Юлия Ермолаева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шашкам для детей дошкольного возраста «Играем в шашки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Направленность, актуальность, отличительная особенность и педагогическая целесообразность программы.
1.2. Цели, задачи, принципы реализации программы.
1.3. Характеристика детей старшего дошкольного возраста.
1.4. Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
1.5. Этапы реализации программы.
1.6. Ожидаемые результаты работы.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы.
2.2. Формы работы по программе.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шашкам для детей дошкольного возраста „Играем в шашки“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
2.3. Педагогические условия и особенности применения программы.
3. Организационный раздел.
3.1. Календарный план программы «Играем в шашки».
3.2. Способ проверки результатов.
3.3. Методическое, материально-техническое обеспечение программы.
3.4. Формы работы с родителями.
Литература
1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным "Законом об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ и с "Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей", соответствует дошкольному уровню образования, имеет спортивно-физкультурную направленность.
1.1 Направленность, актуальность, отличительная особенность и педагогическая целесообразность программы.
Программа «Играем в шашки» направлена на обогащение досуговой деятельности детей 5-7 летнего возраста. Необходимо быть особенно внимательным в подборе вида деятельности.
Возникает вопрос: «Как разнообразить культурно-досуговую деятельность детей?», «Чем удивить и увлечь, одновременно обучая и развивая?». Л. С. Выготский сказал, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Обучение должно проходить ненавязчиво, поэтапно. Правильно организованная, в соответствии с программой, культурно - досуговая деятельность по формированию у детей умения играть в шашки предполагает :
• Самостоятельную деятельность:
Формирование умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
• Праздники:
Привлечение детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.
Воспитание чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.
• Отдых:
Приобщение детей к интересной и полезной деятельности.
• Развлечения.
Формирование стремления активно участвовать в развлечениях,
общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми: осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности.
• Развитие творческих способностей, любознательности памяти, воображения, умения правильно вести себя в различных ситуациях.
• Расширение представлений о традициях и обычаях народов России.
Игра в шашки затрагивает образовательные области:
• Познавательное развитие.
Проводятся занятия, дидактические игры, конкурсы, соревнования для интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
-развитие познавательно-исследовательской деятельности;
-формирование элементарных математических преставлений;
-расширение кругозора детей.
• Социально - коммуникативное развитие. Используются дидактические, логические игры, проблемные ситуации для овладения способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
-развитие компонентов устной речи (обогащение словаря, проявление интереса к смыслу
слов; освоение форм речевого этикета, диалогической и монологической речи)
• Речевое развитие. Используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.
• Физическое развитие. Проводятся подвижные игры, физкультминутки, развлечения, досуги для достижения целей по охране здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение одной из задач - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и создание эмоционально благоприятного климата в группе.
Актуальность данной программы заключается в том, что интеллектуальная игра «шашки» является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой игрой увлечены миллионы людей различных возрастов и профессий. Игра в шашки развивает мышление, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер. Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал, развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения.
Проблема воспитания посредством игры в шашки и шахматы существует давно, хотя в целом эта проблема полностью не исследована. Существуют сведения о том, что с XIII века шашки и шахматы входят в число семи «рыцарских добродетелей» : рыцарю необходимо было уметь ездить верхом, плавать, владеть копьем, фехтовать, охотиться, слагать и петь стихи, играть в шашки или шахматы. Уже тогда забота о физической силе сочеталась с мыслью о культуре, умственном воспитании. С середины XIX века шашки и шахматы начали преподавать в Германии и Польше, а в начале XX столетия и в школах Англии. Известный шахматист, чемпион мира Эммануил Ласкер сказавший - «Шашки - это мать шахмат и достойная мать», прямо рекомендовал древнюю игру в шашки в качестве элемента школьной программы.
Сегодня такие государства, как Германия, США, Бразилия, Канада, Испания, Куба, Италия, Швеция, Перу, Аргентина, Голландия, Венгрия, Польша, Дания, Израиль, почти все страны постсоветского пространства, Россия, отдают дань школьным шашкам, усматривая в них эффективное развивающее средство.
Между тем, несмотря на тенденцию роста популярности шашек, в настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию шашек в учебно-воспитательной работе.
Положительное влияние игры на развитие умственной деятельности было уже давно осознано в классической педагогике, в трудах Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, рекомендовавших широкое использование игр в дидактических целях. Наиболее благоприятным сочетанием для развития воображения и творчества являются интеллектуальные игры, в которых требуется выполнение довольно сложной умственной деятельности, сопровождающееся эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций.
Актуальность данной программы заключается также в использования шашечной игры в качестве средства формирования творческих способностей и воображения детей.
Мир вокруг нас чрезвычайно динамичен. Шашки позволяют воспитывать психическую устойчивость, выносливость и надежность для безошибочной работы. Эти качества трудно воспитать в зрелом возрасте. Шашками увлекались знаменитые полководцы. Наполеон во всех походах не расставался с перламутровой шашечной доской. Петр Первый не только сам играл, но и широко популяризировал шашки на ассамблеях. Увлекался также шашками А. В. Суворов и другие.
Шашки привлекают именно тем, что воспитывают и тренируют личностные качества в любой области.
Программа является основным курсом изучения шашечной игры и даёт фундаментальный объём знаний основ теории русских шашек.
