Алия Воробьева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Дом школьников с. Ленинское»
Пояснительная записка
Декоративно - прикладное творчество дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, оно увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе школьного образования. Для достижения успеха на занятиях создается благоприятный психологический фон. В программе «Сундучок» учтены детские желания и возможности, а также продуманы доступность материалов и инструментов. Например, чаще всего не нужные нам вещи мы выбрасываем в мусорное ведро, забывая, что это прекрасный материал для поделок. А ведь эти изделия могут не только украсить наш дом, но и стать прекрасным подарком для родителей, друзей и знакомых.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Сундучок“» размещена в разделах
При составлении программы мы руководствовались следующими нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. No 1726-р).
Постановление главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП2.4.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196
- Устав МКУ ДО «Дом школьников с. Ленинское».
- Положение о проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МКУ ДО «Дом школьников с. Ленинское».
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации МКУ ДО «Дом школьников с. Ленинское».
Направленность : программа «Сундучок» имеет художественную направленность и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству.
Новизна: программа «Сундучок» предполагает использование новых технологий, необычных материалов, что даёт возможность для создания эксклюзивных изделий и развития у детей исследовательских способностей
Актуальность: в век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий современные дети очень много времени проводят за компьютерами. Это негативно сказывается на всестороннем развитии личности. В связи с этим появляется острая необходимость повышения роли художественно-эстетического воспитания детей, развития у них образного мышления, привлечения к различным видам декоративно-прикладного искусства.
Отличительные особенности программы - данная программа пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, у детей развивается усидчивость, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится ценить всё, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познаёт окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления дают возможность создавать замечательные изделия своими руками. Цель программы – создание условий для развития творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы :
Образовательные:
- дать начальные сведения о видах декоративно-прикладного творчества;
-обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
-овладеть техникой работы с природным материалом, тканью, бумагой;
-научить использовать в работе бросовый материал, дать ему вторую жизнь;
-изучить технологические процессы изготовления изделий и декорирования их различными способами и приспособлениями;
-научить выполнять импровизации на основе традиционных особенностей декоративно-прикладного искусства.
-изучить технологический процесс в работе с соленым тестом, инструменты для работы с соленым тестом, рецепт, окрас соленого теста.
-изучить историю возникновения, технику бисероплетения.
- познакомить детей с историей ниткографии, с разнообразием нитей по структуре и цвету; учить принципам работы с нитью.
- изучить историю, виды бумагопластики.
Воспитательные:
-воспитать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и инструментами;
- воспитать чувства коллективизма, уважения к творчеству народных мастеров.
Развивающие:
-развивать фантазию, образное и логическое мышление, эстетический вкус;
-развивать индивидуальный почерк при выполнении изделий, творческий подход к работе.
Содержание программы
Учебный план.
Режим занятий:
Программа предназначена для детей школьного возраста и рассчитана на 1 год прохождения курса в режиме учебных занятий.
Для детей школьного возраста от 7 до 15 лет занятия проводятся три раза в неделю: Пн –Ср- Пт – 2 академических часа.
1 академический час = 45 мин., перерыв между занятиями = 10 мин.
1 группа: возраст обучающихся 7-10 лет.
№
п/п
Наименование разделов и темы Количество часов Форма контроля
Всего теория практика
1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2 1 1 Вводный контроль.
Анкетирование.
2. Природный материал в интерьере 8 2 6 Текущий контроль
3. Соленое тесто
42 10 32 Текущий контроль
4. Бисероплетение
26 10 16 Текущий контроль
5. Бумагапластика
24 6 18 Промежуточная аттестация
6. Выполнение аппликации из текстиля. 20 1,5 18,5 Текущий контроль
7. Изготовление мягкой игрушки. 12 1 11 Текущий контроль
8. Мозаика 24 4,5 19,5 Текущий контроль
9. Джут 18 1,5 16,5 Текущий контроль
10. Выполнение аппликации с использованием яичной скорлупы. 18 2 16 Текущий контроль
11. Выполнение аппликации с использованием различного вида бумаги. 20 3,5 16,5 Текущий контроль
12. Итоговое занятие 4 1 3 Итоговая аттестация
ВСЕГО: 218 44 174
Содержание учебного плана
1 группа: возраст обучающихся 7 –10 лет.
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе
2. Природный материал в интерьере.
2.1. Теория: Рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Заготовка природного материала. Техника безопасности при работе с природным материалом. Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.
2. 2 Практика: "Осенняя фантазия" с использованием сухих листьев.
2.3. Композиция из осенних листьев «Лягушка»
2.4. Венок из осенних листьев, желудей, рябины. Бусы из органзы с желудями.
3. Соленое тесто.
3.1. Теория:
Беседа об инструментах и правилах безопасности при работе с ними. Рецепты теста. Хранение.
3.2. Практика:
Приемы и секреты лепки простых деталей и сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание.
3.4. Лепка из солёного теста. «Совушка -сова», «Фрукты на блюде», «Рыба», «Овечка».
4. Бисероплетение.
4.1. Теория: Основы композиции и цветоведения. Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.
4.2. Практика: Плетение на леске. Цепочки. Простейшие плетения.
5. Бумажная пластика.
5.1. Теория: Знакомство с разными видами бумаги, техника безопасности при работе с инструментами для работы с бумагой.
5.2. Практика:
Азбука бумагопластики.
