Алена Подвинцева
Дополнительная образовательная программа для детей младшего возраста «Магия песка»
▼ Скачать +Заказ
1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей старшего и младшего дошкольного возраста “ Магия песка”, (далее Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 304 предусматривает дополнительное образование детей младшего и старшего дошкольного возраста по познавательно - эстетическому развитию.
Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
Публикация «Дополнительная образовательная программа для детей младшего возраста „Магия песка“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”.
- Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 “Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг”.
- Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 “Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования”.
- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”.
- Письмо Миноборнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”.
- Положение.
- Устав МБДОУ Детский сад № 304.
Направление программы :
- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
- развитие воображения, творческого мышления;
- развитие высших психических функций;
- развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия);
- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.
2. Общая характеристика работы с песком.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
3. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
4. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5. Песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с “особыми” детьми.
Цель программы : развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Реализация программы : в форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Задачи:
• развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные пропорции его частей, использую разные оттенки света и тени;
• учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии;
• развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
• развивать художественно-эстетический вкус;
• воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.
Организация работы:
• режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13
• организация образовательного процесса регламентируется с планом образовательных работ и расписанием образовательной деятельности, утверждаемых заведующим ДОУ.
• программа рассчитана на 1 год обучения (дети 3 лет).
• подгруппа может насчитывать 3-5 ребёнка.
• форма организации занятий – подгрупповая.
• периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 36 занятия за учебный год, во второй половине дня.
Длительность занятий: 15 минут - дети младшего возраста.
Ожидаемые результаты:
После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научатся последовательно и точно действовать по образцу с учётом развития сюжета, выстраивать композиции на песке. Повышается эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.
Способы определения результативности:
В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы, развития мелкой моторики.
Условия работы с детьми:
1. Желание родителя (законного представителя ребенка) и согласие ребенка.
2. Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к проведению занятий.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования : наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.
3. Содержание дополнительной образовательной программы.
Оборудование “педагогической песочницы”
1. Световой стол 50/70 см. Высота бортов 10 см.
2. Чистый белый песок.
3. Кинетический песок, лоток.
5. Модуль для игры «Вода-песок».
6. Музыкальное сопровождение на CD.
7. Световая лампа.
8. Световое панно «Море».
9. Гирлянда «Бегущие огоньки»
10. Материалы для рисования:
• кондитерский шприц (бумажный кулёк);
• массажный мяч;
• ситечко;
• трафареты;
• трубочки (выдувание рисунков);
• декоративные украшения (камни, палочки);
• кисти.
Организация игр-занятий с песком
1. Ориентировочный этап.
Адаптационные игры-занятия в песке, проводятся с учетом возрастных особенностей детей (возможно индивидуально).
Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на большом световом столе.
Педагог - психолог знакомит детей со своими Игрушками - посредниками в играх: (Краб – Крабыч и динозавр Дава). Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице, посредством этой игрушки, объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.
Педагог - психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать. Сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым - “рука в руке”.
2. Игра с Краб - Крабычем. Краб - Крабыч приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). При работе с дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т. п.). Также дети с помощью Краб - Крабыча обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Краб - Крабыч хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ним в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.
Способы работы с песком :
1) способы засыпания рабочего стола:
• просеивание (сквозь пальцы);
• расхлопывание ладошкой;
• дождик (сыпем из кулачка);
• торнадо (сыпем из двух кулачков);
• волна;
2) техника рисования песком (основные приёмы) :
• высыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
• втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
• процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
• отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
3) особенности в работе с песком на световых столах :
• рисование отличается простотой;
• песочное рисование это – КРАСОТА!
• пластичность;
• уменьшение стресса;
• воздействие светом, цветом, музыкой.
Организационный момент:
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребё нка в начале игры предлагается стихотворное вступление:
В ладошки наши посмотрите,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательно,
Делать всё внимательно!
(А. Густышкин)
3. Правила поведения в песочнице:
• нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы;
• нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
• после игры надо помочь Краб – Крабычу убрать все игрушки на свои места;
• после игры в песке надо помыть ручки (использовать влажные салфетки)
4. Упражнение вводное “Здравствуй, Песок!”
Цель: снизить психофизическое напряжение.
Ведущий от имени Краб - Крабыча просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребё нок:
- дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- сжимает (легко, с напряжением) кулачки с песком, затем высыпает в песочницу;
- дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- перетирает песок между пальцами и ладонями. Можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: “С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка. ”
Дети описывают и сравнивают свои ощущения:
• “приятно - неприятно”
• “колючее – шершавое - гладкое”
Катаем гладкий и массажный мяч.
4. Ритуал прощания
- Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем Краб - Крабычу, чем мы занимались.
Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.
- Вам было интересно с Краб - Крабычем?
Дети обнимают Краб - Крабыча и рассказывают, что особенно понравилось, запомнилось, чем хотелось бы заняться на следующей встрече.
- До свидания, я буду вас ждать.
4. Учебно-тематический план программы дополнительного образования “ Магия песка”
Месяц Количество занятий Лексическая тема
Возраст 35 кол-во часов
Сентябрь
1 Знакомство с песком. Свойства песка. 0,15-0,25
2 “Воздушные шары” 0,15-0,25
3 “Солнышко” 0,15-0,25
4 “Тучка и дождик” 0,15-0,25
Октябрь 5 “Лесенка” 0,15-0,25
6 “Арбуз” 0,15-0,25
7 “Яблоня” 0,15-0,25
8 “Ёжик” 0,15-0,25
Ноябрь 9 “Лес. Ёлка” 0,15-0,25
10 “Клубок” 0,15-0,25
11 “Овечка” 0,15-0,25
12 “Неваляшка” 0,15-0,25
Декабрь 13 “Снеговик” 0,15-0,25
14 “Снежинка” 0,15-0,25
15 “Новогодняя ёлочка” 0,15-0,25
16 “Улыбка” 0,15-0,25
Январь 17 Морской мир “Морской лес”, “Звезда” 0,15-0,25
18 Морской мир “Осьминог” 0,15-0,25
19 Морской мир “Кит” 0,15-0,25
20 Морской мир “Рыбка” 0,15-0,25
Февраль 21 “Город” 0,15-0,25
22 “Корабль. Море” 0,15-0,25
23 “Машина” 0,15-0,25
24 Самолёт 0,15-0,25
Март 25 “Торт со свечами”
0,15-0,25
26 “Цветы для мамы” 0,15-0,25
27 “Сердечко” 0,15-0,25
28 “Кот с усами” 0,15-0,25
Апрель 29 “Вертолёт” 0,15-0,25
30 “Ракета. Комета” 0,15-0,25
31 “Мухомор” 0,15-0,25
32 “Петушок” 0,15-0,25
Май 33 “Цыплёнок” 0,15-0,25
34 “Лягушка” 0,15-0,25
35 “Бабочка” 0,15-0,25
36 “Божья коровка” 0,15-0,25
Итого 35