аверина светлана
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юные волшебники»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Программа дополнительного образовательного кружка «Юные волшебники» по художественному и ручному труду составлена в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, 6 издание, дополненное, Москва, 2020 год, разработанной в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Юные волшебники“» размещена в разделах
Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.
Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Направленность программы художественная
Уровень освоения базовый
Новизна и отличительная особенность программы
Программа «Юные волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Адресат программы
Деятельность детей соответствует требованиям действующих СанПиН. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятий составляет 25 минут. Общее количество занятий в год – 36.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет). Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит в форме игры
1.2 Цель и задачи программы
Цель: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
2. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
3. Воспитывать самореализацию, доброе отношение к сверстникам.
Развивающие:
1. Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
2. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
3. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.
Обучающие:
1. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
1.3 Содержание программы
Содержание учебного плана 2022-2023 года обучения
Раздел. Работа с бумагой, салфетками и картоном
1 Теория. Техника работы с бумагой, салфетками и картоном
2 Практика. «Осеннее дерево».
3 Практика. «Котенок»
4 Практика. «Цветок для мамы»
5 Практика. «Цыпленок»
6 Практика. «Сорока-белобока»
7 Практика. «Олень»
8 Практика «Собака»
9 Практика. «Флаг России».
10 Практика. «Подарок маме»
11 Практика. «Ласточка»
12 Практика. «Национальная рукавичка»
13 Практика. «Зимушка-зима»
Раздел Работа с крупой, ватой
14 Теория. Техника работы с крупой, ватой
15 Практика. «Грибок»
16 Практика. «Веселый зоопарк»
17 Практика. «Снеговик».
18 Практика. «Снежинка»
19 Практика. «Елочка пожеланий».
20 Практика. «Овечка».
21 Практика. «Медведь».
22 Практика. «Сверкающее солнышко»
Раздел Работа с природным и с бросовым материалом.
23 Теория. Техника работы с природным и с бросовым материалом
24 Практика «Животные зимой».
25 Практика. «Подарок для папы».
26 Практика. «Цветы»
27 Практика. «Бабочка»
28 Практика. «Лебединое озеро».
Раздел Работа со соленым тестом
29 Теория. Техника работы со соленым тестом
30 Практика. «Волшебный коврик»
31 Практика. «Подкова для дома»
32 Практика. «Аквариум с рыбками»
Раздел Работа с тканью и нитками
33 Теория. Техника работы с тканью и нитками
34 Практика. «Березовая роща»
35 Практика. «Куколка из носового платка»
36 Практика. Кораблик «Алые паруса».
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся будет развивать познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.
У обучающегося будет развита мелкая моторика рук;
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать как создают композиции на листах бумаги разной формы;
Обучающийся приобретёт умение изображать предметы по памяти; используя цвет для создания различных образов;
Обучающийся будет уметь замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать способы практической работы с различными материалами;
Обучающийся будет уметь сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображать формообразующие линии.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.
Используемый материал для работы с детьми:
Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющаяся, бархатная, глянцевая);
Картон (цветной, белый);
Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки);
Фломастеры, маркеры, карандаши;
Дощечки;
Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.);
Клей, пластилин, ножницы;
Линейка;
Кисти;
Дырокол.
Демонстрационный материал:
Наглядные пособия;
Иллюстрации;
Фотографии;
Образцы работ;
Художественная литература
Технические средства:
Ноутбук;
Фотоаппарат;
Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Основные методы сбора информации о ребенке
-систематическое наблюдение;
-сохранение продуктов детской деятельности;
-беседы с детьми с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей.
Данные обрабатываются и заносятся в сводную таблицу. Эффективность реализации программы определяется увеличением % детей, повысивших свой уровень.
Показатели результативности отслеживаются по следующим параметрам:
- овладение техническими навыками и умениями;
- развитие цветового восприятия;
- развитие композиционных умений;
- развитие эмоционально-художественного восприятия;
- развитие творческого воображения.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- грамота, диплом,
- готовая работа,
- журнал посещаемости,
- фото.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- отчётная выставка,
- готовое изделие,
- презентация.
2.3 Методические материалы
Методы и приемы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей).
2. Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Форма проведения занятий
Индивидуальная;
Групповая;
Коллективная.
Принципы, лежащие в основе программы:
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);
Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса 1 год
Продолжительность учебного года, неделя 36
Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 1.09.2022- 23.12.2022
2 полугодие 9.01.2023- 31.05.2023
Возраст детей, лет 5
Продолжительность занятия, мин 25
Режим занятия 1 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час 15
2.5 Календарный план воспитательной работы
Тема: «Осеннее дерево». Коллективная работа.
