ОЛЬГА ВИКТОРОВНА НИКИТИНА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Улыбка» по танцевальной ритмике
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №2»
г. Дальнегорск
УЛЫБКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы : 1 год
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Музыкальный руководитель Никитина Ольга Викторовна
Дальнегорск 2023 год
Раздел №1. Основные характеристики программы
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Улыбка“ по танцевальной ритмике» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
1.1. Пояснительная записка
Программа соответствует государственной политике в области дополнительного образования, а также социальному заказу общества и образовательных потребностей детей и родителей, а также потребности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
Танец – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.
Эффективность ритмики как программы проявляется в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. В связи с этим проблема разработки программы по ритмике становится наиболее актуальной.
Направленность программы : художественная.
Уровень освоения: стартовый.
Адресат программы : воспитанники МДОБУ «ЦРР-д/с № 2» г. Дальнегорска.
Танцевальная группа комплектуется из всех желающих заниматься танцевальной ритмикой, на основании заявления родителей. Наполняемость группы до 20 человек. Состав групп может изменяться по следующим причинам:
• Смена места жительства.
• Отстранение от занятий медицинским работником.
• Пополнение новыми детьми.
Данная программа рассчитана на 32 часа в год: 1 занятие в неделю продолжительностью от 15 до 30 минут (подготовительная к школе группа).
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы : развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через танцевально-ритмическую деятельность.
Задачи
• Воспитательные
Воспитывать любовь и уважение к народной музыке и танцу.
Воспитывать ценностное отношение к миру искусства.
• Развивающие
Развивать чувство ритма, музыкальный слух, умение согласовывать движения с музыкой.
Развивать коммуникативные навыки взаимодействия в творческом коллективе.
• Обучающие
Знакомить обучающихся с основными элементами танцевально-ритмических движений.
Знакомить обучающихся с основными движениями русского народного танца.
Учить детей элементам партерной гимнастики.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п Темы занятий Всего Теория Практика Форма контроля
1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движении. 14 1 13 Наблюдение
2. Партерная гимнастика 4 1 3 Наблюдение
3. Танцевальные этюды, игры, танцы
(в т. ч. народные) 13 1 12 Музыкально-ритмические
игры
4. Итоговое занятие 1 1 Концерт
Итого: 32 3 29
Содержание учебного плана
Тема 1: Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Теория: Виды построения. Танцевальный шаг.
Практика: Основные элементы танца : упражнения на ориентировку в пространстве (свободное размещение по залу, пары, тройки, квадрат). Положения и движения рук: перевод рук из одного положения в другое.
Положения и движения ног: шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад; танцевальный шаг назад в медленном темпе; шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад,
в повороте (по точкам зала).
Русский народный танец: Положения и движения рук, переводы рук из одного положения в другое, скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»;
Движения ног: поклон в русском характере, кадрильный шаг с каблука, шаркающий шаг, пружинящий шаг, хороводный шаг, «ковырялочка».
Упражнения на ориентировку в пространстве: «воротца», «ручеек».
Тема 2: Партерная гимнастика.
Теория: Выворотность ног, стопа.
Практика: Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп, упражнения для исправления осанки; упражнения на полу, для развития гибкости и пластичности.
Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп, упражнения для развития танцевального шага; упражнения для улучшения гибкости позвоночника, упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава, упражнения для исправления осанки.
Тема 3 : Танцевальные этюды, игры, танцы
Теория: Музыкальный образ, настроение, мимика.
Практика: Танцевально-игровые этюды : «Шарик-Жучка», «Робот Бронислав», «Открываются врата», «У веселенькой старушки», «Шалтай болтай», «Осьминог», «Мы пойдем налево», «Импровизация».
Логоритмические игры : «У оленя дом большой», «Паучина», «По болоту Пётр шёл». Игровые тренинги на командное чувство и внимание "Снежный ком", "Я - Вы", "Море волнуется раз"; упражнение "Зеркало".
Тема 4 : Итоговое занятие.
Практика: класс-концерт.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся будет:
Проявлять любовь и уважение к народной музыке и танцу.
Понимать ценность искусства в жизни человека.
Метапредметные результаты
Обучающийся будет знать строение своего тела.
Обучающийся приобретет умения и навыки работы на сцене и в творческом коллективе.
Предметные результаты
Обучающийся будет знать основные элементы танцевально-ритмических движений.
Обучающийся будет уметь выполнять основные движения русского народного танца.
