Надежда Лаптева
Консультация «Закрепление лексической темы в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Предлагаю вашему вниманию консультацию «Закрепление лексической темы в домашних условиях».
Овладение ребенком речью идет успешнее тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка и на родителей ложится основная ответственность за его развитие. На этой неделе лексическая тема «Осень»
Родителям рекомендуется:
- Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.
- Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами.
Темочки:
- Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например,
-Какое сейчас время года?
-Сейчас осень.
-Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
- На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.
- Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень.
- Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.
- Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
- Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.
- Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы
-организуйте беседу.
-Какое сегодня небо?
-Небо чистое и голубое.
- А каким чаще бывает небо поздней осенью?
- Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
- Какие листья ты видишь на деревьях?
- Листья красные, желтые, оранжевые.
- А какими бывают деревья поздней осенью?
- Поздней осенью деревья голые.
- Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
- Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
- Что произойдет с травой поздней осенью?
- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
- Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.
- Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
- Что происходит с насекомыми поздней осенью?
- Поздней осенью насекомые исчезают.
- Посмотри на небо. Кого ты видишь?
- Перелетные птицы летят в теплые края.
- Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени. Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождем и листопадом. И птицы улетают, И детям в школу надо.
- Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
- Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев.
- Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например, алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.
Предлагаю Вашему вниманию лексико-грамматические игры и упражнения по теме: «ОСЕНЬ»
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Осень», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.
Словарь (слова, которые необходимо использовать в процессе игр и в бытовых ситуациях):
1. Предметный словарь: осень, листья, дорога, грязь, лужи, слякоть, урожай, люди, птицы, трава, цветы, солнце, ветер, листопад. дождь, листья, трава, цветы, птицы, тучи, лужи, зонт, плащ, солнце, ветер; сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, листопад, время года, птицы.
2. Глагольный словарь: лить, идут дожди, падают, опадают, осыпаются, исчезают, светит, дует, растет, желтеют, краснеют, срывают, ставят (в вазу); увядают, улетают, наступила. Наступать, поливать, падать, греть, дуть, убирать, опадать, улетать, краснеть, желтеть.
3. Словарь признаков: хмурый, дождливый, теплый, холодный, пасмурный, золотой, грустный, красные, желтые, зеленые, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие, осенние.
4. Словарь наречий: ветрено, дождливо, холодно, тепло, солнечно.
№1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков): осень (какая) – …
дождь (какой) — …
солнце (какое) — …
погода (какая) — …
№2. Подбери действия (не менее не менее трех действий): солнце (что делает) – …
дождь (что делает) — …
листья (что делают) — …
№3. Игра «Один – много» (множественное число существительных): туча – тучи
облако — …
лист – …
дерево — …
лес — …
птица — …
дождь — …
туман — …
№4. Чтение, ответы на вопросы. «Лес осенью»
Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опустятся. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения. (По Г. Скребицкому и В. Чаплиной)
Вопросы:
1. О каком времени года говорится в рассказе?
2. Какого цвета лес был летом?
3. Какого цвета стали березки и клены осенью?
4. Какого цвета осины осенью?
5. Какие деревья не изменили своего цвета?
6. Что происходит с цветами и травами осенью?
№5. Подберите и наклейте в тетрадь картинки об осени.
№6. Развитие графо моторных навыков.