Светлана Абашкина
Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Веселые пальчики»
▼ Скачать
Л. С. Выгодский отмечал, что
"если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".
Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.
Тип проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Сроки реализации: с сентября 2023 г по май 2024г.
Публикация «Долгосрочный проект в группе раннего возраста „Веселые пальчики“» размещена в разделах
Участники проекта : воспитанники группы «Колобок», воспитатели и родители (законные представители) детей.
Возраст детей : 1,5-3 года (группа раннего возраста).
Форма проведения: групповая.
Актуальность проекта :
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «неговорящих детей», детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, «что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы». Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку с рассматриванием иллюстраций, рассказывать обо всём, что его окружает. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего и младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызвать у детей интерес к познанию нового и интересного. Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.
Цель:
Способствовать развитию активной речи как средства общения детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи для детей:
Развивать речевую активность детей, пополняя словарный запас;
Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук, их координацию;
Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
Способствовать развитию творческих способностей;
Развивать навыки ручной умелости.
Задачи для педагога:
Сбор информации, изучение и систематизирование различных источников по данной теме;
Разработка перспективного и тематического планирования по проекту;
Создание предметно-пространственной развивающей среды;
Мониторинг результатов.
Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду;
Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-пространственной развивающей среды и созданию условий для накопления речевого и игрового опыта детей.
Ожидаемый результат:
Развитие речевой активности детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр;
Формирование умения самостоятельно проговаривать и обыгрывать пальчиковые игры;
Пополнение предметно-пространственной развивающей среды;
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Форма проведения:
игры-занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, театрализация пальчикового театра, самомассаж.
Продукт проекта :
Картотека пальчиковых игр.
Перспективный план работы по развитию речи детей в первой младшей группе.
Картотека консультаций для родителей и педагогов.
Книжная и фотовыставка «Читаем книги дома».
Пополнение предметно-пространственной развивающей среды.
Мастер- классы и практикумы по изготовлению разных видов пособий и их обыгрывание в домашних условиях.
Изготовленные родителями дидактических игр и пособий, способствующих развитию моторики рук и речи детей.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (сбор информации по теме)
№ Мероприятие Срок
1 Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме. Сентябрь 2023г
2 Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста. Изучение особенностей становления речи детей. Сентябрь 2023г
3 Знакомство с исследованиями М. М Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук. Сентябрь 2023г
Основной (практический) этап:
1 Разработка перспективного плана работы. Сентябрь 2023г
2 Подбор методов и средств, способствующих развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста.
- упражнения с элементами самомассажа;
- упражнения для кисти рук;
- игр и упражнений с различными предметами;
- динамические упражнения;
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания потешек, сказок;
- игры с водой, песком, бумагой, крупами и др;
- игры-шнуровки, пуговки, мозаика, вкладыши.
В течение года
3 Пополнение предметно-пространственной развивающей среды, изготовление дидактических пособий; По ходу реализации проекта
4 Создание картотеки пальчиковых игр и ее пополнение. Ноябрь 2023г
Заключительный этап:
1 Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей первой младшей группы. По эпикризным срокам
2 Анкетирование родителей (для определения результативности работы). Апрель 2023г.
3 Составление плана работы на будущее. Май 2023г.
План работы над проектом :
№ Мероприятие Дата проведения
1 Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме. Сентябрь 2023 г.
2 Знакомство с исследованиями М. М Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев. Сентябрь 2023 г.
3 Изучение особенностей становления речи детей младшей группы. Сентябрь 2023 г.
4 Разработка перспективного плана работы. Сентябрь 2023 г.
5 Подбор методов, средств, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей младшей группы. Сентябрь 2023 г.
6 Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических пособий. в течение года
7 Создание картотеки пальчиковых игр, игр с водой и песком. В течение года
8 Разработка и проведение диагностики (эпикризные сроки). Сентябрь 2023г.
Май 2023г.
9 Разработать план работы с родителями по данной теме, подготовка консультаций для родителей. Сентябрь 2023г.
10 Подготовить презентацию «Расскажи мне сказку». Октябрь 2023г
11 Консультативная помощь родителям. В течение года
12 Книжная выставка для родителей. Февраль 2023г
13 Подготовить и провести консультацию для воспитателей по данной теме. Март 2023г.
14 Презентация проекта на педсовете. Апрель 2023г
15 Открытый просмотр НОД. Май 2023г.
План взаимодействия с родителями детей
Группы раннего возраста в рамках проекта
Месяц Тема Задачи
Сентябрь Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи
Сентябрь Консультация «Это вся моя семья» Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.
Октябрь Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка в домашних условиях». Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное речевое развитие ребёнка дошкольного возраста.
Октябрь Показ презентации «Расскажи мне сказку». Познакомить родителей с значением сказки, ее потенциалом в жизни малышей.
Ноябрь Создание интерактивной презентации
«Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей» Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии ребенка.
Декабрь Мастер-класс «Пальчиками играем, речь развиваем». Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях.
Январь Консультация
«Рассказываем сказку руками». Познакомить с методикой рассказывания сказки с помощью пальцев рук.
Январь Выставка для родителей пальчиковых и дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики рук детей. Привлекать родителей к изготовлению игр, отметить успехи активных родителей занимающихся речевыми пальчиковыми играми дома.
Февраль Изготовление папки-передвижки «Сначала было слово» (речевое развитие детей). Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.
Февраль Книжная выставка Предложить перечень детской литературы для родителей данной возрастной группы.
Март Творческая выставка «Мамины руки и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.
Апрель Буклет «Пальчиковые игры» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.
Апрель Фотовыставка «Читаем дома сказки». Привлечь родителей к активному чтению с детьми.
Май Подведение итогов проекта. Презентация: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».
Предметно-пространственная развивающая среда в группе :
• «Речевая зона» Имеется библиотека для детей: книжки-малышки, сказки, стихотворения и потешки, музыкально-речевые книжки, наборы картин, тематические альбомы, настольно-печатные и дидактические игры по развитию речи, красочная картотека пальчиковых игр.
• «Зона театрализованной деятельности» - разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, пальчиковый, магнитный, театр на конусе и др.). Имеется разнообразное оснащение для обыгрывания сказок (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, магнитная доска, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.). В группе есть атрибуты, элементы костюмов и масок для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций.
• «Центр развивающих игр» - различные виды мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной формы вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн,
Список литературы:
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М. : Медецина 2007. - 304с.
2. Алямовская, В. Г. Ясли - это серьезно / В. Г. Алямовская. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 159с.
3. Веракса, Н. Е., Комарова Т. С. От рождения до школы /Н. Е. Веракса-М. : Мозаика-Синтез 2012.- 115с.
4. Андрианов, М. Невербальная коммуникация / М. Андрианов // Вопросы психологии, 1999, №6, С. 89 - 100.
5. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.
6. Браткова М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитавающим детей раннего возраста с проблемами в развитии / М. Браткова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 55-60.
7. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т. И. Оверчук. - СПб. : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", - 2003. - 136 с.
8. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с.
10. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова - М. : Просвещение, 2004. - 98с.
11. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А. Г. Исмагилова. - М. : Знание, 2009. - 96 с.
12. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. - М. : Просвещение, 2003. - 253 с.