Татьяна Зырянова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Добрых рук мастерство»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно-эстетической направленности
«Добрых рук мастерство»
возраст – старший дошкольный (5-7 лет)
срок реализации – 1 год
Разработчик: Зырянова Т. Н.
педагог дополнительных образовательных услуг
Актуальность разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Добрых рук мастерство» (Далее – ДООП, определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству в широком понимании. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы приобщить детей к творчеству.
Дети знакомятся с разнообразием техник аппликации и ручного труда, их особенностями, многообразием материалов, используемых для творчества, учатся на основе полученных знаний создавать свои продукты деятельности. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Разнообразные техники аппликации и ручного труда демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов,приносят много радости дошкольникам, копируя окружающий мир, они изучают его. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна, именно поэтому, ручной труд особо привлекателен для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Методической основой данной ДООП являются следующие разработки Н. Ф. Тарловской, Л. А. Топорковой, З. А. Богатеевой, Л. В. Куцаковой, С. В. Соколовой, использование интернет-рессурсов.
ДООП позволяет сформировать у обучающихся умения действовать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать разнообразные способы изображения предметов окружающего мира, развивать творчество детей. Реализация ДООП способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка через художественную деятельность и ручной труд, а также позволяет дополнительно решать задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», что способствует формированию у детей социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений как итогового результата освоения основной образовательной программы детского сада.
Направленность программы : художественно-эстетическая
Практическая значимость программы
Ручной труд и выполнение творческих работ разнообразными способами, завораживающая и увлекательная деятельность. Это возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, самовыражаться. Разнообразные техники аппликации и ручного труда – это настоящий калейдоскоп творчества, толчок к проявлению самостоятельности, развитию воображения, инициативы, выражения индивидуальности.
В системе работы по данной программе используются разнообразные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются природные и бросовые материалы для разнообразия ручного труда и аппликации, все это доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Основные принципы работы с детьми:
– Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник выполнения работ к более сложным.
– Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
– Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
– Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
– Вариативность (вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).
Методы и приемы реализации ДООП:
– информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца педагога;
– репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма.
– эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;
– исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.
Адресат программы : группа формируется из воспитанников старшей возрастной группы (5-7 лет). Комплектование коллектива происходит в режиме свободного набора, Количество детей в группе – 10 человек.
Объем и сроки реализации: программа рассчитана на 32 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.
Срок освоения программы : 1 год
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия
Цель и задачи реализации программы :
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, средствами разнообразных техник аппликации и ручного труда.
Ведущие задачи:
1. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани и бросового материалов.
2. Развивать воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычных предметах.
3. Развивать художественно-творческие способности и творчество детей.
4. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
5. Совершенствовать у детей обобщённые способы работы, умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога и самостоятельно.
6. Содействовать формированию у ребёнка позиции созидателя и воспитание чувства гордости и удовлетворения результатом своего труда.
7. Формировать представление об основах композиции, образное видение у детей.
8. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей, воображение.
Прогнозируемые результаты освоения программы воспитанниками :
– трудолюбив, аккуратен, выражает желание доводить начатое дело до конца;
– ценит собственный труд, труд других людей и его результаты;
– сформирована способность к самостоятельному поиску методов, приемов и способов выполнения продуктов деятельности;
– сформировано конструктивное мышление, творческие способности и навыки произвольной регуляции;
– приобщен к коллективной творческой деятельности, совместному труду и взаимопомощи;
– аккуратен, терпелив, толерантен, ответственнен за порученное дело, самостоятелен, бережно относится к используемым материалам;
– умеет анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.
Приоритетное направление представленной программы ориентировано на художественно-эстетическое развитие и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной).
Основными принципами построения программы являются :
– учет индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников каждой возрастной группы;
– интеграция образовательных областей;
– комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
–создание развивающей предметной среды, моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– сотрудничество с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи;
– уход от жесткого регламентирования обучения;
– использование многообразных форм организации обучения;
– единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен обладать следующими знаниями
– знать особенности изобразительных материалов;
– знать правила техники безопасности при работе с различными инструментами;
– знать материалы и инструменты, необходимые в работе.
– уметь планировать свою деятельность;
– проводить подготовительную работу (подбирать материал, инструменты, приспособления и т. д.)
