Екатенина Кропачева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Художественная обработка древесины»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка древе-сины» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
Декоративно-прикладное искусство играет существенную роль в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании, развивает творческое воображение и фантазию детей. Работа с различными видами материала, освоение новых технических приемов приносит большое удовлетворение и радость детям. Появляется уважение к труду, к времени, затраченному на изготовление той или иной нужной вещи. А дерево – это один из самых любимых распространённых материалов для декоративно-прикладного творчества.
Темочки:
Направленность программы: Срок реализации программы – два года для детей в воз-расте от 6 до 14 лет. Программа «Художественная обработка древесины» имеет художествен-ную направленность и направлена на развитие познавательного интереса к творчеству, на фор-мирование творческой личности ребёнка. Программа разработана с учётом возрастных особен-ностей школьников, на основе методических рекомендаций и программ Т. Я. Шпикаловой и Л. В. Ершовой. Программа также направлена на формирование художественно-творческих спо-собностей, развитие эстетического вкуса, активизацию интереса детей к декоративно-прикладному искусству, привитие любви к национальным традициям и к своему народу, при-общение к ценностям художественной культуры и дальнейшую профориентацию.
Новизна программы заключается в представлении многообразия способов и возможно-стей использования природного материала, каким является древесина. Программа позволяет расширить знакомство детей с древесиной, представляет многообразие её обработки, а так же знакомит с народными промыслами не только иллюстративно, но и даёт возможность практи-чески освоить технологию, комплексно при проектировании предметов интерьера и всего, что, так или иначе, окружает нашу жизнь. Программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетает опору на культурные традиции, творческую и инновационную направ-ленность.
Актуальность.
Современная жизнь требует людей творческих! Творчество - это постоянное усовершен-ствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность со-вершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. От раскрытия творческих возможно-стей во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом. Актуальность данной программы в том, что обучение школьников художественной обработке древесины владеет значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности, фантазии, воображения, более удачной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению. Художественная обработка древесины предоставляет уникальную возможность соединения трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без чего невозможно добиться высокой культуры труда.
Программа содержит установку на познание окружающего нас мира и нацелена на изу-чение некоторых видов народных промыслов (декоративная роспись, резьба по дереву, лозо-плетение, работа с берестой). Тема народных промыслов всегда актуальна, потому что народ-ные промыслы - это история страны, города, семьи; это достояние национальной культуры.
Педагогическая целесообразность программы объясняется причастностью детей к творческому процессу изготовления художественных изделий, которая позволяет развивать технические навыки работы с материалом, воображение детей, эмоции. Педагогическая целесообразность общеразвивающей программы состоит в формировании у детей самодостаточного проявления творческих способностей в работе с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства (декоративная роспись, аппликация, резьба, плетение) при выполнении индивидуальных заданий.
Любое занятие, творческое дело, беседа направлены на пробуждение фантазии ребёнка, заня-тия настраивают детей на создание новых необычных композиций, а так же дарят им радость творчества.
Отличительная особенность
Дерево – это один из самых любимых распространённых материалов для декоративно-прикладного творчества. Программа «Художественная обработка древесины» учит быть внимательнее к природным богатствам и включает большой спектр обработки древесного материала: спил, опил, ветки, палочки, листья, бумага, береста, рейки, древесина мягких пород, двп, фанера и сочетание его с другими видами материалов.
Особенностью программы «Художественная обработка древесины» является так же ин-теграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, техноло-гия, окружающий мир и природоведение, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит осно-вой развития познавательного интереса.
Дети знакомятся шире и глубже с символикой, её значением, орнаментом. Изучают основы цветоведения и композиции. Параллельно с практическим обучением, воспитанники получают и теоретические сведения. Занятия построены таким образом, чтобы они были максимально познавательными и увлекательными, а объекты труда имели эстетическую привлекательность, художественную ценность и давали представление о технологии обработки древесины. Про-грамма разработана с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена последовательным выпол-нением задания от теоретического к практическому. В структуру программы первого года обу-чения входят 3 образовательных блока (50 часов теории и 134 часа практики. Всего: 184 часа). В структуру программы второго года обучения входят 3 образовательных блока (49 часов тео-рии и 227 часов практики). Учебный материал в программе представлен блоками: первый блок раскрывает содержание учебного материала и даёт инструментарий для его практической реа-лизации, второй блок содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может полу-чить художественно-творческий опыт, третий блок намечает духовно-нравственную, эмоцио-нально-ценностную направленность тематики заданий. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать декоративные поделки, полез-ные, необходимые в быту или интерьере вещи.
