Получи документы

Дополнительная образовательная программа для детей младшего возраста «Магия песка»

Алена Подвинцева
Дополнительная образовательная программа для детей младшего возраста «Магия песка»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей старшего и младшего дошкольного возраста “ Магия песка”, (далее Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 304 предусматривает дополнительное образование детей младшего и старшего дошкольного возраста по познавательно - эстетическому развитию.

Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

Публикация «Дополнительная образовательная программа для детей младшего возраста „Магия песка“» размещена в разделах

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

- СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”.

- Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 “Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг”.

- Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 “Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования”.

- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”.

- Письмо Миноборнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”.

- Положение.

- Устав МБДОУ Детский сад № 304.

Направление программы :

- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

- развитие воображения, творческого мышления;

- развитие высших психических функций;

- развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия);

- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

2. Общая характеристика работы с песком.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.

3. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

4. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

5. Песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с “особыми” детьми.

Цель программы : развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Реализация программы : в форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).

Задачи:

• развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные пропорции его частей, использую разные оттенки света и тени;

• учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии;

• развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;

• развивать художественно-эстетический вкус;

• воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.

Организация работы:

• режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13

• организация образовательного процесса регламентируется с планом образовательных работ и расписанием образовательной деятельности, утверждаемых заведующим ДОУ.

программа рассчитана на 1 год обучения (дети 3 лет).

• подгруппа может насчитывать 3-5 ребёнка.

• форма организации занятий – подгрупповая.

• периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 36 занятия за учебный год, во второй половине дня.

Длительность занятий: 15 минут - дети младшего возраста.

Ожидаемые результаты:

После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научатся последовательно и точно действовать по образцу с учётом развития сюжета, выстраивать композиции на песке. Повышается эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.

Способы определения результативности:

В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы, развития мелкой моторики.

Условия работы с детьми:

1. Желание родителя (законного представителя ребенка) и согласие ребенка.

2. Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к проведению занятий.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования : наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.

3. Содержание дополнительной образовательной программы.

Оборудование “педагогической песочницы”

1. Световой стол 50/70 см. Высота бортов 10 см.

2. Чистый белый песок.

3. Кинетический песок, лоток.

5. Модуль для игры «Вода-песок».

6. Музыкальное сопровождение на CD.

7. Световая лампа.

8. Световое панно «Море».

9. Гирлянда «Бегущие огоньки»

10. Материалы для рисования:

• кондитерский шприц (бумажный кулёк);

• массажный мяч;

• ситечко;

• трафареты;

• трубочки (выдувание рисунков);

• декоративные украшения (камни, палочки);

• кисти.

Организация игр-занятий с песком

1. Ориентировочный этап.

Адаптационные игры-занятия в песке, проводятся с учетом возрастных особенностей детей (возможно индивидуально).

Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на большом световом столе.

Педагог - психолог знакомит детей со своими Игрушками - посредниками в играх: (Краб – Крабыч и динозавр Дава). Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице, посредством этой игрушки, объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Педагог - психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать. Сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым - “рука в руке”.

2. Игра с Краб - Крабычем. Краб - Крабыч приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). При работе с дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т. п.). Также дети с помощью Краб - Крабыча обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Краб - Крабыч хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ним в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Способы работы с песком :

1) способы засыпания рабочего стола:

• просеивание (сквозь пальцы);

• расхлопывание ладошкой;

• дождик (сыпем из кулачка);

• торнадо (сыпем из двух кулачков);

• волна;

2) техника рисования песком (основные приёмы) :

высыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;

втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;

процарапывание: палочкой, картоном, кистью;

отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;

3) особенности в работе с песком на световых столах :

• рисование отличается простотой;

• песочное рисование это – КРАСОТА!

• пластичность;

• уменьшение стресса;

• воздействие светом, цветом, музыкой.

Организационный момент:

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребё нка в начале игры предлагается стихотворное вступление:

В ладошки наши посмотрите,

В них доброту, любовь найди.

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А ещё желательно,

Делать всё внимательно!

(А. Густышкин)

3. Правила поведения в песочнице:

• нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы;

• нельзя бросать песок в других или брать его в рот;

• после игры надо помочь Краб – Крабычу убрать все игрушки на свои места;

• после игры в песке надо помыть ручки (использовать влажные салфетки)

4. Упражнение вводное “Здравствуй, Песок!”

Цель: снизить психофизическое напряжение.

Ведущий от имени Краб - Крабыча просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребё нок:

- дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

- сжимает (легко, с напряжением) кулачки с песком, затем высыпает в песочницу;

- дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

- перетирает песок между пальцами и ладонями. Можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: “С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка. ”

Дети описывают и сравнивают свои ощущения:

• “приятно - неприятно”

• “колючее – шершавое - гладкое”

Катаем гладкий и массажный мяч.

4. Ритуал прощания

- Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем Краб - Крабычу, чем мы занимались.

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.

- Вам было интересно с Краб - Крабычем?

Дети обнимают Краб - Крабыча и рассказывают, что особенно понравилось, запомнилось, чем хотелось бы заняться на следующей встрече.

- До свидания, я буду вас ждать.

4. Учебно-тематический план программы дополнительного образования “ Магия песка”

Месяц Количество занятий Лексическая тема

Возраст 35 кол-во часов

Сентябрь

1 Знакомство с песком. Свойства песка. 0,15-0,25

2 “Воздушные шары” 0,15-0,25

3 “Солнышко” 0,15-0,25

4 “Тучка и дождик” 0,15-0,25

Октябрь 5 “Лесенка” 0,15-0,25

6 “Арбуз” 0,15-0,25

7 “Яблоня” 0,15-0,25

8 “Ёжик” 0,15-0,25

Ноябрь 9 “Лес. Ёлка” 0,15-0,25

10 “Клубок” 0,15-0,25

11 “Овечка” 0,15-0,25

12 “Неваляшка” 0,15-0,25

Декабрь 13 “Снеговик” 0,15-0,25

14 “Снежинка” 0,15-0,25

15 “Новогодняя ёлочка” 0,15-0,25

16 “Улыбка” 0,15-0,25

Январь 17 Морской мир “Морской лес”, “Звезда” 0,15-0,25

18 Морской мир “Осьминог” 0,15-0,25

19 Морской мир “Кит” 0,15-0,25

20 Морской мир “Рыбка” 0,15-0,25

Февраль 21 “Город” 0,15-0,25

22 “Корабль. Море” 0,15-0,25

23 “Машина” 0,15-0,25

24 Самолёт 0,15-0,25

Март 25 “Торт со свечами”

0,15-0,25

26 “Цветы для мамы” 0,15-0,25

27 “Сердечко” 0,15-0,25

28 “Кот с усами” 0,15-0,25

Апрель 29 “Вертолёт” 0,15-0,25

30 “Ракета. Комета” 0,15-0,25

31 “Мухомор” 0,15-0,25

32 “Петушок” 0,15-0,25

Май 33 “Цыплёнок” 0,15-0,25

34 “Лягушка” 0,15-0,25

35 “Бабочка” 0,15-0,25

36 “Божья коровка” 0,15-0,25

Итого 35

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа для детей младшего возраста «Магия песка»
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 12:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа для детей младшего возраста «Магия песка»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Подвинцева (УИ 75873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД