Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа «Маленькие музыканты» по обучению детей игре на фортепьяно

Лопатина Татьяна
Дополнительная образовательная программа «Маленькие музыканты» по обучению детей игре на фортепьяно
▼ Скачать + Заказать документы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МАЛЕНЬКИЕ МУЗЫКАНТЫ»

обучение детей игре на фортепьяно

разработчик музыкальный руководитель

высшей категории Лопатина Т. В

пгт. Рефтинский

2024 г.

Содержание

Пояснительная записка 3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 4

1.1 Общие положения 4

1.2 Цель и задачи программы 5

1.3 Принципы обучения детей игры на фортепиано 6

1.4. Паспорт программы 6

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 7

2.1. Педагогическая технология обучения детей 8

2.2 Организация учебного процесса 9

2.3 Организация воспитательной деятельности 10

2.4 Учебно – тематический план 11

Список литературы 15

Пояснительная записка.

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» Сухомлинский В.

Педагоги сегодня говорят о том, что в условиях современной природно-социальной ситуации проблематика приобщения детей к музыкальному искусству приобретает глобальный характер.

Разнообразные социологические и другие данные, отражающие динамику эстетического воспитания российских детей в последние годы, свидетельствует о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – не заоблачное «завтра», а суровая реальность дня сегодняшнего.

Педагоги и психологи едины во мнении: «Без особых совместных усилий педагогов и родителей уже невозможно воспитать ребёнка, как гармонично развитую личность».

Проблема раннего формирования музыкально – эстетического вкуса актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Как одно из средств, способствующих решению данной проблемы, а так же с целью повышения эффективности работы по раскрытию ранней одаренности детей дошкольного возраста, в рамках дополнительных образовательных услуг, в нашем дошкольном образовательном учреждении, был создан кружок по обучению игре на фортепиано.

Дополнительные образовательные услуги предоставляются на платной основе. Возможность их оказания предусмотрена уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств и не используются взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Раннее музыкальное развитие является эффективным средством активации высших функций мозга и абстрактного мышления. С его помощью можно корректировать задержки психомоторного развития. Упражнения для рук ускоряют процесс образования и закрепления условных рефлексов, ускоряют созревание сенсомоторных зон коры головного мозга, центра речи, способствует интеграции деятельности мозга. Массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера определяет актуальность решения таких проблем с помощью занятий на фортепиано. В основу программы по обучению дошкольников игре на фортепиано положена концепция развивающего обучения и всестороннее развитие способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения игре на фортепиано. Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий, терпения. Актуальность, педагогическая целесообразность программы – помощь ребенку – дошкольнику, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность.

1. Целевой раздел

При разработке программы работы кружка были использованы методики преподавания игры на фортепиано Цыпина Г. М. Юдовина-Гальпериной Т. Б. Баренбойма Л. А. Нейгауза Г. Г. Крюковой В. В. Беловановой М. Е.

Программа «Маленькие музыканты» дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» городского округа Рефтинский (МБДОУ «Детский сад «Радуга») (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).

Программа «Маленькие музыканты» предназначена для работы с

детьми 5-7 летнего возраста, обладающими интересом к музыкально-

исполнительской деятельности в форме игры на фортепиано и

потенциальными способностями к данному виду художественно-

эстетической деятельности (музыкальный слух, гибкость и пластичность

игрового аппарата).

Представленная в программе система обучения предполагает

индивидуализацию содержания и темпов его освоения.

Разучивание простых мелодий, по тематике связанных с основным

образовательным содержанием текущего периода, дает детям возможность

представить продукты своей музыкальной деятельности на праздниках,

концертах, конкурсах, презентациях…

Программа может быть полезна музыкальным руководителям ДОУ,

обучающим детей элементарному музицированию, как одному из из

направлений художественно-эстетического развития детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования ориентирует педагогов дошкольной организации на раскрытие и

развитие творческих способностей детей, в том числе, и в области

музыкального воспитания.

