Людмила Сергушкина
Дополнительная деятельность в МАДОУ по развитию художественно-эстетических способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная деятельность в МАДОУ
по развитию художественно-эстетических способностей детей
Старший воспитатель Парышева Е. И.
Воспитатель МАДОУ д/с №66 - Сергушкина Л. А.
Детство – это удивительная и уникальная пора. В ней всё возможно, всё позволено. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был понимающий, знающий, любящий свое дело взрослый.
Дополнительную работу по формированию творческой личности можно начинать с дошкольного возраста, когда талант ребенка легко раскрыть.
Публикация «Дополнительная деятельность в МАДОУ по развитию художественно-эстетических способностей детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому основной целью организации дополнительной деятельности по художественно-эстетическому развитию считаем раскрытие творческих способностей ребенка через ознакомление его с искусством.
Исходя из цели, мы сформулировали следующие задачи:
- познакомить детей с шедеврами мирового искусства, учитывая возрастные особенности детей;
- помочь детям увидеть красоту окружающего его мира;
- научить передавать полученные впечатления в продуктивной деятельности.
Свою работу строили на основе следующих принципов: интеграции, целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, созерцая произведения искусства, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности); постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий); доброжелательности и взаимного сотрудничества.
Кружковая работа ведется с детьми старшего дошкольного возраста.
Курс занятий рассчитан на 9 месяцев. Занятия проводятся 8 раз в месяц по 30 минут во второй половине дня. В работе кружка активно используются информационные технологии, виртуальные экскурсии.
Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т. д.
Чтобы дети с желанием творили, нужно наполнить их жизнь яркими, красочными впечатлениями, помочь им отобрать наиболее ценное из полученной информации и самим в доступной им форме выразить это в продуктивной деятельности.
Нам повезло, что Таганрог с его богатым культурным пространством предоставляет возможность познакомить детей с разнообразными великими творениями мирового и отечественного искусства. Мы активно ведем работу с музеями нашего города, особенно тесно сотрудничаем с Таганрогским художественным музеем. Ребята, посещая интересные лектории в музее, окунаясь в мир искусства, становятся духовно богаче.
Но такие экскурсии мы можем проводить для дошкольников нечасто, хотя нам хотелось бы организовать еженедельное приобщение детей к искусству.
Изучив и проанализировав существующие программы по данной теме, поняли, что требуется их адаптация к условиям нашего МАДОУ. На основе изученногоматериаларешили разработать свою программу «Знакомство с искусством». Она основана на активном использовании ИКТ, поскольку рассказать о мировых шедеврах, не увидев их, просто невозможно. Главная идея программы заключается в соединении различных видов искусства: изобразительного, литературного и музыкального – для создания глубокой всеобъемлющей атмосферы, посылающей мощные импульсы в душу каждого ребенка.
Проведя наблюдения, поняли, что информатизация данного направления образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику своих методических разработок. Наметив план освоения знаний детьми, учитывая их возрастные возможности, начали подбор материала через Интернет. Используя Интернет ресурсы, создали различные презентации с использованием программы PowerPoint («Виды искусств и жанрами», «Знакомство с русскими художниками», «Золотая осень», «Зимние пейзажи», «Весна – пора пробуждения» и. т. д.). В этой работе мы активно сотрудничали с работниками Таганрогского художественного музея, которые квалифицированно помогали нам в поиске, отборе и адаптации необходимого материала. К каждой презентации совместно с музыкальным руководителем подобрали музыкальный фон, нашли литературный материал, понимая, что интеграция различных видов искусства позволяет ребенку лучше освоить язык искусств, развивает способность глубже прочувствовать увиденное и услышанное.
Далее составили цикл виртуальных экскурсий по великим музеям мира. Созданный нами цикл с помощью Интернет ресурсов позволил детям увидеть красоту не только работ художников, скульпторов, но и понять, как человек бережно относится к своему наследию.
Использование мультимедийных средств, интерактивной доски помогли проводить наши занятия на качественно новом уровне.
Каждое занятие условно поделили на 3 части:
- первая часть подразумевает небольшую беседу, постановку проблемы по запланированной теме;
- вторая часть - это непосредственно знакомство с искусством через небольшую презентацию, виртуальную экскурсию, знакомство с репродукцией и т. д. дополненную литературным текстом и музыкальным сопровождением.
Затем идет обмен впечатлениями между детьми и педагогом;
- заключительный этап занятия – продуктивная деятельность детей.
Часто времени на занятии не хватает для полного оформления работы. Мы учли это. Ребенок может забрать работу домой или доделать в свободное время, но обязательно на следующем занятии организуется выставка полученных работ, и каждый ребенок понимает, что он не напрасно трудился, что его работа выставлена, она нужна и по-своему очень хороша. Такой подход развивает не только творческие способности ребенка, но повышает его самооценку, способствует развитию желания творить дальше.
Учитывая возраст детей, мы ввели различные, уже классические приемы, например, игровые персонажи и путешествовали с ними по «миру искусства». Это позволило сделать образовательную деятельность ее более мотивированной для дошкольника. Дальнейшее общение детей с персонажем помогает педагогу активизировать те знания, которые ребенок усвоил, а продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) – закрепить полученные знания. Процесс обучения проводится на высоком эмоциональном уровне, что позволяет формировать лучшие нравственные качества ребенка.
Огромную роль в работе играет сотворчество педагога и детей построенное на основе понимания всеми участниками содержания деятельности и конечного результата; чёткой постановки конкретных и понятных целей занятия; контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией; понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром “большого искусства”; необходимости использования на каждом занятии синтеза искусств; игрового характера подачи любого материала.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит положительная эмоциональная оценка, одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает раскрытию творческого потенциала.
По итогам работы за год можно сделать вывод, что обучающиеся по нашей программе научились разбираться в видах и жанрах изобразительного искусства, познакомились с архитектурными памятниками, музеями. Дети активно принимают участие в выставках детских творческих работ как на уровне МАДОУ, так и городском и областном уровнях.
Список литературы:
Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Программа «Росинка», ГИЦ ВЛАДОС, 2008
Сеть Интернет