– пользоваться различными инструментами, приспособлениями для изготовления художественных изделий;
– использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
– использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов
– создавать изображения предметов, сюжетные изображения.
– изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, складывания, обрывания бумаги;
– владеть базовыми техниками и приемами различных видов творчества, представленных в программе.
– уважительное отношение к труду;
– старательность;
– умение работать в коллективе;
– умение сформировать собственную позицию, учитывать мнение и интересы других.
Методическое обеспечение реализации ДООП
1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги, М. : «Просвещение», 1992.
2. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М. : Мозайка-Синтез, 2007.
3. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : Мозайка-Синтез, 2021.
4. Соколова С. В. Оригами для дошкольников, – С-П. :«Детство-Пресс» 2006.
5. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М. : «Просвещение», 1994.
Содержание программы
Октябрь
1 неделя
Конструирование из бумаги «Ежик» (на основе конуса).
Задачи:
- Обучать детей делать объемные игрушки на основе конуса, дополнять их деталями добиваясь выразительности образа;
- Совершенствовать навыки работы с ножницами;
- Закреплять умение убирать свое рабочее место, после работы.
2 неделя
Аппликация объемная «Осеннее дерево».
Задачи:
-Развивать мелкую моторику рук, интерес к ручному труду, обучать детей делать ствол дерева скручивая лист бумаги на карандаш, делать листья из смятой гофрированной бумаги.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, доводить начатое до конца;
- Способствовать развитию эстетического вкуса, прививать любовь к природе.
3 неделя
Аппликация объемная «Зонтик».
Задачи:
- Закреплять знания о сезонных изменениях в погоде, закреплять умение работать с клеем и ножницами;
- Обучать складывать квадрат по диагонали, вырезать объекты по контуру, обучать складывать симметричные объекты из бумаги.
- Развивать эстетические чувства, аккуратность.
4 неделя
Конструирование из бумаги «Корзиночка».
Задачи:
- Обучать детей делить лист бумаги на много квадратиков, делать из него объемный предмет – корзиночку;
- Обучать детей делать развертку коробочки квадратной формы. Обучать понимать линии чертежа, делать надрезы в местах, указанных на чертеже, совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой;
- Закреплять умение наводить порядок на рабочем месте после работы.
Ноябрь
1 неделя
Конструирование из бумаги «Автобус».
Задачи:
- Обучать детей делать автобус из коробочки прямоугольной формы;
- Закреплять навыки деления листа бумаги на много квадратиков путем складывания;
- Обучать оформлять поделку необходимыми характерными деталями придавая ей выразительность.
2 неделя
Аппликация из кругов «Дедушка».
Задачи:
- Обучать детей создавать изображение человека из согнутых кругов бумаги;
- Создать условия для развития познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумагой;
- Создать условия для совершенствования умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем.
3 неделя
Задачи:
Аппликация «Медведь в берлоге».
Задачи:
- Формирование сюжетно – игрового замысла детей и получение практического опыта в аппликации своими руками из бумаги и ваты;
- Развивать творческие способности у детей;
- Развивать мелкую моторику, художественный вкус;
- Воспитывать аккуратность во время выполнения работы.
4 неделя
Конструирование из бумаги «Зима» (макет).
Задачи:
- Обучать детей изготавливать поделку, используя приём складывания бумаги «гармошкой».
- Развивать мелкую моторику рук, развивать аккуратность и трудолюбие при работе с бумагой и клеем; пространственное воображение.
- Развивать умение следовать устным инструкциям, память, внимание в процессе изготовления макета, творческое воображение, фантазию, чувство вкуса при создании поделки.
Декабрь
1 неделя
Конструирование из бумаги «Снегири».
Задачи:
- Обучать детей делать поделку, состоящую из нескольких частей, объединяя их для достижения результата.
- Закрепить умение вырезать силуэт птицы по контуру, делать крылья сворачивая треугольник гармошкой, сгибая и склеивая пополам.
- Развивать воображение, творчество, мелкую моторику, умение радоваться созданными поделками.
- Активизировать познавательные способности.
- Воспитывать доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь.
2 неделя
Конструирование из бумаги «Чайная пара. Гжель».
Задачи:
-Знакомить с искусством мастеров Гжели;
- Обучать созданию объемной поделки, делать чашку на основе цилиндра из листа бумаги, прикрепляя к нему круглое дно.