Одной из сфер музыкально - исполнительской деятельности является

музицирование, к которой дошкольники проявляют достаточно большой

интерес. Некоторые дети 6 лет уже посещают нулевой класс музыкальной

школы. Однако, такая возможность есть далеко не у каждой семьи. В то же

время, влияние музыкальной деятельности на развитие личности ребенка

неоспоримо. Занятия музыкой развивают индивидуально – личностные

качества ребенка и помогают ему приобщаться к деятельному образу жизни.

Данная деятельность находится за пределами образовательной

программы дошкольного учреждения и не входит в перечень обязательных

образовательных услуг. Поэтому студия может функционировать лишь как

платная дополнительная образовательная услуга, организация которой

осуществляется на основе Договора с родителями.

Цель:

Удовлетворение образовательных потребностей семьи по приобщению

ребенка к основам игры на фортепиано

Задачи:

1. Предоставить детям, обладающим интересом и способностями к

музицированию, возможность реализовать свой творческий потенциал.

2. Способствовать овладению детьми основами нотной грамоты и умением

воспроизводить музыкальные звуки (мелодии) на основе их нотной записи.

6

3. Содействовать развитию гибкости кисти и пластичности движения рук, как

условию грамотной постановки игрового аппарата.

4. Обучать детей исполнению несложных музыкальных произведений

фольклорного, песенного и танцевального характера.

5. Приобщать детей к основам сценической культуры в ходе представления

концертных номеров.

Технические элементы музыкальной компетентности ребенка,

посещающего студию (конец учебного года):

- правильная (или близкая к правильной) постановка игрового аппарата;

овладение основами нотной грамоты;

- овладение элементарными приемами звукоизвлечения и исполнения

мелодий с малым диапазоном звуков и простым ритмическим рисунком;

- овладение метро-ритмическими и координационными умениями;

- способность к музыкальному восприятию, голосовому и

инструментальному отражению звуковысотного ряда первой октавы;

- проявление творческой инициативы музыкальной импровизации.

Для успешного овладения техникой элементарного музицирования

ребенку необходимо: развитость музыкальной и зрительной памяти, знание

нот и их расположения на нотном стане, мышечное и слуховое чувство

клавиатуры в разных регистрах, способность визуально представить

целостность музыкального произведения, умение эмоционально

выразительно передавать его характер с помощью темпо – ритма, силой и

динамики звуков.

Принципы:

- принцип индивидуализации - соответствия содержания индивидуальным

возможностям, способностям и интересам ребенка;

- принцип факцинации – вовлечения через увлечение (представление

собственной и концертной музыкально-исполнительской деятельности);

- принцип визуальной символической опоры (цветовая символизация нот

на нотном стане и на клавишах инструмента);

- принцип образного представления содержания музыкальных

произведений;

- принцип приоритетности игры при обучении технике постановки руки,

тренировки мышечного и суставного аппарата;

- принцип здоровьесбережения – исключения физического и психического

перенапряжения организма ребенка;

- принцип многократности повторения элементов музицирования с целью

их закрепления на уровне двигательной, зрительной и слуховой памяти;

- принцип аккомпонировнаия – интеграции действий музицирования с

вокальным или танцевальным исполнением;

- принцип практической ценности музыкального продукта – применения

музыкальных номеров как инструментального сопровождения вокального и

хорового пения, танцевальных движений, самостоятельного концертного

номера и сольного элемента оркестрового исполнения;

- принцип презентабельности продуктов музыкально-исполнительской

деятельности и музыкальной импровизации.

Паспорт программы

№ Наименование

Программы

«МАЛЕНЬКИЕ МУЗЫКАНТЫ» - дополнительная

общеразвивающая программа индивидуального обучения игре

на фортепиано

Основание для

разработки

Программы

• Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»

• Закон РФ от 07.021992г. №2300-1 «О защите прав

потребителей»

• Постановление Правительства РФ от 15.08.2013г. №706 «Об

утверждении Правил оказания платных образовательных

услуг»

• Положение об оказании платных дополнительных

образовательных услуг в МБДОУ «Детский сад»Радуга»

• Договор между МБДОУ и родителями

(законными представителями) ребенка

Заказчики Родители (законные представители) воспитанников МБДОУ

«Детский сад»Радуга»»

Организация

Исполнитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» городского округа «Рефтинский

Содержание дополнительной образовательной программы

Педагогическая технология обучения детей

Процесс обучения детей игре на фортепиано в условиях студии

«Маленькие музыканты» происходит на индивидуальных занятиях. На

занятиях дети постепенно осваивают основные пианистические умения:

положение корпуса за инструментом, свобода и пластичность рук,

координация движений и приемы звукоизвлечения. Осваивается

метроритмическое содержание, закладываются основы чтения нотного

текста. Ребенок знакомится с разнообразными произведениями различных

жанров.

Произведения для музицирования отбираются с учетом

индивидуальных возможностей и способностей ребенка, а также

особенностей его психофизического развития. Произведение в течение ряда

занятий тщательно прорабатывается и доводится до уровня публичных

выступлений в концертах, конкурсах, фестивалях….

Работа над произведением, осмысление его образного содержания

происходит через игру – показ руководителя, использование

художественных иллюстраций, образов литературных героев.

Преобладающей формой организации детей и представления музыкальных

образов в работе с дошкольниками является игра. Основной метод

знакомства ребенка с музыкальным произведением – собственное

исполнение руководителем студии. Слушая игру взрослого, ребенок

старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на

звучание произведения в целом.

В ходе непосредственного обучения детей элементарному музицированию,

педагог использует следующие методы: словесные (объяснение, беседа,

рассказ, подбор ассоциаций, образных сравнений); наглядно-слуховой (показ

с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение процесса

исполнения); практические (упражнения музицирования на инструменте,

чтение нот с листа и их воспроизведение на музыкальном инструменте,

разучивание и исполнение простых музыкальных произведений).

Детям гораздо интереснее разучивать произведение, если его

исполнение предназначено не только для слушания в концертной программе,

но и для аккомпонирования вокальному и хоровому пению, танцевальным

движениям или сольному звучанию в оркестре. Каждое из разучиваемых

произведений репертуара маленького музыканта подобрано из числа песен.

Слова в данном случае помогают ребенку представить образ произведения,

осмыслить и передать его характер. После того, как произведение готово к

исполнению на публике, оно разучивается уже на уровне аккомпонемента

или ансамблевого исполнения.

Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход,

учитывающий возрастные особенности и физические данные ребенка.

Основные методы, используемые на занятиях: убеждение, поощрение,

стимулирование. Программа предполагает вариативность обучения так, как

темп развития каждого ребенка индивидуален.

Для наиболее полного раскрытия творческих способностей ребенка

необходимо создать доброжелательный, уютный микроклимат занятий в

студии. Взаимосвязь и тесный контакт с родителями – также одно из

основных условий реализации данной программы

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 5–7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1год.

Формы и режим занятий - индивидуальный.

Занятия проводятся один раза в неделю по 20 минут

Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы:

индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении

выученных произведений;

выступление на утренниках;

участие детей в конкурсах, фестивалях.

Организация учебного процесса

На первом этапе обучения главной задачей является введение воспитанника в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими

игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении.

Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ребенок подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.

Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой подголосочной фактуры, контрастных сопоставлений голосов и имитационной структуры.

При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности

Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим дыханием, артикуляционными штрихами.

Приобщение дошкольника к произведениям крупной формы происходит на материале вариационных циклов и сонатин.

Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений.

Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.

Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ребенка в его работе над исполнительской задачей любой сложности.

Организация воспитывающей деятельности

Основной задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и обучение пианистическим навыкам, для выполнения чего необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей и т. д. стало не целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и обще музыкальное развитие воспитанника. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство.

Особое внимание нужно уделять воспитанию любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве, приводя в пример крупнейших композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке образец высших художественных ценностей

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа по экспериментированию для детей от 5 до 6 лет По познавательной экспериментальной деятельности «Любознайки» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ Пояснительная записка. Старший дошкольный возраст.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Маленькие музыканты» по обучению детей игре на фортепьяно
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 12:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа «Маленькие музыканты» по обучению детей игре на фортепьяно» (включая файлы) размещена пользователем Лопатина Татьяна (УИ 3324981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД