юлия щербина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством «Лукошко»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 г. Балтийска
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности «Лукошко»
Воспитатель МБДОУ д/с №4
Щербина Ю. В.
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством „Лукошко“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Устное народное творчество
- Темочки
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Слово «фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.
Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
Цель программы : Развитие речи детей на основе русского народного фольклора.
Планирование предполагает:
1. Создание доброжелательной свободной атмосферы на занятиях, позитивного микроклимата.
2. Знакомство с различными видами и жанрами фольклора.
3. Интеграцию работы на основе поэтического и музыкального народного творчества, декоративно – прикладного искусства.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
5. Активное включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно – речевую, театрализованную.
6. Индивидуальный подход, учет индивидуальных предпочтений, интересов, развитие индивидуальных способностей детей.
7. Обогащенное развитие детей в активной совместной с педагогом творческой деятельности.
8. Развитие познавательных интересов и любознательности.
Чтобы успешно проводить занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры, необходимо вложить в эту работу свое сердце, суметь передать свое видение, любовь, подобрать слова, которые бы тронули каждого ребенка, нашли отклик в его душе.
Подтверждением вышеизложенного является цитата К. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».
Данная общеобразовательная программа разработана на основе программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
Направленность программы : социально – педагогическая.
Реализация программы – 36 часов.
Все занятия составлены с учетом интересов каждого ребенка, приобщают его к национальной культуре как составной части духовного потенциала человека. Комплексный подход к организации занятий, чередование различных видов деятельности, включение творческих заданий позволяют в единстве решать вопросы умственного, художественно – эстетического, физического воспитания, обеспечивают успех воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста, так как каждый ребенок имеет возможность проявить себя в любимой деятельности.
Планируемые результаты
Уметь различать фольклорные жанры; воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.
Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Масленица, Пасха).
Выполнять хороводные движения.
Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
Учебный план
В неделю В месяц В год
1 час 4 часа 36часов
15 минут 60мин. 12 часов
Календарный учебный график
№
п/п
Тема
Цель
Количество
Сентябрь
1 «Дети по лесу гуляли» Вызвать у детей интерес к русским народным играм, выразительно передавать действия в сочетании со словом.
1
2 «Трудиться – всегда пригодится» Учить детей понимать назначение произведений искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, восхищение мастерством человеческих рук.
1
3 «Петушок, петушок…» Познакомить с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. 1
4 «Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем» Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса детей к малым фольклорным жанрам, желанию вступить в диалог со взрослым.
1
Октябрь
5
Знакомство с русским народным фольклором Подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, установить связь с бытом, традициям, окружающей природой. Вызвать положительные эмоции у детей. Обогащать речевое развитие.
1
6 Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка «Как у нашего кота» Познакомить детей с жанром фольклора – потешками, побуждать эмоционально откликаться на действия котика. Развивать интерес к данному персонажу.
1
7 Заучивание потешки «Как у нашего кота» Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными произведениями русского народа – потешками. Прививать внимание детей к иллюстрации, ее художественным образам. Вызывать эмоциональное отношение к изображаемому на основе ассоциации с собственным опытом, чувствами.
1
8 «Что растет на грядке?» Дать детям знания об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах.
1
Ноябрь
9 Знакомство с жанром русского народного фольклора – песенками Продолжать формировать интерес к окружающему миру, познавательную активность.
1
10 Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: песенка «Заинька» Развивать интерес к произведению. Учить эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества. Способствовать развитию артистизма у детей.
1
11 Повторение песенки «Заинька». Инсценировка произведения Развивать интерес к произведению. Учить эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества. Способствовать развитию артистизма у детей.
1
12 «Коза – хлопота» Развивать умение понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям (козлятам, козе).
1
Декабрь
13 Знакомство с жанром русского народного фольклора – загадкой.
«Сундучок Деда Мороза» Расширять представление детей о жанрах русского народного творчества, в частности о загадках. Развивать мышление, фантазию, интерес к окружающему миру.
1
14 «Нарисуй отгадку» Подводить детей к умозаключениям в процессе отгадывания загадок. Учить образному выражению смысла загадок в рисунках.
1
15 Знакомство детей с предметами русского быта: самовар. Познакомить детей с самоваром, краткой историей его возникновения. Развивать интерес к предметам быта, знать их назначение. Учить детей гостеприимству, правилам вежливости.
1
16 «Гости в дом – хозяину радость» Познакомить детей с жанром народного фольклора – пословицей.
1
Январь
17 Знакомство детей с рождественскими колядками Познакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками, колядными песнями.