Обучение по программе построено по принципу от простого к сложному. От работы с простыми и симметричными формами – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости к проработке объёмных форм.
Структура программы строится на линейной последовательности освоения содержания. Прохождение новой теоретической темы предполагает повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приёмы, как возвращение к пройденному, приём сопереживания придают объёмность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от самого простого, до заключительного, максимально сложного задания.
На занятиях дети знакомятся с живописными материалами и их техническими свойства-ми, получают необходимые сведения о композиции, о цвете и его взаимодействии, усваивают технические приёмы стилизации, передачи фактуры. Закономерности использования живопис-ных средств могут быть представлены в виде таблиц или спектрального круга. Так в работе над декоративным панно дети всегда должны находить единое цветовое решение в композиции, выделять главное с помощью цвета и расположения фигур.
Для того чтобы подвести детей к освоению художественного письма, предлагается метод копирования. Через копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, пластических свойств материала, особенностей композиционных решений декора. Использование шаблонов, наглядного материала дают уверенность в творческом деле, способствуют развитию моторики. Метод сравнения подразумевает разнообразие вариантов решения и развитие интересов к поисковой работе с материалом.
Дети постигают художественный язык росписи по дереву, резьбы по дереву, обучаются декора-тивной работе с материалом (береста, лоза, дерево, природный материал). В процессе создания плоскостных и объемных декоративных композиций в конкретном материале воспитанники учатся вести работу поэтапно — от разработки обобщенно-лаконичных композиционных эски-зов до завершающего этапа, осознанно используя знание языка данного вида искусства.
Разноуровневость и срок реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 6 до 14 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения и предусматривает разно уровневый подход в обучении:
1. Стартовый уровень (1год обучения детей в возрасте 6-7 лет). Задачи педагога на дан-ном этапе: раскрыть внутренний потенциал детей, пробудить творческие начала в игровой, практической деятельности и в общении. На данном этапе обучающиеся узнают способы об-работки материала, знакомятся со специальной терминологией, некоторыми понятиями, осо-бенностями. Учатся организовывать своё рабочее место, получают опыт работы с инструмен-тами и основными художественными материалами. Знакомятся с простейшими приёмами конструирования и моделирования. Возможны некоторые упрощения в задании, учитывая возможности и способности ребёнка. Для того чтобы разнообразить учебный процесс и мотивировать деятельность обучающихся, на занятиях педагог использует свои творческие возможности и приобщает детей к участию в играх, проведении мастер-классов, чтению докладов.
2. Базовый уровень. Второй год бучения после стартового уровня для детей в возрасте от 6-7 лет (первый год обучения для детей в возрасте 8-10 лет). Задачи педагога на данном этапе: помочь ребенку в поиске и выборе; развить интерес и мотивацию ребёнка к избранному виду деятельности. На данном этапе обучающиеся изучают теоретический материал знакомятся со специальной терминологией, некоторыми понятиями, особенностями., овладевают практическими умениями и навыками в творческой деятельности и учатся работать самостоятельно. Знакомятся более глубже с приёмами художественной обработки древесины (роспись, выжигание, работа с берестой, лозоплетение) и видами художественных техник (техники живописи, декупаж, ассамбляж). Обучающиеся конструируют, моделируют, находят творческий подход к каждому изделию, и, на фоне собственных открытий, рассуждают, обобщают информацию, анализируют. Обучение на данном этапе предполагает участие в выставках, творческих конкурсах и конференциях.
3. Творческий уровень. Третий год бучения после базового уровня для детей в возрасте от 6-7 лет (второй год обучения после базового уровня для детей в возрасте 8-10 лет). Задачи педагога на данном этапе: содействовать мотивации ребёнка, направлять его, способствуя раскрытию творческих способностей, личностных интересов, жизненному самоопределению, ориентации и адаптации в социальной среде. На данном этапе образовательный подход в обу-чении предполагает углубленное изучение частных тем. Обучающиеся разрабатывают эскизы, находят творческий подход к каждому изделию, готовят проектную работу, продолжают изу-чать приёмы художественной обработки древесины: роспись, выжигание, работа с берестой, лозоплетение, резьба по дереву и совершенствовать свои навыки. Программа предполагает представление, презентацию, защиту творческих работ на конкурсах и конференциях.
