ирина анисимова
Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо-кубики» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
познавательной направленности
«Чудо - кубики»
Возрастной состав – 5-6 лет
Продолжительность образовательного процесса – 1 год
г. Лысьва, 2024
Оглавление
Паспорт программы….3
1. Пояснительная записка программы…. 4
2. Цели и задачи программы…. …5
3. Содержание программы…6
4. Планируемые результаты…. ….9
5. Календарный учебный график…. …. …9
6. Условия реализации программы…. …. 9
7. Организация и проведение диагностики…. 10
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Чудо-кубики“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
8. Методические материалы….….11
9. Список литературы…. …. 12
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы
Название программы «Чудо - кубики»
Направленность Познавательная
Тип программы модифицированная
По уровню освоения общеразвивающая
Продолжительность обучения 1 год (27 занятий)
Возраст учащихся 5 – 6 лет
дошкольники, старшая группа
Количество детей в группах 7
Режим занятий, часовая нагрузка 1 раз в неделю
длительность занятия 20 минут
Особенность и новизна программы Программа предусматривает комплексный подход, при котором у ребенка развиваются познавательные способности, нестандартное мышление, творческая индивидуальность.
Цель программы Организация коррекционно-развивающей работы с детьми посредством развивающих игр.
Прогнозируемый результат Развитие познавательных процессов через овладение развивающими играми.
Технологии игровые технологии, личностно-ориентированная
Формы работы занятия, индивидуальная работа
1. Пояснительная записка программы.
Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Недостаточная сформированность познавательных процессов, часто является главной причиной трудностей детей при обучении.
В ходе работы с детьми группы выяснилось, что у детей есть проблемы в развитии познавательных процессов: слабая память, низкая концентрация внимания, неумение анализировать, целостно воспринимать предметы, сложности с воображением. Поэтому возникла потребность найти форму работы с детьми, которая развивала бы познавательные процессы, а так же мелкую моторику рук, умение действовать последовательно, стремиться к результату. В тоже время направление работы должно вызвать интерес у детей и желание заниматься. Особенно остро проблема развития психических процессов была выявлена у детей с ОВЗ.
На основе проведенного обследования и изучения литературы было выбрано направление работы с детьми - развивающие игры. За основу взяты развивающие игры Б. П. Никитина, так как эта методика давно апробирована и имеет хороший результат. В тоже время современное общество не стоит на месте, поэтому в систему развивающих игр Никитина добавлены современные методики и технологии: развивающие игры, упражнения для развития межполушарных связей, кинезиологические упражнения.
Такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для повышения развития психических процессов, что является залогом успешного освоения дошкольниками программы дошкольного образования.
Предлагаемая программа предназначена для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программа рассчитана на детей 5-6 лет, старшая группа. Срок работы по программе : октябрь-апрель, 27 занятий. Продолжительность занятия 20 минут, 1 раз в неделю.
Программа «Чудо-кубики» – комплексная, включающая развивающие игры, нейроигры, упражнения для развития межполушарных связей, кинезиологические упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук.
Программа разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Постановление от 18сентября 2020 г. N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. N 196"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 0
2. Цель программы – организация коррекционно-развивающей работы с детьми посредством развивающих игр.
Задачи программы :
• Формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
• Развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение, внимание и восприятие;
• Воспитывать самостоятельность, настойчивость и целеустремленность;
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы–5-6 лет, дошкольный возраст, старшая группа.
3. Содержание программы.
№
п/п Название раздела, темы Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1 Развивающая игра «Сложи узор»
(4 кубика)
Складывание узора из кубиков по образцу 19 3,8 15,2 Показ, выполнение
Развивающая игра «Сложи узор»
(4 кубика)
Складывание узора из кубиков по образцу с последующим срисовыванием. 4 0,8 3,2 Показ, выполнение
2 Развивающая игра «Сложи узор»
(9 кубиков)
Складывание узора из кубиков по образцу
4 0,8 3,2 Показ, выполнение
Содержание изучаемого курса
№ п/п Разделы программы. Тема. Количество часов Форма проведения занятия
Всего Теор. Практ.
1 Повторение средней группы с кубиками Никитина «Сложи узор».
Упражнение «Разноцветные дорожки».
Задание «Построй дорожки по памяти».
Задание «Сравни дорожки». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
2 Упражнение «Лодка».
Задание «Лодочки и пароходы».
Задание «Придумай свою лодочку». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
3 Упражнение «Дом».
Задание «Построй дом по памяти».
Задание «Замок». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
4 Упражнение «Конфета».
Задание «Выложи конфету другого цвета».
Задание «Такие разные конфетки». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
5 Упражнение «Бантик».
Задание «Разноцветные бантики».
Задание «Выложи бантик по схеме».
1
0,2
0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
6 Упражнение «Гусь».
Задание «Выложи гуся по памяти».
Задание «Гусь лапчатый». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
7 Упражнение «Паркет».
Задание «Разноцветный паркет».
Задание «Выложи паркет из всех кубиков». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
8 Упражнение «Крюк».
