Галина Звягина
Дополнительная образовательная программа «Зёрнышки добра» по обучению детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Направленность.
«Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине».
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Новизна.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Происходящие сегодня в стране политические и социально - экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.
В ходе реализации данной программы происходит совершенствование восприятия, все большего осмысления прослушанных и заученных русских народных сказок, потешек, зазывалок, пословиц и поговорок, обогащение чувств; развивается эмоциональная отзывчивость, по отношению к русскому народному творчеству; формируется внимание к выразительным средствам языка; повышается интерес к традициям русской народной культуры, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуется социальные навыки поведения. Игры – драматизации, хороводы на основе русского фольклора становятся одним из средств развития детского творчества.
Актуальность.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключик к сердцу человека…». Именно поэтому наши интересы обратились к духовно - нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Мы с большой любовью относимся к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю.
Важно начать работу по формированию духовно - нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить духовно - нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи моей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников. Приблизить к нам мир православной культуры, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, призвана программа по духовно – нравственному воспитанию «Зёрнышки добра».
Педагогическая целесообразность.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития мышления, воображения - психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества - одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Программа дополнительной образовательной услуги «Зёрнышки добра» является инновационным образовательным документом.
Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании» и с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Она направлена на формирование личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.
Целесообразность этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей.
Цель.
Целостное духовно – нравственное воспитание и развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.
Задачи.
Общие задачи:
- воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Обучающие :
- дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
Воспитательные:
- воспитывать духовно – нравственные чувства;
- формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
- воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, к стране.
Развивающие:
- формировать и развивать творческую духовно – нравственную личность с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
- содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей.
Познавательное развитие: знакомство с новыми техниками.
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Речевое развитие: умение поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Художественно-эстетическое развитие: чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок; прослушивание музыкальных произведений.
Физическое развитие: выполнение физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.
Характеристика детей 4 - 5 лет.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4 — 5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Новые черты появляются в общении детей 4 — 5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями, но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю : «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2 — 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
У детей ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков».
Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно - ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4 — 5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.
На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности.
Программа разработана для детей 4 - 5 лет.
Рассчитана на один учебный год.
Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. Длительность занятия составляет 20 минут.
Содержание составлено с учётом возрастных особенностей и в соответствии СанПин 2.4.3049.13. (требования к организации режима дня и организации учебно - образовательной деятельности).
При проведении занятий соблюдаются правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования, своевременно проводится инструктаж с детьми по технике безопасности.
Работа кружка «Зёрнышки добра» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания разных видов с различными материалами.
Последовательность тем в учебно - тематическом плане выстроена с учётом возрастных особенностей детей. У детей среднего дошкольного возраста отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале, поэтому содержание занятий предусматривает чередование различных видов деятельности и материалов.
Программа включает теоретическую и практическую работу. Работа связана с народным искусством, народными традициями, народными промыслами.
Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами:
• Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
• Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
• Доступности (познание происходит от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
• Личностно- ориентированного подхода (знания подаются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
• Связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
• Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно- следственные связи);
• Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативу детей).
В работе используются следующие методы обучения :
• Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия);
• Словесный (беседа, рассказ, стихи, загадки, объяснение, вопрос);
• Практические упражнения;
• Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
1. Формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе.
2. Восприятие литературных произведений.
3. Эстетическое развитие детей.
4. Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Формы и режим образовательной деятельности.
Основной формой является комбинированная образовательная деятельность, которая включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть, то есть непосредственно сама работа (практика, и подведение итогов – озвучивание результатов.
Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических заданий, в виде заданий на развитие внимания, памяти, мышления. Особенностью методики проведения является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных заданий многообразны, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Предполагаемый результат.
Ожидаемые результаты освоения программы
1. Наличие первичных представлений о духовно - нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.
2. Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности в соответствии с духовно - нравственными ценностями (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, договариваться, обмениваться, распределять действия, применять усвоенные правила).
3. Развитие способностей управлять своим поведением и планировать действия (имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно).
4. Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать (задавать вопросы взрослым, способность самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращаться за помощью).
5. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребё нком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Система оценки результатов освоения программы
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
Ее результатами могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы, где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.
Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы:
- беседы;
- наблюдение;
- анализ продуктов детской деятельности;
- диагностическая ситуация.
В рамках программы «Зёрнышки добра» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг детского развития (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень приближения ребёнка к целевым ориентирам и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка.
Прогнозированный результат.
Воспитанники должны уметь:
• рассказать о своей семье, опираясь на такие нравственные качества, как любовь к самым близким людям, уметь заботиться о пожилых членах семьи;
• рассказать об исторических корнях города, называть традиции родного края, достопримечательности города Тольятти и Самарской области;
• рассказать об основных православных праздниках, углублять понимание детьми «добра», «зла», знать верное отношение к добру и злу;
• рассказывать о народной культуре, её богатстве и красоте, любить и ценить народную мудрость;
• рассказывать о российской армии, о воинах и защитниках русской земли, иметь представление о том, что они будущие защитники Родины, любить Родину, прививать уважение к прошлому, настоящему, будущему.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
1. Творческие выставки детских работ.
2. Участие в выставках различного уровня на духовную тематику.
3. Стенгазеты, буклеты.
4. Слайдовые презентации.
5. Детские мини – проекты.
6. Садовские, семейные мероприятия.
Наряду с образовательным процессом дети привлекаются и в культурно - досуговые мероприятия: изготовление игрушек к «Новому году», подарки папам и мамам к праздникам «23 февраля», «8 марта», тем самым повышая эффективность обучения.
Учебно-тематический план.
№ Тема Количество часов Месяц
1 неделя Тема: «Наша Родина - Россия».
1 Сентябрь
2 неделя Тема: «Бог – Создатель мира».
1
3 неделя Тема: «Семья. Семейное древо».
1
4 неделя Тема: «Народные праздники».
1
1 неделя Тема: «Моя малая Родина - Тольятти».
1 Октябрь
2 неделя Тема: «Знакомство с Библией».
1
3 неделя Тема: «Хлеб – всему голова».
1
4 неделя Тема: «Капустник».
1
1 неделя Тема: «Богатыри – защитники земли русской».
1 Ноябрь
2 неделя Тема: «Заповеди божьи».
1
3 неделя Тема: «Чему нас учат сказки?».
1
4 неделя Тема: «День пожилого человека».
1
1 неделя Тема: «Москва – столица нашей Родины».
1 Декабрь