Изготовление елочных игрушек, гирлянд, снежинок.
6. Изготовление аппликации из текстиля.
6.1. Теория: знакомство с текстилем.
6.2. Индивидуальные работы.
7. Изготовление мягкой игрушки.
7.1. Теория: знакомство с работой по шаблону.
7.2. Изготовление мягкой игрушки по шаблону.
8. Мозаика
7.1. Теория: история возникновения мозаики. Техника безопасности работы с инструментом. Виды мозаики иллюстрации.
7.2. Практика: изготовление мозаики с применением мелких камушков и ракушки.
Изготовление мозаики с применением цветной бумаги.
9. Джут.
9.1. Теория: история работы с джутом. Знакомство с рабочим материалом, и инструментами. Какие работы выполняют из джута и шнура- просмотр иллюстраций.
9.2. Практика: простейшие работы из джута и шнура с применением фурнитуры.
10. Аппликация с применением яичной скорлупы.
10.1. Теория. История возникновения аппликации. Техника безопасности работы с инструментами. Виды аппликаций с элементами мозаики– просмотр иллюстраций.
10.2. Практика: выполнение аппликации с использованием яичной скорлупы, сушка, покрытие лаком.
11. Аппликация с применением различного рода бумаги
11.1. Теория: виды аппликаций.
11.2 Выполнение аппликаций.
2 группа: возраст обучающихся 11-15 лет.
№
п/п
Наименование разделов и темы Количество часов Форма контроля
Всего теория практика
1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2 1 1 Вводный контроль.
Анкетирование.
2. Природный материал в интерьере 8 2 6 Текущий контроль
3. Соленое тесто
42 10 32 Текущий контроль
4. Бисероплетение
26 10 16 Текущий контроль
5. Бумагапластика
24 6 18 Промежуточная аттестация
6. Выполнение аппликации из текстиля. 20 1,5 18,5 Текущий контроль
7. Изготовление мягкой игрушки. 12 1 11 Текущий контроль
8. Мозаика 24 4,5 19,5 Текущий контроль
9. Джут 18 1,5 16,5 Текущий контроль
10. Выполнение аппликации с использованием яичной скорлупы. 18 2 16 Текущий контроль
11. Выполнение аппликации с использованием различного вида бумаги. 20 3,5 16,5 Текущий контроль
12. Итоговое занятие 4 1 3 Итоговая аттестация
ВСЕГО: 218 44 174
Содержание учебного плана
2 группа: возраст обучающихся 11 –15 лет.
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе
2. Природный материал в интерьере.
2.1. Теория: Рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Заготовка природного материала. Техника безопасности при работе с природным материалом. Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.
2. 2 Практика: "Осенняя фантазия" с использованием сухих листьев.
2.3. Композиция из осенних листьев «Лягушка»
2.4. Венок из осенних листьев, желудей, рябины. Бусы из органзы с желудями.
3. Соленое тесто.
3.1. Теория:
Беседа об инструментах и правилах безопасности при работе с ними. Рецепты теста. Хранение.
3.2. Практика:
Приемы и секреты лепки простых деталей и сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание.
3.4. Лепка из солёного теста. «Совушка -сова», «Фрукты на блюде», «Рыба», «Овечка».
4. Бисероплетение.
4.1. Теория: Основы композиции и цветоведения. Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.
4.2. Практика: Плетение на леске. Цепочки. Простейшие плетения.
5. Бумажная пластика.
5.1. Теория: Знакомство с разными видами бумаги, техника безопасности при работе с инструментами для работы с бумагой.
5.2. Практика:
Азбука бумагопластики.
Изготовление елочных игрушек, гирлянд, снежинок.
6. Изготовление аппликации из текстиля.
6.1. Теория: знакомство с текстилем.
6.2. Индивидуальные работы.
7. Изготовление мягкой игрушки.
7.1. Теория: знакомство с работой по шаблону.
7.2. Изготовление мягкой игрушки по шаблону.
8. Мозаика
7.1. Теория: история возникновения мозаики. Техника безопасности работы с инструментом. Виды мозаики иллюстрации.
7.2. Практика: изготовление мозаики с применением мелких камушков и ракушки.
Изготовление мозаики с применением цветной бумаги.
9. Джут.
9.1. Теория: история работы с джутом. Знакомство с рабочим материалом, и инструментами. Какие работы выполняют из джута и шнура- просмотр иллюстраций.
9.2. Практика: простейшие работы из джута и шнура с применением фурнитуры.
10. Аппликация с применением яичной скорлупы.
10.1. Теория. История возникновения аппликации. Техника безопасности работы с инструментами. Виды аппликаций с элементами мозаики– просмотр иллюстраций.
10.2. Практика: выполнение аппликации с использованием яичной скорлупы, сушка, покрытие лаком.
11. Аппликация с применением различного рода бумаги
11.1. Теория: виды аппликаций.
11.2 Выполнение аппликаций.
Планируемые результаты: к концу обучения:
-иметь представление о различных видах декоративно-прикладного творчества;
-знать правила подготовки рабочего места;
-знать правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
-знать и применять в работе природный материал;
-уметь создавать коллаж по образцу и собственному замыслу;
-уметь применять в работе бросовые материалы;
-знать виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;
-уметь выражать в поделке (деятельности) свою индивидуальность, свое видение мира;
-уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми (сверстниками, педагогом).