Охрименко Надежда
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования социально-педагогической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №135» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
МДОУ «Ц. р. р – д/с №135» г. Магнитогорска
Приказ № УТВЕРЖДЕНО
Заведующей
МДОУ «Ц. р. р – д/с №135» г. Магнитогорска
___/Яковенко Е. А.
Приказа №
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования социально-педагогической направленности
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования социально-педагогической направленности» размещена в разделах
«ВОЛШЕБНИК ЛЕГО»
Возраст детей 3-4 года
Срок реализации программы 8 месяцев
Разработчик: Охрименко Надежда Владимировна
Воспитатель дополнительных услуг.
г. Магнитогорск, 2019г.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы 1.1. Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Такими играми нового типа являются ЛЕГО -конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
Нормативно – правовая основа разработки Программы :
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Представленная Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебник -ЛЕГО»- технической направленности, разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей.
Актуальность. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Использование ЛЕГО- конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Отличительные особенности заключается в том, что дошкольники приобретают элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения.
Конструктор ЛЕГО это нечто большее, чем просто игрушки! Игры с ЛЕГО развивают у детей 3-4 лет моторику, что способствует развитию речи; любознательность, социальные навыки и воображение, стимулируют развитие творческого потенциала ребенка. Даже в трёхлетнем возрасте дети прекрасно собирают модели, согласно инструкциям с помощью взрослого. Малыши также учатся "подражать", то есть строить конструкцию согласно образцу. Чтобы игра длилась дольше, сложность должна соответствовать возрасту ребёнка.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность ЛЕГО- конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке ЛЕГО -конструирование открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. ЛЕГО- конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Программа рассчитана на возраст детей 3-4 лет.
В период от 2,5 до 3,5 лет ребёнок переживает так называемый кризис 3 лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Его поведение — череда «я хочу!» и «я не хочу!», «я буду!» и «я не буду!». Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть.
При восприятии предметов и явлений у ребёнка продолжает развиваться и совершенствоваться взаимодействие в работе разных органов чувств. Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают выделяться как отдельные
Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Направление их внимания на объект путём словесного указания продолжает представлять трудности. Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения.
Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. В них продолжает преобладать узнавание. Объём памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети хорошо запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось: песенку, стихотворение, какой-нибудь разговор, событие.
Сознание. В этот год жизни, накопленный богатый сенсорный опыт ребёнка позволяет ему строить обобщения этого чувственного опыта. Обогащение содержания познавательно-исследовательской деятельности позволяет детям узнать новые свойства окружающих его предметов. Формирующееся наглядно-образное мышление определяет отражение объектов окружающей действительности в сознании ребёнка в виде образов и идентификации образов и обозначающих их слов. Полученный опыт должен получить своё речевое оформление через понятия — прилагательные.
Режим занятий Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий во второй младшей группе – 30 минут.
Программа рассчитана на 8 месяцев обучения.
Тип занятий:
• индивидуальная;
• групповая;
• фронтальная
Форма занятия – очное
Методы и приемы.
Наглядный метод - Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их
в руке или на столе.
Информационно - рецептивный - Обследование ЛЕГО деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный - Воспроизводство знаний и способов деятельности.
Форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу.
Практический - Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный - Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный - Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой - Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый - Решение проблемных задач с помощью педагога.
Содержание программы реализуется в форме кружковых занятий.
Структура занятия:
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- Совершенствование навыков классификации.
-Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
- Активизация памяти и внимания. - Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
-Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ
Срок освоения программы- 32 недели, 8 месяцев
Возраст детей 3-4лет
Количество занятий 32 занятя -1 занятие в неделю
Продолжительность занятий согласно возрасту 30 мин
Объем недельной нагрузки по дополнительной образовательной деятельности 30 мин
1.2. Цели и задачи программы
Цель:
Развитие у младших дошкольников познавательных способностей в конструктивной деятельности, содействие их творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием.
Задачи:
Образовательные :
- учить умениям действовать с предметами, определять их свойства и признаки;
- содействовать формированию и закреплению знаний о счёте, форме, величине, цвете, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
Развивающие:
-способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире;
-приобщить детей к миру технического изобретательства;
Воспитательные:
-содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создавать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
1.3. Содержание программы
Календарный тематический план
№ п/п Тема занятия Задачи занятия Основные формы работы
1 Знакомство с ЛЕГО Познакомить с основными названиями деталей LEGO конструктора (кирпичик, пластина, с видами соединения деталей между собой. Формировать умение строить простейшие конструкции. Беседа.
Практическая работа
2 Построим мостик через речку Продолжать знакомить детей с разнообразными деталями и правильным соединением друг с другом. Беседа.
Практическая работа
3 Большой и маленький мостики Помогать детям строить мостики разного размера. Продолжать знакомить с видами соединения. Беседа.