- Закреплять умение украшать поделку элементами росписи, вместе придумывать узор, закреплять понятия симметрии, развивать глазомер;
- Воспитывать любознательность, желание совершенствовать художественные навыки, расширять словарный запас.
3 неделя
Аппликация объемная «Новогодняя открытка – Елочка».
Задачи:
-Обучать детей изготавливать поделку, используя приём складывания квадратного листа бумаги по диагонали, делать надрезы по намеченным линиям, правильно склеивая по образцу и инструкции взрослого.
- Развивать зрительную память, глазомер, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать самостоятельность, желание украсить елочку по собственному замыслу.
4 неделя
Аппликация объемная «Дед Мороз».
Задачи:
- Формировать умение изготавливать аппликацию из нетрадиционных материалов (ватных дисков, обучать делать кольца из полосок бумаги и украшать ими бороду Деда Мороза.
- Закреплять знания о празднике Новый год, о Деде Морозе.
- Развивать мелкую моторику рук, воображение, умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу.
- Воспитывать аккуратность, желание делать подарки близким.
Январь
1 неделя
Конструирование из бумаги «Снежинка».
Задачи:
- Обучать детей складывать квадратный лист бумаги пополам, по диагонали, затем еще пополам, совмещая углы и стороны, сглаживая сгибы. Закреплять умение делать надрезы по намеченным линиям, правильно склеивая по образцу и инструкции взрослого.
- Продолжать развивать и совершенствовать сенсомоторную координацию движения рук и глаз.
- Воспитывать усидчивость, терпеливость; аккуратность и умение работать с клеем.
- Воспитывать умение работать в коллективе, способствовать формированию положительных эмоций.
2 неделя
Конструирование из бумаги по сказке «Маша и медведь».
Задачи:
- Обучать детей складывать круглый лист бумаги пополам, создавать из него платье девочки, действовать по показу и образцу.
- Обучать оформлять поделку необходимыми характерными деталями придавая ей выразительность;
- Развивать воображение, творчество, мелкую моторику, умение радоваться созданным поделкам.
3 неделя
Конструирование из бумаги «Снеговик».
Задачи:
- Закреплять умение изготавливать поделки из нетрадиционных материалов (втулок от т. бумаги).
-Обучать детей самостоятельно анализировать образец.
- Обучать оформлять поделку необходимыми характерными деталями придавая ей выразительность.
4 неделя
Аппликация объемная «Золотая рыбка».
Задачи:
- Обучать детей различным приемам создания объемной аппликации, обучать дополнять образ рыбки деталями из кругов бумаги, согнутых пополам.
- Развивать практические навыки работы с бумагой, клеем, ножницами.
- Воспитывать любознательность, желание творить, использовать новые техники, приемы.
Февраль
1 неделя
Конструирование из бумаги «Дом».
Задачи:
- Обучать детей складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны, сглаживая сгибы.
- Продолжать развивать и совершенствовать сенсомоторную координацию движения рук и глаз. Формировать умение дополнять конструкцию деталями по образцу (окна, двери)
- Воспитывать усидчивость, терпеливость; аккуратность и умение работать с клеем.
- Воспитывать умение работать в коллективе, способствовать формированию положительных эмоций.
2 неделя
Конструирование из бумаги «Петушок».
Задачи:
- Обучать детей делать объемные игрушки на основе конуса, дополнять их деталями добиваясь выразительности образа;
- Совершенствовать навыки работы с ножницами.
- Закреплять умение убирать свое рабочее место, после работы.
3 неделя
Конструирование из бумаги «Бравый солдатик» (оригами).
Задачи:
-Обучать детей изготавливать поделки в технике оригами, обучать ровно и аккуратно складывать бумагу, четко выполнять сгибы.
- Продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями: треугольник, угол, сторона, вершина;
-Развивать творческую индивидуальность. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, логическое и пространственное воображение, приучать к точным движениям пальцев.
- Воспитывать интерес к конструированию из бумаги, аккуратность. Воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества.
4 неделя
Конструирование из бумаги «Кошка».
Задачи:
- Обучать детей делать объемные игрушки из бумаги, анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы; обучать дополнять образ кошки деталями из кругов бумаги, согнутых пополам.
- Развивать у детей логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности;
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к животным, аккуратность в выполнении работы, дисциплинированность, уважение к своему труду и труду других людей.
Март
1 неделя
Конструирование из бумаги «Букет для мамы».
