Александра Макарова
Музыкально-ритмические упражнений, направленные на развитие речи у детей с кохлеарными имплантами
▼ Скачать + Заказать документы
В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Я. Росс, И. В. Королева, Е. А. Огородникова, С. П. Пак, Э. И. Столярова, Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Россия; Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия
Публикация «Музыкально-ритмические упражнений, направленные на развитие речи у детей с кохлеарными имплантами» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Учеными представлены результаты исследования восприятия музыкальных сигналов (фрагменты народной музыки, звуки различных инструментов) русскоязычными пациентами с кохлеарными имплантами (КИ). Известно, что восприятие музыки с помощью КИ характеризуется сильными искажениями, а также низкой эффективностью реабилитации. Эти ограничения, прежде всего, определяются особенностями преобразования звуковых сигналов процессором КИ и, как следствие, нарушениями восприятия спектрально-временных характеристик акустических сигналов пациентом с КИ.
Обучение музыкально-ритмическим движениям направлено на формирование способности учащихся воспринимать музыку – ее характер, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм, тембр, звуковысотные отношения) и выражать эмоциональное содержание музыки в движениях.
Цель музыкально-ритмических занятий – приобщение глухих детей к различным видам деятельности, связанным с музыкой, и тем самым развитие их слухового восприятия, двигательной и эмоционально-волевой сфер, психических функций, произносительной стороны речи. На занятиях у детей целенаправленно развиваются умения взаимодействовать в коллективе сверстников, получать удовольствие от совместной деятельности, связанной с музыкой.
Упражнения носят общеразвивающий характер, направлены на укрепление, развитие и коррекцию движений учащихся. В занятия включены танцевальные движения, танцы, упражнения по ритмической гимнастике.
Важное значение на музыкально-ритмических занятиях придается развитию у обучающихся слухо-зрительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей (с использованием фонетической ритмики и музыки). Ведется целенаправленная работа по развитию речевого дыхания, голоса, закреплению звукового состава речи, восприятия на слух и воспроизведения элементов ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведения слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера (не менее 20 минут на каждом занятии). Обучение строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями: на индивидуальных занятиях формируются первичные произносительные умения, а их закрепление целенаправленно осуществляется как на индивидуальных, так и на музыкально-ритмических занятиях, фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и технике речи, фонетических зарядках, а также в ходе всего образовательно-коррекционного процесса в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды.
Упражнения на развитие чувства ритма и темпа
1. Движение под разнохарактерную музыку
Под марш дети ходят ритмично, высоко поднимая колени. Под веселую, быструю музыку выполняют произвольные танцевальные движения. С окончанием музыки дети должны остановиться.
Цель этого упражнения – научить детей определять начало и конец звука, определять ритм, темп, громкость и характер музыки.
2. Моделирование хлопками каждой доли такта в музыке двухдольного метра плясового характера.
Ученики слушают музыку и отвечают на вопросы учителя о ее характере, темпе, метрической структуре. Они говорят, что музыка веселая, в умеренном темпе, считать надо «раз-два».
При выполнении хлопков под музыку учитель постоянно напоминает детям, что звучит веселый танец. Ученики отрабатывают не только ритмичность движений под музыку, но и выразительность их выполнения. Этому способствует показ движений учителем и его соответствующие пояснения.
3. Дети учатся моделировать движениями простейшие ритмы, отхлопывая их.
Сначала учитель показывает детям таблички с записью ритмов и исполняет их на фортепиано (на одной клавише в первой октаве). Школьники учатся воспроизводить хлопками ритмы, ориентируясь на их графическое изображение на табличках и подражая учителю. После этого они упражняются в самостоятельном воспроизведении хлопками простых ритмов, ориентируясь на табличку и восприятие музыкальных звуков, исполняемых учителем на фортепиано. Затем дети воспроизводят ритм хлопками и речью (например, произнося слогосочетание па-па-па).
После того, как дети научатся воспринимать ритмы на слух, узнавать и воспроизводить их, ученики учатся узнавать на слух фрагмент детских и народных песен, народных прибауток с разным ритмическим рисунком.
4. Педагог исполняет на инструменте фрагменты мелодий и прибауток и поет: «Зайчик, мой зайчик», «Петушок, петушок». Ученики смотрят на педагога и слушают. После этого они учатся соотносить услышанный ритм каждой мелодии с его графическим изображением по табличке:
Зай-чик, мой зай-чик.
Пе-ту-шок, пе-ту-шок.
Ребята воспроизводят ритмический рисунок под музыку сначала хлопками и речью (на слог па, а затем проговаривают слова прибауток под музыку, стараясь точно передать в речи ритм данной мелодии.
5. Ученики входят под марш. Учитель изменяет темп музыки. Дети соответственно меняют темп своих движений. Ученики строятся в круг. Прежде всего они произносят изолированные гласные звуки [а], [о], [у], [и], [а], слоги па, по, пу, пи, пэ на одном выдохе. Затем учитель предлагает им следующий стихотворный текст с движениями:
Кричу в лесу: «А-у! А-у!» И мне в ответ: «А-у! А-у!»
В горах кричу: «А-у! А-у!» Гора в ответ: «А-у! А-у!»
Кричу – резко ударить кулачком левой руки от груди в сторону;
В лесу – опустить давящим движением руки ото рта вниз;
И мне – отвести руки от носа вперед (ладони от себя);
В ответ – бросить резко руки вниз, раскрыв сжатые кулачки;
В горах – соединить указательный и большой пальцы и вращать руками перед грудью;
Учитель произносит звуки [а], [у] в первой и третьей строчках низким голосом, во второй и четвертой – высоким.