Практическая работа
4 Повторение Закрепить название деталей ЛЕГО конструктора, правильное крепление между собой, вызвать интерес к ЛЕГО Беседа.
Практическая
работа
5 Построим башенку Закреплять названия деталей ЛЕГО конструктора (кирпичик, пластина, продолжать учить соединять детали между собой. Формировать умение строить простейшие конструкции. Беседа.
Практическая работа.
6 Построим две башенки
разного цвета Помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет. Закреплять знания о цветах (красный, зеленый). Учить называть предмет по форме. Беседа.
Практическая работа.
7 Высокие и низкие башенки Показать детям возможные варианты башен. Учить называть размер башенки (высокая – низкая); учить детей называть свойства предметов (цвет, форма). Беседа.
Практическая работа.
8 Повторение.
Башенки для друзей Формировать умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету. Детям нужно запомнить, а затем по памяти построить такую же башню. Практическая работа.
9 Узкая дорожка Продолжить знакомить детей с разнообразием деталей (кирпичик, лапка, клювик, пластина). Учить называть свойства предметов. Развивать наглядно-образное мышление. Беседа.
Практическая работа.
10 Широкая дорожка Учить детей называть свойства предметов, самостоятельно подбирать необходимые детали по величине. Формировать умение использовать имеющийся опыт. Беседа.
Практическая работа.
11 Широкие и узкие дорожки Учить устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, различать размер (узкий – широкий). Беседа.
Практическая работа.
12 Повторение Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, помогать детям обследовать постройки, выделяя их цвет, величину, форму. Практическая работа.
13 Синий поезд для зайчат Формировать восприятие цвета (синий, развивать воображение, память, образное мышление. Формировать умение действовать по представлению. Беседа.
Практическая работа.
14 Желтый длинный поезд
для друзей Учить детей называть свойства предметов, называть размер поезда (длинный); развивать наглядно-образное мышление. Беседа.
Практическая работа.
15 Длинный зеленый поезд,
короткий - красный Используя имеющийся опыт, упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (длинный поезд – короткий поезд). Беседа.
Практическая работа.
16 Коллективная работа с родителями Показать родителям уровень освоения детьми отдельной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по ЛЕГО конструированию. Практическая работа.
17 Построим автобус Учить создавать модель автобуса, используя LEGO. Развивать первоначальный интерес к получению результата. Продолжать развивать умение детей подбирать детали по форме и цвету. Беседа.
Практическая работа.
18 Построим грузовик Учить использовать различные приемы создания конструкции, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности, видеть образ и соотносить его с деталями конструктора. Беседа.
Практическая работа.
19 Разные машинки Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с деталями конструктора Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Беседа.
Практическая работа.
20 Повторение Закрепить конструктивные умения располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами. Преобразовывать предлагаемые заготовки. Практическая работа.
21 Построим заборчик для собачки Научить выделять геометрические формы в знакомых объектах. Закрепить знания о размере, высоте, цвете, свойствах (высокий - низкий). Беседа.
Практическая работа.
22 Разноцветные заборчики Учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру (величине). Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик). Учить детей называть свойства предметов. Беседа.
Практическая работа.
23 Заборчик для петушка Продолжать совершенствовать конструктивные умения и навыки детей. Развивать умение действовать по представлению. Развивать воображение, фантазию. Беседа.
Практическая работа.
24 Повторение Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию. Формировать сенсорные эталоны. Продолжать учить различать размер и форму предметов. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Практическая работа.
25 Построим лесенку Учить строить лесенку из шести кубиков одного цвета;
развивать умение использовать имеющийся опыт;
воспитывать желание трудиться. Закрепить цвет. Беседа.
Практическая работа.
26 Построим широкую лестницу Учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру (величине); учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик); учить детей называть свойства предметов. Закрепить с детьми основные цвета. Беседа.
Практическая работа.
27 Построим горку с лестницей Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек; способствовать развитию творческого воображения. Беседа.
Практическая работа.
28 Открытое занятие для родителей Показать родителям уровень освоения детьми дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по ЛЕГО конструированию. Практическая работа.
29 Дом моей мечты
Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Практическая работа.
30 Дома с башенками Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Учить выполнять задания по условиям.
Развивать творчество, воображение, фантазию. Беседа.
Практическая работа.
31 Теремок для животных Повторить сказку Теремок. Побуждать детей к созданию новых вариантов построек. Развивать творческие способности. Беседа.
Практическая работа.
32 Творческое конструирование
(по замыслу) Закреплять полученные навыки. Учить, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить детей вместе строить одну поделку Практическая работа.
1.4 Планируемые результаты
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волшебник ЛЕГО»
В результате обучения по программе ребенок :
В результате обучения по программе у ребенка :
Будет знать: - основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы);
- основные приемы конструирования;
- основные цвета;
- правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
Будет уметь: - соединять детали конструктора ЛЕГО;
- изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину;
- обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
- использовать речь для выражения своих мыслей и желаний, строить речевые высказывания в ситуации общения.