Задачи:
- Воспитывать любовь к маме, желание дарить ей радость
- Закреплять умение работать с клеем и бумагой
- Формировать композиционные навыки.
2 неделя
Аппликация объемная «Собачка у конуры» (из кругов).
Задачи:
- Обучать детей создавать изображение собаки из согнутых кругов;
- Создать условия для развития познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумагой;
- Создать условия для совершенствования умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем.
3 неделя
Аппликация объемная из бумаги «Цветущий кактус» (из кругов).
Задачи:
- Расширять знания детей о комнатных растениях. Учить создавать образ кактуса с помощью объёмной аппликации;
- Продолжать совершенствовать навыки в вырезании круга из бумаги квадратной формы и срезании угла из сложенной вдвое бумаги прямоугольной формы;
- Продолжать совершенствовать навыки вырезания цветов по шаблону;
- Продолжать формировать навыки работы с ножницами и цветной бумагой;
- Закреплять умение последовательно наклеивать формы.
4 неделя.
Аппликация объемная из бумаги «Портрет клоуна».
Задачи:
– Обучать детей составлять портрет клоуна из отдельных частей, мимикой лица передавать веселое, радостное настроение персонажа.
– Развивать творческое воображение, чувство формы и пропорции.
– Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии.
– Воспитывать навыки аккуратной работы с клеем и ножницами.
Апрель
1 неделя
Аппликация объемная из бумаги «Корзина с подснежниками».
Задачи:
- Закреплять умение аккуратно наклеивать части изображения в аппликации; продолжать обучение детей работе с бумагой и ножницами.
- Продолжать совершенствовать навыки в вырезании овала из бумаги прямоугольной формы
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, развивать способность следовать устным инструкциям;
- Воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
2 неделя
Аппликация объемная из бумаги «Девица – Весна».
Задачи:
- Обучать детей конструировать из бумаги объемные аппликации, дополнять образ деталями, делающими поделку более выразительной. Учить скручивать полоску бумаги при помощи карандаша.
- Развивать навыки владения различными инструментами и материалами, развивать глазомер и мелкую моторику рук. Развивать композиционные умения, фантазию и творческие способности детей;
- Воспитывать интерес к окружающему миру и изменениям, происходящим в нем. Воспитывать интерес к творчеству, трудолюбие при выполнении работы.
3 неделя
Конструирование из бумаги «Ласточка».
Задачи:
- Обучать детей конструированию из бумаги;
- Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам;
- Развивать творческие способности и фантазию.
4 неделя
Конструирование из бумаги «Пароход».
- Продолжать обучать детей получать в результате складывания бумаги объемные игрушки, украшать их деталями.
- Продолжать обучать намечать этапы работы, запоминать последовательность ее выполнения.
- Создать условия для побуждения детей к речевой активности, создать условия для развития мелкой моторики рук.
Май
1 неделя
Аппликация объемная «Открытка к 9 мая».
Задачи:
Создать условия для совершенствования умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем;
- Создать условия для развития познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумагой; развивать умение создавать композицию.
- Воспитывать чувство патриотизма, желание поздравить ветеранов.
2 неделя
Аппликация объемная из бумаги «Тюльпаны».
Задачи:
- Обучать детей передавать в аппликации характерные особенности весенних цветов-тюльпанов.
- Упражнять детей в симметричном вырезании деталей из бумаги сложенной пополам, составлять изображение цветка из трех частей сложенных пополам, соединяя их между собой;
- Совершенствовать работу с ножницами, воспитывать творчество детей, аккуратность в работе с ножницами и клеем.
3 неделя
Аппликация объемная из бумаги «Пчела».
Задачи:
- Закреплять представления детей о насекомых (пчелах, их роли в природе).
- Закреплять умение детей вырезать детали аппликации по контуру, располагать детали в нужном порядке; развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к родной природе.
4 неделя
Конструирование из бумаги «Мобиль из бумаги - Солнышко».
Задачи:
- Продолжать развивать мелкую моторику рук, логическое и конструктивное мышления, воображение, внимание и память;
- Развивать мелкую моторику рук, развивать аккуратность и трудолюбие при работе с бумагой и клеем; пространственное воображение.
- Умение следовать устным инструкциям, память, внимание в процессе изготовления модели, творческое воображение, фантазию, чувство вкуса при создании поделки.