Ирина Абрамова
Доминантное занятие для детей старшего дошкольного возраста по изучению нотной грамоты «Незнайка и нотная грамота»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминантное занятие для детей старшего возраста
по изучению нотной грамоты «Незнайка и нотная грамота»
Цель: закрепление знаний детей в области элементарной музыкальной грамоты.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные. Закреплять умение играть простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, закреплять знание всех нот (название, последовательность в гамме, учить пропевать весь звукоряд, развивать активное слуховое внимание, проверить умение детей определять ноту по изображению.
Развивающие. Развивать музыкальные способности детей с помощью разных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребенка. Обогащать словарный запас детей новыми терминами. Способствовать творческому развитию детей используя игровые приемы.
Воспитательные. Воспитывать интерес к музыке, музицированию. Материал и оборудование: металлофоны, дидактические игры: «Найди своих соседей», «Чудесное яблоко», фрагмент мультфильма «Приключения Незнайки», мультимедийная установка с презентацией к занятию, костюм Незнайки, портреты В. Шаинского, Н. Носова, песня из мультфильма «Приключения Незнайки», нотный стан, ноты.
Предварительная работа: Знакомство с произведением Н. Носова «Приключение Незнайки», знакомство со звукорядом, длительностей нот, расположение нот на нотном стане, разучивание мелодии «Песенка про кузнечика» музыка В. Шаинского.
Словарная работа: надо «пуд соли съесть», композитор, ноты, нотный стан, скрипичный ключ, басовый ключ, длительности.
Ход занятия
Звучит вступление к произведению Н. Носова «Приключения Незнайки». Дети подготовительной к школе группы проходят в зал, садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть, мне не терпится продолжить разговор о веселых человечках Цветочного города. Вы уже знакомы с малышами, помните, как их зовут?
Дети называют имена героев сказки. На экране проходят кадры из мультфильма «Приключение Незнайки».
Музыкальный руководитель. Правильно, молодцы! Это – Знайка, Сиропчик, Пончик, художник Тюбик, музыкант Гусля, механик Винтик со своим помощником Шпунтиком и маленькая собачка Булька.
Предлагаю вам спеть любимую всеми песенку про кузнечика, слова которой написал автор книги Николай Носов, а музыку Владимир Шаинский.
Ребята исполняют песню, вдруг из-за фортепиано появляется Незнайка.
Музыкальный руководитель. Вот это да! Сам Незнайка пожаловал к нам, вы его узнали? Правильно - это самый знаменитый малыш Цветочного города и зовут его так потому, что он ничего не знает или не хочет знать. (Обращается к Незнайке) Незнайка, многие жители вашего городка считают, что у тебя пустая голова.
Незнайка (возмущенно). Это не правда! Как бы я мог тогда соображать. Ботинки ведь я надеваю на ноги, а не на голову – для этого соображение нужно.
Музыкальный руководитель. Да, ты прав. Расскажи нам, Незнайка, чему ты научился, ведь ты хотел стать и музыкантом, и художником, и водителем… Как твои успехи?
Незнайка. Да, так себе…. Почему-то все думают что я не способный, а я так не думаю. Вот Гусля просто от зависти говорил всякую ерунду, чтобы его все слушали и хвалили, а не меня.
Музыкальный руководитель. Ох, Незнайка, мне, кажется, что дело здесь совсем в другом. Думаю, что Винтик прав. Ты за все берёшься, но до конца ничего не доводишь. Ведь прежде чем что-то получилось, надо «пуд соли съесть».
Незнайка. Фу, какая гадость! Ну ладно, я закрою глаза крепко, крепко… и съем два пуда соли. Ух, тогда и Знайка, и Гусля, и Тюбик от злости просто лопнут.
Музыкальный руководитель. Да что ты говоришь, есть ничего не надо. Просто надо много-много трудиться, упорно учиться, быть внимательным, старательным, усидчивым, терпеливым… и тогда произойдет чудо –обязательно все получится. Кто очень, очень хочет – тот своего добьется.
Незнайка. Ой, я так хочу! Хочу, хочу, хочу…
Музыкальный руководитель. Ребята, поможем Незнайке?