Педагогическая целесообразность программы состоит в решении следующих задач:
• расширять кругозор,
• пополнять знания,
• активизировать мыслительную деятельность дошкольников,
• учить ориентироваться на плоскости,
• тренировать логическое мышление и память, наблюдательность и внимание,
• вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
Данная культурно - досуговая деятельность позволяет ребенку раскрыться, ведь играя, ребенок живет в особом мире; изящество и красота отдельных ходов, комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой, стимулирует к занятию другими видами спорта. Согласно вс
ем известной поговорке: «Чтоб гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Игра в шашки способствует всестороннему развитию.
1.2 Цели, задачи, принципы реализации программы.
Цели программы :
• Знакомство детей с игрой «Шашки», историей возникновения, правилами.
• Воспитание нравственно-волевых качеств:
• Умение строго соблюдать правила игры;
• Умение побеждать;
• Умения проигрывать достойно.
Задачи программы :
• Заинтересовать детей игрой в шашки.
• Создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
• Дать детям знания основных приемов тактики и стратегии шашечной игры.
• Познакомить детей с применением приёмов тактики и стратегии.
• Привить детям навыки применения изученных приёмов в практической игре.
• Познакомить детей с историей зарождения и развития шашечной игры в мире.
• Познакомить детей с шашечными играми стран и народностей мира.
• Учить детей играть строго по правилам.
• Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
• Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
• Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, ориентировку в пространстве.
• Пополнить словарный запас.
• Подготовить детей к итоговому празднику «Шашечный турнир».
Принципы реализации программы :
• Принцип последовательности и системности - позволяет разрешить противоречия между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков. Это обеспечивается системным построением программы и установлением межпредметных и внутрипредметных связей. Это позволило более чётко структурировать учебный материал. Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Реализуется в процессе тематического планирования.
• Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых.
• Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря общению и взаимодействию с другими людьми, что обеспечивает социализацию и развитие.
• Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в творческом процессе. Активность обучаемых может иметь репродуктивный и творческий характер.
• Принцип доступности обучения требует учёта в его организации реальных возможностей обучаемых. Реализация этого принципа связана с учётом уровня развития познавательной сферы обучаемых. Традиционная дидактика рекомендует идти от простого к сложному.
• Принцип наглядности зависит от качества дидактических материалов и технических средств.
• Принцип продуктивности и надёжности обязывает осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с целями, совершенствовать их в интересах достижения целей.
Принципы обучения имеют объективно-субъективную основу.
1.3. Характеристика детей старшего дошкольного возраста
Старшая группа (от 5 до 6 лет). Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.
Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизациию.
Перечень разделов тем:
1. История игры "Шашки".
2. Доска.
3. Нарисуй доску.
4. Расставь правильно шашки.
5. "Всегда вперёд!"
6. Нотация. Диктант.
7. "Кто первый ходит?" Тихий и ударный ход.
8. Дамка.
9. Правила игры.
10. Показ игры.
11. Заблокированная, защищённая, проходная шашка.
12. Пробная игра.
13. "Чародеи композиций"
14. Шашечные игры стран и народностей мира.
15. Важные термины.
16. Композиции,
17. Партия.
18. Турнирная таблица.
19. Игра "Арбитры".
20. Бьём две шашки сразу.
21. Новые композиции,
22. Игра "Юный тренер".
23. Умение договариваться.
24. "Один против всех".
25. Игра с родителями.
26. Закрепление теории и практики.
27. "Великое сражение".
28. Легенда "Непобедимый".
2.2 Формы работы по программе.
Учебные занятия по данной программе проводятся со всеми детьми, по группам и индивидуально.
Методы организации занятий:
Словесные: лекция; беседа; рассказ; сказка; объяснение педагога; теоретические и судейские семинары; анализ партий и типовых позиций.
Наглядные: показ видеоматериалов; показ педагога; работа с демонстрационной доской; консультационные партии, матчи.
Практические: конкурс решения комбинаций, этюдов, зада, тесты, сеанс одновременной игры, игра вслепую, тренировочные партии, матчи, квалификационные турниры, экскурсия, доклады обучающихся.
Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя:
организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама шашечная игра (практика, и подведение итогов - озвучивание результатов и другое. Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических занятий, на которых обучающиеся играют, анализируют, выполняют различные логические задачи, решают задания на память, внимание. Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных занятий должны быть многообразными, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Тренировки следует варьировать, комбинировать из отдельных элементов: решение заданий, матчи, конкурсы, турниры, анализ партий. Главнейшая задача - избегать утомительного однообразия, поддерживать у детей интерес.
2.3. Педагогические условия и особенности применения программы.
Дополнительная образовательная развивающая программа «Играем в шашки» отличается от программ следующим :
ИТОГОВЫЙ ТУРНИР.
• Подвести практический итог проведенных занятий.
• Создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать детям возможность продемонстрировать свои умения.
2. Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
3. Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
4. Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать.
Предварительная работа:
1. Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.
2. Приготовить на занятиях по изобразительной деятельности пригласительные билеты для родителей.
3. Составить жюри, назначить ответственного за награждение.
4. Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.
5. Подготовить группу для проведения мероприятия.
Правила шашечного турнира:
Начинают игру сразу все участники. Арбитры следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитры определяют победителей, из числа победителей составляют пары для следующего этапа турнира. Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на первое, второе, третье места. Продолжительность турнира не должна превышать 60 минут.
3.2. Способ проверки результатов.
Результативность обучения по программе «Играем в шашки» определяется с помощью устного опроса, задач-тестов, конкурса по решению простых комбинаций. Входной контроль осуществляется только в начале учебного года в виде устного опроса. Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде задач-тестов. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде турнира. Итоги реализации дополнительной образовательной развивающей программы «Играем в шашки» можно проводить на открытых занятиях для родителей, во время участия в конкурсах, соревнованиях, турнирах.