-использовать приемы индивидуального и совместного конструирования;
Будет иметь представление: - о простейшем анализе созданных построек;
- о вариантах создания конструкций, при добавлении других деталей.
Будет развита: - крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
- устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать
2. Комплекс организационно – педагогических условий
Учебный план
№ п/п Тема занятия Всего часов теория практика
1 Раздел 1. Знакомство с ЛЕГО 4 1 3
2 Раздел 2. Высокий –низкий 4 1 3
3 Раздел3. Узкий – широкий 4 1 3
4 Раздел 4. Короткий длинный 3 1 2
5 Раздел 5. Коллективная работа с родителями 1 1
6 Раздел 6. Транспорт 4 1 3
7 Раздел 7. Заборчик 4 1 3
8 Раздел 8. Лестницы. 4 1 3
9 Раздел 9. Открытое занятие для родителей 1 1
10 Раздел 10 Мой город 3 1 2
Итого: 32
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятия Всего часов теория практика Форма контроля промеж. аттестации
1 Раздел 1. Знакомство с ЛЕГО 4 1 3
1.2 Построим мостик через речку 1
1.3 Большой и маленький мостики 1
1.4 Повторение 1
2 Раздел 2. Высокий -низкий 4 1 3
2.1 Построим высокую башню 1
2.2 Построим две башенки разного цвета 1
2.3 Высокие и низкие башенки 1
2.4 Повторение. Башенки для друзей 1
3 Раздел 3. Узкая-широкая 4 1 3
3.1 Узкая дорожка 4
3.2 Широкая дорожка 1
3.3 Широкие и узкие дорожки 1
3.4 Повторение 1
4 Раздел 4 Длинный -короткий 3 1 2
4.1 Синий поезд для зайчат 1
4.2 Желтый длинный поезд для друзей 1
4.3 Длинный зеленый поезд, короткий - красный 1
5 Раздел 5. Коллективная работа с родителями 1 1 Занятие с родителями
6 Раздел 6. Транспорт 4 1 3
6.1 Построим автобус 1
6.2 Построим грузовик 1
6.3 Разные машинки 1
6.4 Повторение 1
7 Раздел 7. Заборчик. 4 1 3
7.1 Построим заборчик для собачки 1
7.2 Разноцветные заборчики 1
7.3 Заборчик для петушка 1
7.4 Повторение 1
8 Раздел 8. Лестницы 3 1 2
8.1 Построим лесенку 1
8.2 Построим широкую лестницу 1
8.3 Построим горку с лестницей 1
9 Раздел 9. Открытое занятие для родителей 1 1 Занятие для родителей
10 Раздел 10 Мой город 4 1 3
10.1 Творческое конструирование (по замыслу) 1
10.2 Дома с башенками 1
Теремок для животных 1
10.3 Дом моей мечты (творческое конструирование) 1
Итого: 32 8 24
2.1 Календарный учебный график
Срок реализации программы с 01.09.2019г. по 29.05.2020г.
Количество занятий 32
Недельная образовательная нагрузка (количество занятий кружка) 1 день в неделю
Выходные Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные РФ
Зимние каникулы 01.01.2020г. -09.01.2020г
Форма аттестации Промежуточная (с27.01 по31.01) и итоговая (с27.04. по30.04.)
2.2. Условия реализации программы.
Реализация данной Программы проходит в специально оборудованном помещении для развивающих занятий. Для проведения занятий используется оборудование, соответствующее росту и возрасту детей: столы и стулья, тумбочки для хранения раздаточного и дидактического материала, полки для демонстрационного и выставочного материала, мольберт, магнитная доска, ноутбук, экран, проектор, музыкальный центр.
Методические материалы
Наборы конструкторов Лего - серий ДUPLO, SYSTEM, CREATOR и ресурсные наборы к ним
-индивидуальные доски для моделирования с ограниченным периметром и сортировочные контейнеры для деталей
- для конструирования по образцу имеются наборы картинок с реалистичным и стилизованным изображением разных предметов в соответствии с учебным планом работы.
- специальные схемы: цветные, контурные, силуэтные с изображениями фигур растений, животных, транспорта, человека
-подборка схем последовательной сборки фигур растений, животных, транспорта, человека.
Основные формы занятий и приемы работы с обучающимися.
- Беседа
- Познавательная игра
- Задание по образцу
- Творческое моделирование
Деятельность детей первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Все занятия проходят в группах с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Педагог подходит к каждому ребенку, разъясняет непонятное. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. В середине занятия проводится физминутка для снятия локального и общего утомления. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
3. Список литературы
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
5. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.
6. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
7. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2.
8. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М