4. Продвинутый уровень. (Дети, прошедшие двух годичный курс обучения и/или име-ющие творческий уровень).Обучение детей, имеющих творческий уровень развития). Одарён-ные дети или дети, проявляющие особый интерес и способности, продолжают обучаться по индивидуальным образовательным планам, получая профессионально ориентированную под-готовку и специализацию по собственному выбору. Структурная модель третьего/четвертого годов обучения предполагает продвинутый уровень реализации программы и разрабатывается ежегодно на основе индивидуальных образовательных планов совместно с учащимися и их родителями. При этом работа учащихся по индивидуальным образовательным планам не может регламентироваться тематическим планом в традиционном его понимании.
Форма занятий и работа с детьми строятся на следующих приёмах и методах:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбо-мов, открыток, таблиц, и др. наглядных пособий);
- словесный метод (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический метод (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использо-вание различных инструментов и материалов при работе);
- эвристический метод (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый; проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, со-творчество;
- мотивационный метод (убеждение, поощрение);
- исследовательский метод (практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений).
Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний и умений по данной теме на данном этапе развития. При выполнении задания форма работы может быть индивидуальной, коллективной или групповой, либо работа с микрогруппой. Большое значение придается групповым формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. В групповой работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.
Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченно-сти. Чтобы создать такую атмосферу, используются беседы, диалоги с учащимися, игровые си-туации, конкурсы, викторины, сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах, использование физминуток.
Коллективные беседы и групповые практические задания способствуют сближению коллекти-ва, раскрепощению детей и открывают в них дополнительные личностные качества. Походы для сбора древесного материала, экскурсии в художественный центр по изготовлению декора-тивно-прикладных изделий, в музеи, выставочные залы, которые обогащают ребят новыми зрительными впечатлениями и образами, развивают их художественный вкус.
Комбинированные уроки включают в себя организационную часть, которая должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, далее теорети-ческую, включающая в себя необходимую информацию о теме и предмете знания, а затем прак-тическую – выполнение практического задания, подведение итогов.
Лабораторные работы, проводимые с различными художественными средствами, экспе-риментирование с различного вида материалами, сочетание их с деревом позволяют ребятам открыть новые возможности.
На занятиях используется дифференцированный подход к каждому ребёнку. В каждый УМК включается комплект практических заданий с разной степенью сложности. В рамках объединения предусмотрено проведение совместных воспитательных дел: дни именинников, конкурсы мастерства, посещение выставок и встреч с творческими людьми.
Режим занятий:
Занятия проводятся в первый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (всего 184 часа, во второй год обучения 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа (всего 276 ча-сов). Наполняемость групп 10 человек (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими пра-вилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14).
Способы проверки результатов освоения программы.
Способы и методики определения результативности образовательного и воспитатель-ного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих спо-собностей каждого ребенка. На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний, умений и навыков:
• Беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
• Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.
• Контрольные работы на время для выполнения определенной операции по предмету для проверки аккуратности, внимательности, ответственности за выполняемую работу (особен-но для групповых занятий).
• Письменные индивидуальные задания (в виде тестов, опросника и творческого мини-задания) в целях проверки общих теоретических знаний, развития воображения, концентра-ции внимания, творческих способностей, которые помогают оценить результаты учения, уровень обученности учащихся.
• После нескольких изученных приемов работы с различным инструментом предусматрива-ются занятия по повторению правил техники безопасности при работе с инструментом и др.
• Проведение выставок изделий, с обсуждением каждой выполняемой работы.
• Основной формой подведения итогов обучения является участие детей в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах и выставках.
На основе анализа, проблем и индивидуальных особенностей подбираются темы образо-вательной программы, устанавливается уровень сложности, смена форм и методов учебного процесса.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Формирование и развитие у детей эстетического вкуса, художественно-творческих способностей в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, с учётом индивиду-альности каждого ребёнка.
Основные задачи программы:
1. Формировать практические навыки работы с наиболее распространёнными инструментами и приспособлениями ручного труда при технологии обработки древесины.
2. Обучать детей различным художественным техникам декоративно-прикладного творчества и техникам изобразительной деятельности.
3. Развивать познавательный интерес и художественно-творческие способности детей: фанта-зию, воображение, умение выразить свой замысел с помощью эскиза, рисунка, умение гра-мотно строить композицию.
4. Развивать активность и самостоятельность обучающихся, аккуратность, настойчивость и трудолюбие в работе.
5. Формировать духовные качества личности: воспитывать терпение, внимание и уважение к людям, культуру поведения и общения в коллективе.