Елена Путненко
Программа «Дополнительная образовательная деятельность «Крепыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Дополнительной образовательной деятельности
«Крепыш»
Срок реализации: 3 года
Разработала
Воспитатель:
г. Клинцы
г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…. 3-5
1.2. Цели и задачи ДОД….5-6
1.3. Основные принципы программы ДОД…. 6-7
1.4. Направления программы ДОД…7
1.5. Характеристики особенностей воспитанников по физической культуре…. 7-9
1.6. Работа с родителями…. 9
1.7. Предполагаемый результат…. ….10
Публикация «Программа „Дополнительная образовательная деятельность „Крепыш“» размещена в разделах
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы ДОД….…. 12
2.2. Перспективный план ДОД….12-18
III. Организационный раздел
3.1. Предметно- развивающая среда ….…. 19-21
3.2. Список детей…. 22
3.3. Методическая литература …. …. 23
IV. Приложение
4.1. Конспекты ДОД….24
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Здоровье детей – будущее страны!
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Основная направленность программы «Крепыш» - сохранение и укрепление здоровья детей.
Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье воспитанников является одно из основополагающих ценностей образования на современном этапе. Термин «здоровье», определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Состояние психического и физического здоровья детей определяет будущее нашей страны. Предупреждение нервно-психических нарушений, сохранение и укрепление здоровья требует усилий многих ведомств, организаций, слоев общества, в том числе – системы образования. В рамках системы образования здоровье и, в частности, психическое здоровье воспитанников важно рассматривать, прежде всего, как воспитательно-образовательную категорию в контексте проблем воспитания, обучения и психического развития.
Введение стандартов нового поколения предъявляет повышение требования к содержанию и организации обучения и воспитания, к необходимости поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.
Программа «Крепыш» – одна из форм работы по укреплению психологического и физического здоровья дошкольников. Данная рабочая программа дополнительного образования составлена на основе оздоровительно-развивающей программы М. Лазарева «Здравствуй».
В программу входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. При этом содержание программы, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. С целью реализации главных идей программы основное внимание уделено сохранению естественности психического развития ребенка, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности. У ребенка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, что позволяет кардинально перестроить мотивационное ядро личности, создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному «Я», но и по отношению к миру.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
• наследственность;
• неблагоприятная экологическая обстановка;
• электронно-лучевое и «метало -звук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка) ;
• образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья) .
Отклонения в опорно - двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем детском саду. Чтобы определить эти нарушения, необходим осмотр ребенка.
Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, я разработала программу физкультурно- оздоровительной дополнительно- образовательной деятельности «Крепыш».
Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Разработана на 3 года.
Общее положение
Помещение для ДОД «Крепыш» предоставляет собой оборудованный физкультурный зал для непосредственной образовательной деятельности.
Цель программы
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.
Задачи программы
Оздоровительные
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
3. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.
Образовательные
1. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
2. Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость) .
3. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
2. Воспитывать положительные черты характера.
3. Воспитывать чувство уверенности в себе.
Актуальность программы
Актуальность данной проблемы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового воспитанника.
Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы ребёнок формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Пути реализации программы
1. Консультации с врачами-специалистами детской городской поликлиники.
2. Поиск информации в специальных источниках (медицинская литература по профилактике сколиоза и нарушении плоскостопия, по оздоровлению детей; методическая литература по проведению НОД по физическому развитию детей в детском саду) .
Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье воспитанников является одно из основополагающих ценностей образования на современном этапе. Термин «здоровье», определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Состояние психического и физического здоровья детей определяет будущее нашей страны. Предупреждение нервно-психических нарушений, сохранение и укрепление здоровья требует усилий многих ведомств, организаций, слоев общества, в том числе – системы образования. В рамках системы образования здоровье и, в частности, психическое здоровье воспитанников важно рассматривать, прежде всего, как воспитательно-образовательную категорию в контексте проблем воспитания, обучения и психического развития.
Введение стандартов нового поколения предъявляет повышение требования к содержанию и организации обучения и воспитания, к необходимости поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.
Программа «Крепыш» – одна из форм работы по укреплению психологического и физического здоровья дошкольников. Данная рабочая программа дополнительного образования составлена на основе оздоровительно-развивающей программы М. Лазарева «Здравствуй».
В программу входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. При этом содержание программы, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. С целью реализации главных идей программы основное внимание уделено сохранению естественности психического развития ребенка, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности. У ребенка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, что позволяет кардинально перестроить мотивационное ядро личности, создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному «Я», но и по отношению к миру.
1.2. Цели и задачи ДОД
Цель программы
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало воспитаннику гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.
Задачи программы
Оздоровительные
4. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
5. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
6. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.
Образовательные
4. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
5. Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость) .
6. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные
4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
5. Воспитывать положительные черты характера.
6. Воспитывать чувство уверенности в себе.
1.3. Основные принципы программы ДОД
-Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
-Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
-Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
-Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности воспитанника, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
-Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма воспитанников в результате завышенных требований и физических нагрузок.
-Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья воспитанник получает задания, которые он способен успешно выполнить.
-Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
-Принцип коммуникативности помогает воспитать у воспитанников потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
-Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
-Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
-Принципы взаимодействия с воспитанниками:
• сам воспитанник – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
• постоянное поощрение всех усилий воспитанника, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
• исключение отрицательной оценки воспитанника и результатов его действий;
• сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других воспитанников.
1.4. Направления программы ДОД
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности воспитанников.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение, воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.