Людмила Черепкова
Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
по опытно-экспериментальной деятельности
кружка «Любознайка».
Возрастная категория детей:разновозрастная(3-6)
Руководитель:Черепкова Л. А, воспитатель
Пояснительная записка
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Публикация «Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Основная цель работы
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Познавательные
• расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
• формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие:
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
• Стимулировать желание детей экспериментировать.
• Формировать коммуникативные навыки.
Содержание исследовательской деятельности детей.
Кружковая работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей с 3-6 лет; на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования обследовательских действий детей необходимо решать следующие задачи:
- Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный мотив (почему так) ;
*ситуация выбора
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции " Подарки :" (зимы, весны, осени, "Ткани". - Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Содержание центров экспериментальной деятельности.
Задачи центра:
развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Приборы и оборудование для мини-лаборатории
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
5. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
6. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
А также:
- книги познавательного характера для разных возрастов;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции " Подарки :" (зимы, весны, осени, "Ткани" "Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.
Материалы для организации экспериментирования
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
График работы кружка «Любознайка» :
1 раз в неделю
Среда 15.40 -16.00
Срок реализации: 2017 – 2018 учебный год
Перспективное планирование опытов и экспериментов
Сентябрь
1.«Поиграем с солнышком»
Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
2. «Что в коробке»
Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
3. «Большой – маленький»
Задачи: развивать умение находить и различать противоположностипознакомить.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Октябрь.
1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».
Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) .
2. «Почему всё звучит?»
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
3. «Прозрачная вода».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус) .
4. «Вода принимает форму».
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Ноябрь.
1. «Какие предметы могут плавать?»
Задача : дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
2. «Делаем мыльные пузыри».
Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.
3.» Подушка из пены».
Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .
4. «Воздух повсюду».
Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Декабрь.
1. «Воздух вокруг нас».
Задача: закрепление представлений о воздухе и его свойствах,дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .
2. «Каждому камешку свой домик».
Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.
3. «Можно ли менять форму камня и глины».
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) .
4. «Свет повсюду».
Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .
Январь.
1. «Свет и тень».
Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
2. «Замёрзшая вода».
Задача: закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкости, развитие способности к преобразованию.
3. «Знакомство с термометром».
Задача:формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.
4. «Разноцветные шарики».
Задача: получить путё м смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.
Февраль.
1. «Таинственные картинки».
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.
2. «Всё увидим, всё узнаем».
Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.
3. «Строение веществ»
Задачи: расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе их изучения с помощью лупы.
4. «Выпаривание соли»
Задачи: формирование представлений об испарении воды. Развитие способности к преобразованию.
Март
«Конденсация».
Задача: формирование представлений о конденсации воды- превращении пара в воду при охлаждении пара.
2. «Звенящая вода».
Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
3. «Угадайка»
Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
4. «Ловись, рыбка, и мала, и велик»а.
Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Апрель.
1. «Фокусы с магнитом».
Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
2. «Солнечные зайчики».
Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
3. «Нагревание проволоки»
Задача:формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела.
4. «Что отражается в зеркале»?
Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Май.
1. «Волшебное сито».
Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
2. «Цветной песок».
Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.
3. «Игры с песком».
Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
4. «Фонтанчики».
Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
3. Сформированность основ диалектического мышления.
4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
6. Сформированность коммуникативных навыков.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» -ООО «ТЦ Сфера», 2001
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
5Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»