Задачи: Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию, используя мелкие кусочки цветной бумаги. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Цветная бумага, картон, клей
Тема: «Котенок»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Цветная бумага А4, салфетки, клей, кисточка.
Тема: «Цветок для мамы»
Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Цветная бумага, клей, кисточка.
Тема: «Цыпленок»
Задачи: продолжать учить делать из рваной бумаги, воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал: Цветная бумага, трафарет, белый картон.
Тема: «Сорока-белобока»
Задачи: Формировать умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Цветная бумага, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.
Тема: «Олень»
Задачи: Учить детей выполнять поделку из рваной бумаги. Развивать творчество.
Материал: Трафарет с изображением животного, цветная бумага, клей.
Тема: «Собака»
Задачи: продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями
Материал: Цветная бумага, клей-карандаш.
Тема: «Флаг России».
Задачи: Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Картон, клей ПВА, кисти, салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.
Тема: «Подарок маме»
Задачи: Продолжать учить детей выполнять поделку способом квиллинга. Учить получать удовольствие при работе с таким приемом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Цветная бумага, инструменты для сворачивания бумаги, клей.
Тема: «Ласточка»
Задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой и клеем обрывать бумагу на мелкие кусочки. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Бумага белого цвета, бумага черного цвета, трафарет, клей ПВА кисть.
Тема: «Национальная рукавичка»
Задачи: Продолжать украшать изделие национальными узорами.
Материал: Трафареты национальных узоров, клей.
Тема: «Зимушка-зима»
Задачи: с помощью этой техники создать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги.
Материал: Цветная бумага, клей, кисти.
Тема: «Грибок»
Задачи: Продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой.
Материал: Картон, крупа, клей ПВА, кисти.
Тема: «Веселый зоопарк»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом (гречка, пшено) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Цветная бумага А4, крупа, клей, кисточка.
Тема: «Снеговик».
Задачи: Учить детей создавать изображение снеговика из бумаги и бросового материала.
Материалы: Цветная бумага, вата, клей ПВА.
Тема: «Снежинка»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Крупа (манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.
Тема: «Елочка пожеланий».
Задачи: Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата.
Тема: «Овечка».
Задачи: Учить правилам безопасной работы с клеем, бросовым материалом. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, вата, ножницы
Тема: «Медведь».
Задачи: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: Трафарет, крупа, клей ПВА, кисть, салфетка, клеенка.
Тема: «Сверкающее солнышко»
Задачи: Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками
Материал: Макароны, клей ПВА, кисточки.
Тема: «Животные зимой».
Задачи: Совершенствовать умение изготавливать поделки из природного и бросового материала. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе.
Материал: Трафарет животного, природный и бросовый материал, клей.
Тема: «Подарок для папы».
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета.
Тема: «Цветы»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.
Тема: «Бабочка»
Задачи: Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Природный материал, клей ПВА, кисточка.
Тема: «Лебединое озеро».
Задачи: учимся работать с разнообразным природным материалом.
Материал: Ракушки, семена растений, пух, клей ПВА.
Тема: «Волшебный коврик»
Задачи: продолжать учить делать колбаски и цветочки из солёного теста воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал: Соленое тесто.
Тема: «Подкова для дома»
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: Соленое тесто, стека.
Тема: «Аквариум с рыбками»
Задачи: учить детей делать аппликации из соленого теста, развивать аккуратность
Материал: Соленое тесто, цветная бумага, гуашь, кисти.
Тема: «Березовая роща».
Задачи: Учить детей работать с нитками и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе.
Материал: Картон, клей ПВА, кисти, нитки белые (шерстяные, клеенка.
Тема: «Куколка из носового платка»
Задачи: Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук.
Материал: Носовой платок, вата, нить.
Тема: Кораблик «Алые паруса».
Задачи: учимся комбинировать в работе различные виды материала.
Материал: Картон, ткань, шерстяные нитки, самоклеющаяся бумага.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брыкина Е. К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г. ;
2. Гульянц З. К., Базик И. Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г. ;
3. Гульянц З. К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г. ;
4. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
5. Кошелев В. М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»,2002 г. ;
6. Корчинова О. В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002.;
7. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»;
8. Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
9. Нагибина М. И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
10. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;
11. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г.