Дети. Поможем.
Музыкальный руководитель. Тогда за дело, усаживайтесь поудобнее, мы начинаем. (На экране идут соответствующие слайды).
Музыка – это язык, который понимают все. С самого рождения она сопровождает нас. Человек, который сочинил музыку – это …
Дети. Композитор.
Музыкальный руководитель. Правильно, композитор услышал, сочинил, исполнил для других свое творение, но как сделать, чтобы через много лет эта музыка жила, звучала?
Писатели свои сказки, рассказы, стихи взяли и записали. Композиторы поступила точно также, только для записи музыки им потребовались не буквы, а …
Дети. Ноты.
Музыкальный руководитель. Да, ноты. Для записи нот нужен нотный стан – это пять линеечек, на которых живут ноты. Они считаются снизу вверх, как этажи в домах. На первой линеечке живет нота «ми». Мы с Алиной живем на первом этаже, как и нота «ми». А Даша живет на третьем этаже, значит Даша соседка с ноткой «си».
Дети начинают разыскивать своих «соседей ноток».
Музыкальный руководитель. Ребята, но линеечек всего пять, а нот семь, как же быть?
Незнайка. Надо потесниться. В тесноте, да не в обиде.
Музыкальный руководитель. Правильно, Незнайка, ноты могут жить и между линеечками, например:
Между первой и второй
«Фа» глядит в окошко.
Между первой и второй
Тесно ей немножко.
Но нотки «фа» очень уютно в своем домике.
Незнайка, чтобы читать по нотам, их надо очень хорошо знать.
Семь всего лишь нот на свете,
Назовите ноты, дети.
Дети. До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Музыкальный руководитель. Но знать название и расположение нот на нотном стане недостаточно. Ведь звуки бывают…
Дети. Громкие и тихие, высокие и низкие, длинные и короткие.
Музыкальный руководитель. Посмотри, Незнайка, у нас есть яблоко, которое помогло нам разобраться в этом вопросе.
С детьми рассматриваем длительности: Целая, половинная, четвертная.
Ребята, ответьте на вопросы:
1. Сколько половинных в целой ноте.
2. Сколько четвертных в целой ноте.
3. Сколько четвертных в половинной.
4. Что звучит дольше: четвертная или половинная.
Проводится дидактическая игра на определение длительностей.
Музыкальный руководитель. Теперь и ты, Незнайка, знаешь, что звуки бывают разные по высоте, по длительности, что ноты, которые обозначают определенный звук, пишутся на нотном стане.
Но одна и та же нотка, например, на второй линейке, может звучать по разному. Эту нотку может спеть папа, а может мама. Папа поет низким голосом, а мама?
Дети. Высоким.
Музыкальный руководитель. И чтобы сразу понять какой звук звучит, в начале нотного стана есть ключ, который и открывает секрет. Например, для маминого голоска, для высоких звуков существует скрипичный ключ или по-другому его называют ключ соль. Этот ключ открывает секрет записи высоких звуков, а для папиного голоса – низкого, есть басовый ключ.
Незнайка. Ах, как же оказывается интересно! Я все понял, теперь я все умею и все знаю.
Музыкальный руководитель. Опять хвастаешься. Что бы что-то получилось, надо многому учиться. Незнайка, мы для тебя приготовили сюрприз. Сейчас ребята исполнят для тебя песенку, которую Гусля играл на ксилофоне, а мы ее сыграем на металлофоне.
Незнайка. Это песенка про кузнечика?
Музыкальный руководитель. Да, «Песенка про кузнечика» композитора Владимира Шаинского, слушай.
Звучит детский оркестр.
Незнайка. Спасибо, ребята, спасибо, здорово у вас получается. А рисовать вы так же хорошо умеете? Вы меня научите?
Дети. Да, научим…
Музыкальный руководитель. Только это уже совсем другая история…
Дети вместе с Незнайкой уходят в группу, им можно предложить нарисовать друзей Незнайки из Цветочного города: доктора Пилюлькина, малыша Знайку, Сиропчика, Пончики, художника Тюбика, музыканта Гуслю, механика Винтика и его помощника Шпунтика и маленькую собачку Бульку.