1
18 «Пришла коляда – отворяй ворота» Продолжить знакомить детей с русскими календарно-обрядовыми праздниками. Прививать интерес и любовь к культуре своего народа. 1
19 «Зимушка – зима» Вызвать интерес к богатству русского языка: сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности.
1
20 «Ярмарка игрушек» Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении.
1
Февраль
21 Сказка «Снегурушка и лиса» Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку; привлекать их к участию в драматизации отрывка из сказки. Учить высказывать свое отношение к прочитанному. Развивать речь детей.
1
22 Знакомство с жанром устного народного творчества - сказкой Прививать интерес детей к русским народным сказкам, приобщать их к художественному наследию своей национальной культуры.
1
23 Лепка по мотивам русской народной сказки «Снегурушка и лиса» Познакомить детей с народными промыслами. Учить детей лепить девочку из конуса (туловище, шарика (голова) и валиков (руки, а также соединять части.
1
24 Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками
Познакомить детей с праздниками, скороговорками, учить выделять комические моменты в произведениях. Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями.
1
Март
25 Знакомство детей с народными праздниками Познакомить детей с весенним народным праздником – масленицей. Развивать интерес к истории и культуре русского народа.
1
26 «Нет милее дружка, чем родная матушка» Прививать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.
1
27 «Приди весна, с радостью!»
Знакомство с жанром устного народного творчества - закличкой. Познакомить детей с жанром устного народного творчества – закличкой.
Вызывать у детей радостное настроение при разучивании закличек о весне. Развивать интерес, любознательность к жанру устного народного творчества.
1
28
«Здравствуй, солнышко,
колоколнышко!» Побуждать интерес к природе, первым весенним признакам.
1
Апрель
29 Коллективная аппликация
«Пришла весна» Повторить знакомые детям фольклорные произведения о весне. Активизировать речь, интонационную выразительность.
Учить детей коллективному созданию аппликации из цветных лоскутов. Развивать творчество, фантазию.
1
30 Знакомство детей с русским гончарным промыслом «Русская свистулька» Дать представление детям о разнообразии народных промыслов, в частности – о гончарном. Рассказывать о любимой народной игрушке – свистульке, а также о празднике на Руси «Русская свистунья». Развивать интерес к народным промыслам.
1
31 Продолжать знакомить с народными праздниками «Верба-вербочка» Познакомить детей со старинным праздником и обычаями, связанными с Вербным воскресеньем. Развивать интерес к культурным традициям своего народа.
1
32 «Красная горка» Рассказать детям о Пасхе – главном празднике христианской Церкви. Способствовать развитию интереса к культуре и обычаям своего народа.
1
Май
33 «На лугу пасутся…» Развивать стремление у детей отгадывать загадки.
Вызывать радостное настроение от встречи со сказкой, желание быть ее активным слушателем. Познакомить с домашними животными, трудом людей по уходу за ними.
1
34 «Петушок и бобовое зернышко» Продолжать знакомить с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. Дать представление о труде взрослых по уходу за птицами. Воспитывать умение оценивать поступки героев.
1
35 «Веселые музыканты» Познакомить детей с русскими народными инструментами – гуслями, балалайкой, деревянными ложками. Развивать эмоциональную отзывчивость. Вызывать желание играть на них.
1
36 «Раскудрявая береза» Познакомить детей с праздником Троицы, обычаем украшать жилища веточками березы. Побуждать желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу.
1
Итого: 36 часов
Вторая младшая группа
Сентябрь
Тема: «Дети по лесу гуляли».
Вызвать у детей интерес к русским народным играм, выразительно передавать действия в сочетании со словом.
Пособие: Иллюстрации с изображением диких животных. Атрибуты к играм: «Скачет зайка», «Лиска – лиса». Пластилин.
Тема: «Трудиться – всегда пригодится».
Учить детей понимать назначение произведений искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, восхищение мастерством человеческих рук.
Пособие: Изделия мастеров – лоскутное шитье, полотенце с вышивкой, глиняные игрушки, вязаные вещи, кружевные салфетки. Сюжетные картинки о труде взрослых. Кукольное белье.
Тема: «Петушок – петушок…».
Цель: Познакомить с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни.
Пособие: Грамзапись – голос петушка. Рассказ К. Ушинского «Петушок с семьей».
Тема: «Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем».
Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса детей к малым фольклорным жанрам, желанию вступить в диалог со взрослым.
Пособие: Репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень». Потешка «Дождик – дождик». Атрибуты к подвижной игре «У медведя во бору». Пластилин.