Декламация песен под музыку
Обучение декламации песен под музыку является одним из средств совершенствования произносительной стороны речи детей с нарушениями слуха, ее внятности, интонационной структуры.
При декламации сама мелодия, ее выразительные средства диктуют необходимость воспроизведения важнейших элементов речевой интонации: ритмической структуры, логического ударения, динамических оттенков, темповых изменений. Это важно, ибо развитие голосовых модуляций необходимо для более естественного звучания речи детей с нарушениями слуха [ Яхнина 2003: 224]. Также это метод способствует совершенствованию дикции: внятности и четкости воспроизведения слов песни; содействует развитию восприятия музыки; способствует развитию кругозора учеников за счет разнообразия тематики песен, обогащению их словарного запаса новой лексикой.
1. На начальном этапе у детей формируется умение исполнять под музыку мелодию хлопками и ритмично произносить слоги. Затем они учатся одновременному взятию дыхания и воспроизведению ритма голосом. Когда ученики достаточно будут знакомы с песней, они учатся выделять логическое ударение во фразе. Ученики прослушивают выразительное исполнение песни учителем, закрепляют свободное и эмоциональное исполнение выученного фрагмента.
Упражнения на развитие произносительной стороны речи
Важное значение придается развитию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи (слухового и слухо-зрительного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур) : слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий и более низкий, базовые мелодические модуляции голоса – ровная интонация, повышение и понижение в пределах естественного голосового диапазона); словесное ударение; логическое и синтагматическое ударения во фразе, мелодическая структура фраз; темп речи (нормальный, быстрый, медленный). В процессе работы над ритмико-интонационной структурой речи детей применяют целенаправленное их вслушивание в речевую интонацию, обучение различению и опознаванию на слух ритмико-мелодических элементов речи, моделирование движениями отдельных элементов интонации и интонационной структуры фраз. Широко используются речевые упражнения под музыку. Близость сенсорной основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающиеся у учеников возможности восприятия элементарных музыкальных структур содействуют повышению слухового внимания к речевой интонации, более осознанному вслушиванию в ее структуры [ Яхнина 2003: 87].
1. «Сирена»
Это упражнение помогает выработать связь высоты звука с «положени-ем зевка». Нужно представить машину скорой помощи, которая мчится к месту катастрофы. Этот веющий звук то плавно «въезжает» вверх, то также плавно опускается вниз. Произнося звук [м] на низкой ноте и сомкнутых губах при слегка разжатых челюстях, нужно плавно, постепенно, как сирена, уводить его к более высоким нотам, разжимая одновременно челюсти и удерживая сомкнутыми губы. Затем так же, как сирена, постепенно звук [м] опускается вниз, и челюсти сближаются. При этом важно удерживать его прочно губами, успевая достаточно разжимать челюсти при движении вверх и сближать их при движении вниз. Подражание сирене хорошо связывается с мелодией. Сначала пропеваются два звука: нижний, как и в речи, воспроизводится плотно сомкнутыми губами при слегка разжатых челюстях и переводится «сиреной» к более высокому звуку с расширением формы [м]. Задержавшись на верхней ноте, звук «сиреной» опускается снова к первому звуку, при этом следует слегка сближать челюсти. Затем следует пауза и вдох, «сирена» идет со следующей ноты.
Также это упражнение хорошо выполнять на гласных звуках.
2. «Живая гамма»
Все ученики объявляются «живой гаммой». Слева направо, как на клавиатуре, участвующие пропевают звук [a]. Педагог как бы играет на этой «живой гамме», взмахом руки показывая вступление каждому.
3. «Налесной полянке» (слова П. Кагановой, музыка Б. Кравченко)
По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.
Утром рано на лесной поляне
Звонко, звонко зайчик барабанит: Тра-та-та (3 раза).
Из берлоги вылез медвежонок,
Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ (3 раза).
Лягушата делают зарядку,
Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква (3 раза) и т. д.
Упражнения по изменению силы голоса
1. «Ветер»
Педагог предлагает детям изобразить ветер. Под быструю, громкую музыку ветер дует сильно. Дети раскачивают руками над головой и на долгом выдохе громко произносят звук [y]. Под спокойную музыку ученики плавно покачиваются из стороны в сторону. На выдохе тихо пропевают звук [y].
2. «Тихо-громко»
На одном звуке дети пропевают слоги (па, по, пу и т. д.) под музыкальное сопровождение. Педагог играет на одном звуке сначала громко, затем тихо.
3. «Дождик»
Под плавную музыку дети пропевают слог да-да-да тихим голосом, показывая плавные движения руками. Затем педагог играет «staccato» и дети произносят слог отрывисто и громко.
За счет использования музыкально-ритмических упражнений у детей с КИ улучшается острота слуха, расширятся частотный и динамический диапазон слухового восприятия. Это осуществляется в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие музыки, которое может существовать как самостоятельный вид деятельности и предшествовать или сопутствовать другой музыкальной деятельности детей; при обучении детей музыкально-ритмическим движениям, в исполнительской деятельности. При выполнении упражнений совершенствуется слухо-мышечная чувствительность, формируется различение неречевых ритмов. Выработка реакции на звучание повышенной громкости, умеренной громкости способствует формированию восприятия, определения динамических оттенков (громкая, тихая музыка). Обучение детей различать умеренный и быстрый темпы музыки посредством слухового восприятия способствует развитию восприятия темповой стороны звучания. В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации – речи, неречевых звуков, музыки.
Только при комплексном учете задач, которые решаются на музыкально-ритмических занятиях, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для наиболее полноценного развития детей, приобщения их к духовной культуре общества, социальной адаптации [ Яхнина 2003: 81].