Инна Зайнулина
Игровые упражнения на предупреждение нарушений слоговой структуры слов
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. К сожалению, не всегда дети с речевыми нарушениями, занимаются в речевой группе детского сада или на логопедическом пункте (по разным причинам). В школе этим детям гораздо труднее, чем сверстникам, у которых речевое развитие проходило без патологии. Конечно, при логопедическом обследовании в начале учебного года, выявляется ряд проблем, которые в дальнейшем могут привести к ошибкам при письме и чтении. Одна из самых разнообразных и многочисленных по типам группа ошибок - это ошибки на уровне слога. Многие первоклассники с трудом проговаривают слова со сложной слоговой структурой, допускают при этом разнообразные ошибки. Чтобы избежать ряда трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения письму и чтению, в профилактическую работу с детьми, необходимо вкльчать, задания и игры по развитию слогового анализа и синтеза слов. Эти игры достаточно просты, не требуют специальной подготовки, и эффективны. Они позволяют добиться внимания к звучащему слову, его звуко-слоговому составу, формирую речевые навыки, развивают мыслительные процессы.
Публикация «Игровые упражнения на предупреждение нарушений слоговой структуры слов» размещена в разделах
«Телеграф»
«Передать» слово, отстучав его ритмичес
кую структуру (количество слогов).
«Игра с мячом»
Ударить мячом об пол столько раз,
сколько слогов в слове; удары сопровождают
ся четким проинесением слогов.
«Разрезные картинки»
Разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать,
назвать каждый слог в слове.
«Деление слов на слоги»
Произнесение слов с отхлопыванием (ладошками) ритмической структуры слова.
«Нанизывание колец»
Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывания колей на стержень).
«Построить дома»
Одноэтажный дом – КОТ, СЫР
Двухэтажный – ЛИСА, ЗИМА
Трехэтажный – КОРОВА, САМОЛЕТ
Дополни слово»
Взрослый называет слово не полностью, а ребенок должен дополнить слово подходящим слогом. Например: ябло, земляни, смороди, маши, куби… и т. д.
«Придумать слова»
Ребенку предлагается придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
«Назвать самое длинное (короткое) слово»
Ребенку предлагается несколько слов (2-3). Предварительно ребенок должен посчитать количество слогов в каждом слове, а затем сравнить и из них выбрать самое длинное слово, самое короткое слово.
«Покажи цифру»
Взрослый диктует слова, а ребенок должен показать цифру, соответствующую количеству слогов в слове.
«Цепочка слов»
Ребенок придумывает слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова. Например: тигр – рыба – ананас – свекла – арбуз – замок – кукла и т. д.
«Придумать куклам имена»
Ребенок должен придумать своим куклам имена, состоящие из 2-х и 3-х слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов.
«Перепутаница»
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова : босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и прочие.
«Найди слог»
Логопед предлагает детям найти потерявшийся слог. Детям, не обладающим навыками чтения, слова проговариваются.
Пример: Ма…на, иг…ка, те. визор, ка…даш, пира…да, во…та.
Потерялся слог куда-то.
Изменилось слово - ждёт.
Может, слог найдут ребята,
Кто же слово нам спасёт?
«Заколдованные слова»
На доске или на карточках написаны «заколдованные»слова, нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно (без лишнего слога).Дошкольникам можно демонстрировать картинки, проговаривая слова.
Сапохар, васуренье, балиранки, пиророжок, сухарири и др.