Данилкина Анна Викторовна
Дополнительная образовательная программа «Речевичок» в cредней группе 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Направленность.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Актуальность.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Речевичок“ в cредней группе 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь– это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации:
1. Правильный образец педагога.
2. Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
4. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
5. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
6. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Ожидаемые результаты
- обогатится словарь воспитанников;
- сформируется навык употребления нужных по смыслу слов;
- выработается правильное звукопроизношение
- сформируется артикуляционный аппарат;
- сформируется умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики;
- расширятся знания о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы - 4 – 5 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы с сентября по май.
Формы и режим образовательной деятельности.
Основной формой является непосредственная образовательная деятельность, которая включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала.
Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических заданий, в виде заданий на развитие внимания, памяти, мышления. Особенностью методики проведения является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы игровых заданий многообразны, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.
Целевые ориентиры образования для детей 4 – 5 лет
1. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
2. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
3. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
4. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе.
5. Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
6. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
7. В беседе, в диалоге может высказать свою точку зрения.
8. Способен выполнять задания по образцу, и по словесной инструкции.
9. Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов).
10. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.
11. Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
12. Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.
13. Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
14. Знает представителей животного мира (звери, птицы, насекомые).
15. Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
16. Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
17. Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
18. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
1. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
2. Обогащение, уточнение и активизация словаря;
3. Правильное употребление грамматических категорий;
4. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях; 5. Формирование связной речи;
6. Закрепление формирующихся навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматический строя речи, речевого слуха; 7. Подготовка органов артикуляции к правильному произношению основных групп звуков; 8. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания, сформировать лексико-грамматический строй речи, речевой слух.
Проведение диагностических исследований в начале и в конце учебного года.
Занятия по программе «Звуковичок» в специально оборудованных кабинете для работы с детьми дошкольного возраста. Окружающий предметный мир пополняется, обновляется в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.
Кабинет для занятий соответствуют требованиям СанПин, оборудованы мебелью и освещением в соответствии с санитарными нормами.
По содержанию программы педагогом используются методические пособия:
-«Пальчиковые игры»,
-«Игры для постановки правильного речевого дыхания».
-«Артикуляционная гимнастика»,
-«Кинезиологические упражнения»,
-"Игры направлены на развитие фонематического слуха".
-игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
-детские книги (сказки, рассказы, былины, иллюстрации и т. д.);
-игры, оборудование для развития речи;
-настольные дидактические игры;
-картины, предметно-схематические модели;
-образовательный (раздаточный) материал на печатной основе.
Перспективный план программы кружка
№ Тема Количество часов Время
Сентябрь
1. Вводное занятие. «Игрушки» 1 1 ч.
2. «Путешествие «Веселого Язычка».
Развитие слухового внимания 1 1 ч.
3. «Путешествие «Веселого Язычка».
1 1 ч.
4. «Наш любимый детский сад» 1 1 ч.
Октябрь
5 «Осень. Признаки осени» 1 1 ч.
6 «Огород. «Овощи» 1 1 ч.
7 «Сад. Фрукты» 1 1 ч.
8 «Лес. Грибы и лесные ягоды» 1 1 ч.
Ноябрь
9. «Одежда» 1 1 ч.
10. «Обувь» 1 1 ч.
11. «Мебель» 1 1ч
12. «Посуда» 1 1 ч.
Декабрь
13. «Зима» 1 1 ч
14. «Зимующие птицы» 1 1 ч.
15. «Комнатные растения» 1 1 ч.
16. Новогодний праздник,игрушки» 1 1 ч.
Январь
17. «Новогодние каникулы» 1 1 ч.
18. «Домашние животные» 1 1 ч.
19. «Дикие животные» 1 1 ч.
20. «Домашние-дикие животные» 1 1 ч.
Февраль
21. «Профессии» 1 1 ч.
22. «Профессии» 1 1 ч.
23. «23 февраля» 1 1 ч.
24. «Транспорт» 1 1 ч.
Март
25. «8 Марта. Мамины профессии» 1 1 ч.
26 «Ранняя весна» 1 1 ч.
27. «Первые весенние цветы» 1 1 ч.
28. «Наш город» 1 1 ч.
Апрель
30. «День космонавтики» 1 1 ч.
29. «Перелётные птицы» 1 1 ч.
31. «Птицы прилетели» 1 1 ч.
32. «Наш город» 1 1 ч.
Май
33 «Правила дорожного движения» 1 1 ч.
34 «День Победы» 1 1 ч.
35 «Лето. Цветы» 1 1 ч.
36 «Итоговое занятие»диагностика 1 1 ч.
Итого: 36 часа