесным объяснением.
• должны уметь видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления и эмоциональное отношение через свое творчество;
• должны уметь эстетично оформлять свою работу.
Информационные ресурсы
1. Алексахин, Н. Н. Голубая сказка. [Текст] Н. Н. Алекахин, Москва. Народное образование, 2003.
2. Алексахин, Н. Н. Волшебная глина. [Текст] Н. Н. Алексахин, Москва. Агар, 2004.
3. Богоявленская Д. Б., Петухова И. А. Умственные способности, как компонент интеллектуальной активности. - В кн. : Психологические исследования интеллектуальной деятельности - М., 1979 г. - С. 155 - 161
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна - М. : Изд-во "Институт практической психологии", 1995 г.
5. Безруких, М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. [Текст] М. М. Безруких, Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
6. Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
7. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
8. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
9. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
10. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
11. Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
12. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
13. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
14. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
15. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
16. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
17. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
18. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Паншелеева Л. В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
19. Попова О. К., Каплан Н. Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
20. Разина Т. М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
21. Рондели Л. П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
22. Соломенникова О. А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
23. Тимофеева М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 1997.
24. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
25. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
26. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
27. Дорожин Ю. Г. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика–Синтез, 1999. – 16с.
28. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика–Синтез, 1999. – 16с.
29. Орлова Л. В. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 1998. – 16 с.
30. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 1998. – 24 с.