Октябрь
Тема: Знакомство с русским народным фольклором.
Подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, установить связь с бытом, традициям, окружающей природой. Вызвать положительные эмоции у детей. Обогащать речевое развитие.
Пособие: Цветные иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам. Произведения русского народного фольклора (песенки, потешки, загадки).
Тема: Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка «Как у нашего кота».
Познакомить детей с жанром фольклора – потешками, побуждать эмоционально откликаться на действия котика. Развивать интерес к данному персонажу.
Пособие: Игрушка – котик. Цветные иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам.
Тема: Заучивание потешки «Как у нашего кота». Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к потешке.
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными произведениями русского народа – потешками. Прививать внимание детей к иллюстрации, ее художественным образам. Вызывать эмоциональное отношение к изображаемому на основе ассоциации с собственным опытом, чувствами.
Пособие: Цветные иллюстрации Ю. Васнецова.
Тема: «Что растет на грядке?»
Дать детям знания об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах.
Ноябрь
Тема: Знакомство с жанром русского народного фольклора – песенками.
Продолжать формировать интерес к окружающему миру, познавательную активность.
Пособие: Сборник детских книжек с цветными иллюстрациями.
Тема: Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора: песенка «Заинька».
Вызывать у детей эмоциональный отклик на песенку, желание ее петь. Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей на основе фольклора.
Пособие: Игрушечный зайчик. Цветные иллюстрации к потешке. Предметы ряженья – шапочка зайчиков.
Тема: Повторение песенки «Заинька». Инсценировка произведения.
Развивать интерес к произведению. Учить эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества. Способствовать развитию артистизма у детей.
Пособие: Игрушечный зайчик. Предметы ряженья для инсценировки песенки.
Тема: «Коза – хлопота»
Развивать умение слушать и понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям (козлятам, козе).
Декабрь
Тема: Знакомство детей с жанром русского народного фольклора – загадкой. «Сундучок Деда Мороза».
Расширять представление детей о жанрах русского народного творчества, в частности о загадках. Развивать мышление, фантазию, интерес к окружающему миру.
Пособие: Сундучок Деда Мороза с загадками. Предметные картинки – отгадки.
Тема: «Нарисуй отгадку».
Подводить детей к умозаключениям в процессе отгадывания загадок. Учить образному выражению смысла загадок в рисунках.
Пособие: Альбомные листы, цветные карандаши. Предметные картинки.
Тема: Знакомство детей с предметами русского быта: самовар.
Познакомить детей с самоваром, краткой историей его возникновения. Развивать интерес к предметам быта, знать их назначение. Учить детей гостеприимству, правилам вежливости.
Пособие: Самовар, кукла. Чайный сервиз (кукольный).
Тема: «Гости в дом – хозяину радость».
Познакомить детей с жанром народного фольклора – пословицей.
Январь
Тема: Знакомство детей с рождественскими колядками.
Познакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками, колядными песнями.
Пособие: Костюмы ряженья. Сборник колядных песен.
Тема: «Пришла коляда – отворяй ворота».
Продолжить знакомить детей с русскими календарно-обрядовыми праздниками. Прививать интерес и любовь к культуре своего народа.
Пособие: Костюмы ряженья. Сборник колядных песен.
Тема: «Зимушка – зима».
Вызвать интерес к богатству русского языка: сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности.
Тема: «Ярмарка игрушек».
Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении.
Февраль
Тема: Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса».
Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку; привлекать их к участию в драматизации отрывка из сказки. Учить высказывать свое отношение к прочитанному. Развивать речь детей.
Пособие: Сборник русских народных сказок. Игрушки – волк, лиса, медведь, коза с козлятами и др.
Тема: Знакомство с жанром устного народного творчества – сказкой.
Прививать интерес детей к русским народным сказкам, приобщать их к художественному наследию своей национальной культуры.
Пособие: Русская народная сказка «Снерурушка и лиса». Предметы ряженья.
Тема: Лепка по мотивам р. н. сказки «Снегурушка и лиса».
Познакомить детей с народными промыслами. Учить детей лепить девочку из конуса (туловище, шарика (голова) и валиков (руки, а также соединять части.
Пособие: Игрушки диких животных. Пластилин. Доска для лепки.
Тема: Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.
Познакомить детей с праздниками, скороговорками, учить выделять комические моменты в произведениях. Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями.
Пособие: Картотека дразнилок, скороговорок. Иллюстрации.