Задание «Выложи крюк по памяти».
Задание «Крюк (схема 23)». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
9 Упражнение «Молния».
Задание «Выложи молнию по памяти».
Задание «Разноцветные молнии». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
10 Упражнение «Лесенка».
Задание «Помоги достроить горку».
Задание «Построй свою горку». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
11 Упражнение «Окошко».
Задание «Такие разные окошки».
Задание «Домик с окошком». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
12 Упражнение «Гриб».
Задание «Выложи гриб по памяти».
Задание «Выложи гриб другого цвета». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
13 Упражнение «Катушка».
Задание «Выложи катушку по памяти».
Задание «Выложи катушку другого цвета». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
14 Упражнение «Зигзаг».
Задание «Выложи зигзаг по схеме».
Задание «Такие разные зигзаги». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
15 Упражнение «Олень».
Задание «Выложи оленя другого цвета». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
16 Упражнение «Корона».
Задание «Выложи корону по памяти». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
17 Упражнение «Шахматная доска».
Задание «Выложи шахматную доску другого цвета».
Задание «Посчитай кубики и сравни». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
18 Упражнение «Коврик».
Задание «Составь из кубиков правую часть ковра, симметричную левой».
Задание «Придумай коврик сам». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
19 Упражнение «Собачка».
Задание «Выложи собачку другого цвета».
Задание «Такие разные собаки». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
20 Упражнение «Песочные часы».
Задание «Выложи песочные часы другого цвета».
Задание «Выложи песочные часы по памяти». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
21 Упражнение «Ракета».
Задание «Выложи ракету другого цвета».
Задание «Выложи ракету по схеме». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
22 Упражнение «Звёздочка».
Задание «Посчитай, сколько одноцветных и двуцветных кубиков в звёздочке».
Задание «Выложи звёздочку по памяти». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
23 Упражнение «Маяк».
Задание «Выложи маяк другого цвета». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
24 Упражнение «Солнышко».
Задание «Выложи солнышко другого цвета».
Задание «Солнце» (по схеме). 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
25 Упражнение «Крабик».
Задание «Выложи крабика другого цвета».
Задание «Выложи крабика по памяти».
1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
26
Упражнение «Медаль».
Задание «Выложи медаль другого цвета».
Задание «Выложи медаль по памяти». 1 0,2 0,8 Дидактическая игра, моделирование, конструирование.
27 Турнир «Эрудит».
Задания «Выложи узоры по «Сказке про золотую рыбку». 1 - 1 Соревнование
34 6,6 27,4
4. Планируемые результаты
-Будет развиваться логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
-Появятся способности к пространственной ориентировке; пространственное мышление; воображение; навыки конструирования; понимание плоского изображения трехмерных объектов
-Будут знать, как конструировать по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
-Смогут действовать по словесным инструкциям и чертежам.
5. Календарный учебный график
-количество учебных недель:27
-количество учебных дней: 27
-даты начала и окончания учебных периодов: с октября по апрель
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: помещение группы, развивающие игры.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
Кадровое обеспечение: воспитатель группы, образование среднее -педагогическое, высшая квалификационная категория.
7. Организация и проведение диагностики
Уровень развития ребенка Умение правильно конструировать по образцу, схеме Умение правильно
конструировать по замыслу
Высокий Ребенок самостоятельно составляет узор, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над составлением узора.
Средний Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. Тему узора ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.
Низкий Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.
№ п/п Критерии Значение уровня
Сформирован Находится в стадии становления Не сформирован
1 самостоятельно выкладывает фигуру из 4х кубиков
2 самостоятельно выкладывает фигуру из 9х кубиков
3 зарисовывает схему фигуры и раскрашивает ее
4 проявляет положительные эмоции в процессе деятельности
5 имеет устойчивость к решению познавательных задач
6 добивается конечного результата
№ п/п ФИО ребенка Критерии Общий уровень ребенка
1 2 3 4 5 6
8. Методические материалы
Все занятия носят практический характер, проводятся в игровой форме.
Используются методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, игровой и воспитания: упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации учебного занятия: игра, мастер-класс, практическое занятие, представление, презентация, творческая мастерская.
Педагогические технологии - технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности;
алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы.
Алгоритм учебного занятия:
1. Приветствие, приход персонажа, проблемная ситуация.
2. Развивающая игра на развитие познавательных процессов.
3. Задание и игра по кубикам Никитина
4. Нейроигры, упражнения для развития межполушарных связей, кинезиологические упражнения.
5. Подведение итога
9. Список литературы
Книги
1. Б. П. Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры. — М. : Просвещение, 1991.
2. А. В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте–М. 2002
3. В. С. Колганова Основные программы нейропсихологического сопровождения детей
4. О. И. Марычева, К. А. Габараева Гимнастика для ума
Электронные ресурсы
1. Методическое пособие «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста»
2. Блог Лого-Эксперт
Нейрогимнастика для детей : упражнения для мозга
https://logopedprofiportal.ru/blog/884723
3. Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей и рекомендации родителям.
https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga