Марина Идиятуллина
Долгосрочный проект в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект:
«Зимующие птицы»
(старшая группа)
Проект «Зимующие птицы».
Введение:
В природе нашего края все четыре времени года ярко выражены. Причём холодный период длится более полугода и украшением морозных, заснеженных пейзажей являются зимующие птицы. Они привлекают внимание людей своим: ярким и чёрно-белым оперением, разнообразным пением, живостью поведения.
Публикация «Долгосрочный проект в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Голод и холод гонят: лесных и сторонящихся людей птиц, прилетать в посёлки и города, где можно найти корм. И только зимой дети могут увидеть: сову, ворона, дятла, хищных птиц, в городском парке и сквере. Встреча со стайками свиристелей, снегирей вызывает у детей восхищение и эстетическое удовольствие, желание любоваться ярким оперением, слушать нежные звуки их пения.
Знания о зимующих птицах, с помощью взрослых, дети подчерпнут из: природоведческой литературы, игр, занятий, наблюдений, экскурсий.
В морозные дни пернатые друзья жмутся к человеческому жилью, посещают кормушки, устроенные человеком, т. е. находятся в непосредственной близости от людей. Это даёт возможность «близкого знакомства» с зимующими птицами, наблюдения за ними.
Дети узнают, что птицам в зимнее время труднее добывать корм т. к. нет насекомых и растительной пищи. Иногда естественный корм становится практически недоступным и многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Поэтому друзьям пернатых следует запасать корм на зиму: ягоды, семена сорных растений, зерно; устраивать кормушки, следить за ними и регулярно пополнять кормом.
Многие перелётные птицы покинули наши края, в поисках тепла и доступной пищи, а зимующие птицы остались с нами, чтоб разделить зимние невзгоды и радовать нас своим пением и весёлыми проделками.
Чтобы дети с ранних лет: берегли окружающую природу, заботились о «братьях наших меньших», необходимо давать детям знания о зимующих птицах, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, ухаживать за ними, подкармливать, заботится, удивляться и восхищаться ими.
Актуальность темы:
Тема ознакомления дошкольников с зимующими птицами, очень актуальна в настоящее время. Дети, живущие в городе, очень далеки от природы. Живут рядом и не замечают: как вышагивает ворона, чирикают воробьи, клюют семена сорных растений голуби. Не только дети, но и многие взрослые не могут отличить щегла от чижа.
Казалось бы, привычные: вороны, галки, голуби не могут удивить детей ничем необычным, но в том - то и состоит экологическая задача: найти в обыкновенных вещах что-либо интересное и занимательное.
Потребительское отношение людей к природе, привело к плачевным результатам в экологической ситуации: истребление многих видов птиц, гибель их в сильные морозы от бескормицы, отравление химическими отходами и т. д.
Задача родителей и воспитателей с ранних лет привить детям заботливое отношение к птицам, показать их роль в экосистеме. Решить эту задачу возможно, если: вместе с детьми мастерить кормушки, запасать на зиму птичий корм, подкармливать птиц зимой.
Цель: Развивать познавательную активность детей при ознакомлении их с объектами природы родного края – зимующими птицами.
Задачи: 1. Формировать знания детей о зимующих птицах родного края.
2. Показать многообразие видов зимующих птиц, их строение, величину, окрас оперения, повадки.
3. Раскрыть зависимость внешнего строения зимующих птиц и их повадок от приспособленности их к жизни в холодное время года.
4. Показать, как зимующие птицы добывают пищу в холодное время года. Учить классифицировать их по способу питания на: зерноядных, насекомоядных, растительноядных, хищников и всеядных.
5. Помочь уяснить места обитания зимующих птиц: в городе, за чертой города, в лесу.
6. Вовлечь детей в природоохранную деятельность: изготовление кормушек, сбор корма, зимняя подкормка птиц.
7. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
Вид проекта: Практико – ориентированный.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Методическое обеспечение:
Анашкина Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах. Академия развития. Ярославль. 1998г.
Бианки В. В. Лесная газета. Азбука – классика. Санкт – Петербург. 2005г.
Бианки В. В. Рассказы о зимующих птицах. Серия: Школьная библиотека. Самовар. 2003г.
Большакова М. Д, Дубровская И. Г, Ермакова Е. С, Ершова Л. В, Лебедева С. А, Смирнова Е. А, Правдов М. А. «Родничок» Региональная программа по дошкольному образованию- Иваново. 1997г.
Брем А. Жизнь животных: млекопитающих, птиц…Эксмо. М:.2002г.
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой- М: Просвещение. 1980г.
Веретенникова С. А. Методическое руководство к альбому: Птицы. Просвещение. 1974г.
Всё обо всём. Птицы. Астрель. М:.2002г.
Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Бабаевой Т. И, Михайловой З. А, Гурович Л. М. Санкт-Петербург. 2000г.
Дмитриев Ю. Лесные загадки. Стрекоза – пресс. 2005г.
Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. Саморуковой. П. Г. - М: Просвещение. 1983г.
Наблюдения и труд детей в природе. Под ред. Мазуриной А. Ф. М: Просвещение. 1976г.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей в детском саду. М. Просвещение. 2001г.
Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх. Академия Холдинг. Ярославль. 2000г.
Скребицкий Г. А. Рассказы о природе. Детская литература. М:. 1988г.
Сладков Н. И. Экологические рассказы о птицах. Мир искателя. 2003г.
Соколов – Микитов И. С. Русский лес. Эксмо. М:. 2013г.
Степанова н. Месяцеслов. Рипол. М:. 2008г.
Тарабарина Т. И. ,Соколова Е. И. И учёба и игра: природоведение. Академия развития. Ярославль. 1998г.
Толстой Л. Н. Басни и рассказы. Детская литература. М:. 1988г.
Ушинский К. Д. Рассказы и сказки о животных и птицах. Детская литература. М:. 1992г.
Чаплина В. Птицы под нашим окном. Птицы в нашем лесу. Малыш. М:. 1984г.
Школьный путеводитель. Птицы. Серия: Узнай мир. БКК. 2008г.
Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? М:.2000г.
Энциклопедия детского фольклора. Белый город. М:.2008г.
Энциклопедия русских примет. Эксмо – Пресс. М:. 2000г.
Энциклопедия Я познаю мир «Удивительные животные и птицы»- М: Астрель. 2001г.
Ожидаемые результаты:
1 .Дети смогут узнавать и называть зимующих птиц на картинках и в живой природе.
2. Узнают много интересного о зимующих птицах, выучат стихи и песенки, смогут отгадать загадки.
3. Научатся наблюдать за повадками птиц, замечать интересное в мире зимующих птиц.
4. Осознают важность бережного отношения к птицам, необходимость изготовления кормушек, запаса птичьего корма и зимней подкормки наших пернатых друзей.
Сроки реализации проекта:
с 01.12.2020 по 01.03. 2021 г.
Этапы работы:
1. Предварительная работа:
• Разработка проекта.
• Изучение литературы и передового опыта.
• Диагностика уровня знаний детей.
• Обсуждение плана с родителями.
• Создание условий для реализации проекта.
2 Ход проекта:
Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в окно клювиком постучала птичка – сизый голубок. Я очень люблю птиц и изучаю их язык, поэтому я поняла, что сказал голубок.
Он попросил что-нибудь поклевать, ведь холодной зимой очень трудно найти корм. Я насыпала ему горсть семечек и голубь весело заворковал. Он сообщил мне, что на улице ещё немало птиц, которым очень холодно и голодно.
Вы готовы их подкормить? Но нужно помнить, что каждая птица предпочитает свою пищу.
Как вы думаете, сможем мы разобраться: как отличить одну птицу от другой, где они обитают, чем питаются, как и где их подкармливать?
Обсуждение проблемы принятия задачи.
Воспитатель: Что надо делать, чтобы больше узнать о зимующих птицах?
Дети: (варианты ответов) Читать книги, рассматривать: альбомы, открытки и журналы, рисовать зимующих птиц, мастерить поделки, собирать коллекции картинок и рисунков. Узнавать новое на занятиях, в походах и экскурсиях.
Совместная поисково – исследовательская деятельность.
С 01. 12. 2020 по 01. 03. 2021г.
Тема: «Зимующие птицы»
Цитата по теме:
«Так и живут, бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи.
Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?
Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Э. Н. Голованова.
Девиз: «Пернатым друзьям надо помогать: кормить, изучать, оберегать».
Понятие «зимующие птицы».
«В жарких странах теплей, а на Родине, и в морозы милей».
Занятие 1.
Речевое развитие.
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого: «Умная галка».
*Образовательная деятельность в режимных моментах.
Дидактические игры: .
«Зимующие и перелётные птицы»,
«Чей хвост?» - части тела.
«Что птица скажет о себе?» - характерные признаки птиц, отличие от других.
Настольные игры: «Обведи зимующих птиц»,
«Собери птичку» - части тела птиц.
Игра забава «Прилетели птицы» - разделять названия птиц от других предметов.
Артикуляционная гимнастика: «Согреем птичку дыханием».
Физическая активность: Подвижная игра: «Птичьи стайки»,
Подвижная игра: «Коршун и наседка».
Терпенье и труд всё перетрут. Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.
Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».
Танцуем вместе:
«Танец синичек».
Сундучок забав: Пословицы и поговорки о зимующих птицах.
Читальный зал Чтение рассказов из сборника «Воробей в шляпе», «Разговоры животных и птиц». Николая Сладкова.
Музыкальная минутка: Пение песенки «Всем нужны друзья» - о воробьишке.
Картинная галерея: Показ серии картин Джона Слоуна: «Птицы и цветы».
Тили-бом - открывается альбом: Показ альбома: «Зимующие рядом с нами».
Краски, ножницы, бумага: Ручной труд: «Весёлые птички» - бросовый материал.
Мир раскрасок: Раскрашивание раскраски «Зимующие птицы».
Многообразие видов зимующих птиц.
«Птицу узнают по оперению и по полёту».
Занятие 2
Аппликация из ткани: «Кто к кормушке прилетел?».
Математическое развитие: «Весёлый птичий счёт»
*Образовательная деятельность в режимных моментах.
Дидактические игры: «Четвёртый лишний»,
«Сравнилки» - сходство и различие птиц.
«Назови особенность зимующих птиц» - внешний вид и повадки.
Настольные игры:
Лего «Разные птицы»,
«Разрезные картинки птиц» - собрать целую картинку из частей.
Физическая активность: «Птицелов»,
«Куропатки и охотники».
Творческая игра: «Птичья школа танцев»
Картинная галерея: Показ серии картин Е. А. Ткачёвой «Дети и птицы».
Хороводная игра: «Чёрный ворон на дубу».
Читальный зал: Чтение стихотворения Юлиана Тувима: «Птичье радио».
Физкультминутка: «Воробьиная аэробика».
Терпение и труд всё перетрут Сортировка и пополнение запаса корма для зимующих птиц.
Музыкальная минутка: Индивидуальная работа по пению «Чижик - пыжик».
Тили-бом открывается альбом: Показ альбома с фигурками зимующих птиц: «Фарфоровые птички».
Краски, ножницы, бумага: Поделки оригами «Галки и вороны, все ли вы здоровы?».
Игра – инсценировка: По сценке «Дятел – строитель»
Экскурсия в зимний парк: Наблюдение за зимующими птицами в естественной среде обитания.
Психогимнастика:
«Вороны и воробьи» - имитировать движения птиц.
Беседа: «Почему птицы остаются с нами зимовать?».
Классификация зимующих птиц по месту обитания.
«Каждая птица в своём гнезде хозяйка».
Занятие 3.
ОБЖ:
«Когда птицы бывают опасны?».
Рисование:
«Портреты зимующих птиц».
*Образовательная деятельность в режимных моментах.
Дидактические игры: «Кто где живёт?»,
«Каждую птицу на своё место» - место обитания.
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь».
Настольные игры: «Найди тень птицы»,
«Птичьи истории».
Физическая активность: «Совушка»,
«Воробушки и автомобили».
Игра инсценировка: По стихотворению: «Птичья столовая».
Спортивные аттракционы: «Развесь ягоды на деревья для птиц»,
«Подкорми птенцов клестов семенами шишек».
Пальчиковая гимнастика:
«Кормушка».
Терпенье и труд всё перетрут. Добавление корма для птиц в кормушки.
Нравственная беседа: «Что сделать, чтобы зимующие птицы не пожалели, что остались снами зимовать?».
Говорилки: Составление рассказа – рассуждения «Придумай название зимующей птице, учитывая её внешние признаки».
Читальный зал: Чтение рассказов о зимующих птицах из сборника «Русский лес» Ивана Соколова – Микитова.
Сундучок забав: Кукольный театр: «Глупый птенец орла».
Загадки о зимующих птицах» .
Музыкальная минутка: Слушание песенок: «Ворона – каркарулья», «Ты, синичка, где была?».
Картинная галерея: Показ серии картин Маржолин Бастин: «Портреты птиц».
Тили-бом открывается альбом: «Как мы зимой подкармливаем птиц».
Краски, ножницы, бумага: Аппликация: «Снегири и синички».
Развлечение с игрушками. «Набор мягких игрушек в образе зимующих птиц»».
Классификация зимующих птиц по способу питания.
«Будет в кормушке корм, птицы и слетятся»
Занятие 4.
Художественная литература. Чтение рассказа Максима Горького: «Воробьишка».
Краеведение: «Птицы из Красной книги, обитающие в нашем крае»
*Образовательная деятельность в режимных моментах.
Дидактические игры: «Кто что ест»,
«Найди и покорми зимующих птиц»,
«Птичье меню».
Настольные игры: Домино «Птицы»,
Пазлы «Птицы».
Игра – забава: «Кто как голос подаёт?» - выбрать роль птицы и имитировать её голос.
Пальчиковая гимнастика: «Снегири».
Двигательная активность: «Клесты и птенчики».
«Вороны».
Терпение и труд всё перетрут: Чистка и уборка в кормушках у птиц.
Читальный зал:
Виталия Бианки: «Синичкин календарь».
Нравственная беседа: «Что будет, если не заботится и не подкармливать зимующих птиц?»
Сундучок забав: «Весёлые стихи о зимующих птицах».
Показ народных тканевых игрушек «Птички».
Музыкальная минутка. Пение песни – шутки: «Филькины именины».
Картинная галерея: Показ картин: Т. Н. Яблонской «Снегири», И. В. Решетникова «Синичкины думы».
Тили – бом открывается альбом. Показ иллюстраций альбома «Покорители воздуха».
Конкурс художников: «Нарисуй самую необычную зимующую птицу».
Зимняя подкормка и охрана птиц.
«Птицы наши друзья – обижать их нельзя!»
Занятие 5.
Природный мир: «Зимующие птицы» - комплексное занятие.
*Образовательная деятельность в режимных моментах.
Дидактические игры: «Какую пользу приносят птицы»,
«Что перепутал художник»,
«Кто кому нужен» - логические цепочки экосистемы.
Настольные игры: Лабиринт «Зимующие птицы»,
«Птичье лото».
Беседа: «Что для птиц страшней зимой: голод или холод?»
Творческая игра: «Показ птичьих мод» .
Развлечение с игрушками: «Заводная птичка».
Танцуем вместе: «Танец белых голубков».
Психогимнастика: «Птицы пугаются кошки»
Двигательная активность: «Дятел»,
«Зимняя охота ястреба».
Терпение и труд всё перетрут: Ремонт и замена кормушек для птиц.
Говорилки: «Составь описание задуманной птицы так, чтобы мы догадались, как она называется».
Читальный зал: Чтение рассказа о птицах Георгия Скребицкого: «Здравствуй, солнце красное»
Музыкальная минутка: Пение песенки – игры: «Две тетери».
Краски, ножницы, бумага. Конструирование из природного материала «Маленькая птичка - крапивник»
Создание книжки – самоделки «Зимующие птицы».
Мир раскрасок: Рисование и раскрашивание зимующих птиц по трафаретам.
Картинная галерея: Показ картин художников: Аникеева, Балабушкина, Тимма: «Глухари и тетерева».
Хороводная игра: «В тёмном лесе вор - воробей».
Кроссвордия: Отгадывание кроссворда «Зимующие птицы» по картинкам.
Тили – бом открывается альбом. Показ набора открыток «Хищные птицы».
Взаимодействие с родителями:
Акция «Покормите птиц.»
Консультации для родителей:
«Народные приметы и птичий календарь зимующих птиц»
«Покормите птиц зимой»
«Дети и голуби. Безопасность в природе».
Выставка фотографий:
«Экскурсия в зимний парк».
«Птичий маскарад».
«Кормление птиц в кормушке на участке»
Выставка детских работ:
Рисование: «Портреты зимующих птиц»,
Ручной труд: «О чём поют воробушки?»,
Аппликация: «Снегири и синички»,
Выставка: книг, журналов, наборов открыток, альбомов, картин о зимующих птицах в книжном и природном уголках.
3. Презентация.
4. Обобщение. Заключительный этап.
Подведение итогов:
Анализ результатов работы по проекту.
Корректировка дальнейшей работы.
Постановка новой проблемы.
Оформление материалов.