Обучающийся будет владеть элементами партерной гимнастики.
РАЗДЕЛ № 2. Организационно-педагогические условия
1.1 Условия реализации программы
1. Материально – техническое обеспечение.
Занятия проводятся в специально организованном помещении, оборудованном зеркальной стеной, а также для занятий необходимо оборудование:
Музыкальный центр для mp3-дисков, CD, mp3-диски с музыкальным сопровождением, ритмические палочки, гимнастические мячи, атрибуты для танцев, бубны, деревянные ложки.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Нормативно-правовые основы дополнительной образовательной программы :
• приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
• типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
• письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Список литературы:
1. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития. М. ,2020.
2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений для детей 3-7лет. М. ,2019.
3. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. М. ,2020.
4. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Санкт-Петербург, 2020.
Электронный ресурс
1. Методический кабинет и библиотека хореографа.
[Электронный ресурс] // URL : https://forum.in-kb.com
2. Хореограф в детском саду. [Электронный ресурс] // URL :https://khoreografiya-v-detskom_sadu
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Аттестация организуется с целью определения уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
При реализации программы используются текущий контроль и промежуточная аттестация. Текущий контроль осуществляется в процессе каждого занятия.
Наблюдение – форма контроля, которая показывает уровень усвоения нового материала в обучении ребенка в то время, когда он работает или играет (один или вместе с другими детьми).
Опрос – проверка теоретических знаний пройденных тем.
Игра – метод проверки теоретических знаний в виде дидактических игр, викторин, опросов.
Промежуточная аттестация – проводится по итогам освоения части программы. В это время проводятся: викторина, концерт.
Викторина – игра, заключающаяся в ответах на вопросы.
Музыкально-ритмические игры - различные виды игр, которые помогают педагогу определить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух обучающего, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, быстроту реакции.
Концерт - форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей.
Формы фиксации аттестации: карты наблюдения за результатами освоения программы - помогают отследить продуктивность реализации поставленных задач.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытые занятия, выступления на утренниках и развлечениях, выступления на концертах и фестивалях муниципального и регионального уровня.
Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы
Проведение педагогической диагностики развития ребё нка необходимо для:
-выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребёнка, состояния его эмоциональной сферы;
-проектирования индивидуальной работы;
-оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая для данного возраста.
Цель диагностики:
Выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики:
Наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Карта диагностики уровня музыкального развития ребёнка
№ Ф. И. ребёнка Умение выразительно двигаться в соответствии с характером музыки Умение выполнять движения с программными задачами Развитие творческих танцевальных навыков, импровизация Итог
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
Результаты оцениваются по 3-х бальной системе.
3 – выполняет;
2 – выполняет с помощью взрослого;
1 – не выполняет.
2.3. Методические материалы
Тема, раздел Электронный ресурс
1. Тема: Танцевальная азбука и элементы танцевальных движении. Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки. Методика работы с детьми. Методическое пособие «От ритмики к танцу». [Электронный ресурс] // URL : https://mk.permkrai.ru/neskuchnodom
2. Тема: Партерная гимнастика (упражнения на полу) Методические и дидактические разработки по хореографии [Электронный ресурс] // URL :https://www.chel-15.ru/horejgrafia.html
3. Тема: Танцевальные этюды, игры, танцы. Музыка для танцев, развивающие игры для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога – хореографа. [Электронный ресурс] // URL :https://horeograf.ucoz.ru/blog.
4. Тема : Концерт Танец от древнейших времен до наших дней: виртуальная галерея. [Электронный ресурс] // URL : https://www.gallery.balletmusic.ru
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса 1 год
Продолжительность учебного года, неделя 32
Количество учебных дней 32
Продолжительность учебных периодов круглогодично
Возраст детей, лет 5-7
Продолжительность занятия, академический час 1
Режим занятий 1 раз в неделю
Годовая учебная нагрузка, час 32
Список литературы
1. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика». М., 2020.
2. Буренина А. И. «Коммуникативные танцы – игры для детей». Санкт-Петербург, 2020.
3. Раевская Е. Д. Руднева С. Д. «Музыкально - двигательные упражнения в детском саду». М. ,2020.
4. Секреты Терпсихора [Электронный ресурс] // URL : https://www.openclass.ru/node/47746
5. Мишуткина-школа. рф [Электронный ресурс] // URL :https://khoreografiya-v-detskom_sadu