Март
Тема: Продолжать знакомить детей с народными праздниками.
Познакомить детей с весенним народным праздником – масленицей. Развивать интерес к истории и культуре русского народа.
Пособие: Чучело масленицы. Атрибуты к народным играм.
Тема: «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Прививать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.
Пособие: Сборник пословиц, стихов о маме. Семейный фотоальбом гуашь, альбомные листы.
Тема: «Приди весна, с радостью».
Познакомить детей с жанром устного народного творчества – закличкой.
Вызывать у детей радостное настроение при разучивании закличек о весне. Развивать интерес, любознательность к жанру устного народного творчества.
Пособие: Сюжетные картинки, иллюстрации с весенними признаками.
Тема: «Здравствуй, солнышко, колоколнышко!»
Побуждать интерес к природе, первым весенним признакам.
Апрель
Тема: Коллективная аппликация «Пришла весна».
Повторить знакомые детям фольклорные произведения о весне. Активизировать речь, интонационную выразительность.
Учить детей коллективному созданию аппликации из цветных лоскутов. Развивать творчество, фантазию.
Пособие: Цветные иллюстрации с изображением весны. Лоскутки ткани. Клей. Ножницы, кисточки для клея, ватман.
Тема: Знакомство детей с русским гончарным промыслом «Русская свистулька».
Дать представление детям о разнообразии народных промыслов, в частности – о гончарном. Рассказывать о любимой народной игрушке – свистульке, а также о празднике на Руси «Русская свистунья». Развивать интерес к народным промыслам.
Пособие: Глиняные игрушки. Глиняная игрушка-свистуька.
Тема: Продолжать знакомить детей с народными праздниками «Верба-вербочка».
Познакомить детей со старинным праздником и обычаями, связанными с Вербным воскресеньем. Развивать интерес к культурным традициям своего народа.
Пособие: Ветка вербы. Атрибуты к народной игре «Заря- заряница».
Тема: «Красная горка».
Рассказать детям о Пасхе – главном празднике христианской Церкви. Способствовать развитию интереса к культуре и обычаям своего народа.
Пособие: Образцы пасхальных яиц.
Май
Тема: «На лугу пасутся…»
Развивать стремление у детей отгадывать загадки.
Вызывать радостное настроение от встречи со сказкой, желание быть ее активным слушателем. Познакомить с домашними животными, трудом людей по уходу за ними.
Пособие: Игрушки домашних животных. Атрибуты к игре «Изобрази животных». Акварель, альбомные листы.
Тема: «Петушок и бобовое зёрнышко».
Продолжать знакомить с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. Дать представление о труде взрослых по уходу за птицами. Воспитывать умение оценивать поступки героев.
Пособие: Игрушка- петушок. Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зернышко». Акварель, альбомные листы.
Тема: «Веселые музыканты».
Познакомить детей с русскими народными инструментами – гуслями, балалайкой, деревянными ложками. Развивать эмоциональную отзывчивость. Вызывать желание играть на них.
Пособие: Русские народные инструменты- гусли, деревянные ложки, балалайка. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Шапочки с изображением домашних животных, птиц.
Тема: «Раскудрявая береза».
Познакомить детей с праздником Троицы, обычаем украшать жилища веточками березы. Побуждать желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу.
Пособие: Иллюстрации с изображением березы. Репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща». Русская народная песня в грамзаписи «Во зелёном во бору». Акварель, альбомные листы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Комплекснаяобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Изд.»Детство – пресс», СПб., 2016.
2. Ботякова О. А. «Российский энтографический музей – детям». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2010 г.
3. Бударина Т. А.»Знакомство детей с русским народным творчеством». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2012 г.
4. Князева О. Л., Махонева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»., Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2010 г.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С., «Красная изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2011г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Айдашева Г. А. «Русские обряды. Лето. Осень. Зима. Весна». Изд. «Скрипторий», М., 2010 г.
2. Аникин В. П. Журнал «Дошкольное воспитание». Изд. «Художественная литература»., М. ,2011г., №9.
3. Бойчук И. А., Полушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2013г.
4. Большева М. Журнал «Дошкольное воспитание». Изд. «Художественная литература»., М. ,2011г., №9.
5. Владимирская Л. Т. «От осени до лета». Изд. «Учитель», Волгоград, 2014 г.
6. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2012г.
7. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры». Изд. «Айрисс – Пресс»., М., 2014 г.
8. Николаева С. Р., Катышева И. Б. «Народный календарь». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2012г.
9. Федорова Г. И. «На золотом крыльце сидели». Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2014г.