Ксения Чернега
Долгосрочный проект «Развитие речедвигательной координации у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Актуальность.
Проблема здоровьесбережения в условиях ДОО очень актуальна для детей с ОВЗ. У детей с речевыми нарушениями отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно—координационной и эмоционально—волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Следует отметить и наличие когнитивных нарушений: отсутствуют навыки поведения в коллективе, затруднено усвоение учебного материала, наблюдаются двигательная расторможенность, нарушение внимания, понимания и запоминания.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.
К таким нетрадиционным методам относится и развитие речедвигательной координации детей.
Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации у детей с ОВЗ.
Задачи:
• изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
• обогатить предметную среду по развитию речедвигательной координации; разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
• планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
• способствовать развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями.
Предполагаемый результат: Применение данного метода в коррекционно- развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.
Эффективность моей работы в данном направлении можно просматривать в выражении интереса детей к разным видам деятельности, положительной динамике развития, как общей моторики, так и мелкой, артикуляционной. В улучшении речедвигательной координации воспитанников до уровня, соответствующего данному развитию. Совершенствование познавательно-речевой способности детей и положительная динамика уровня экспрессивной речи. Повышение интереса детей к двигательной активности.
Аналитико-проектировочный этап
• Изучение методической литературы
• Диаграмма отражающая анализ владения детьми речедвигательной координации
• Модель развития речедвигательной сферы
• Определение плана мероприятий по развитию речедвигательной координации
Вопросы развития речедвигательной моторики ребенка большое количество времени приковывало внимание исследователей.
Исследования отечественных физиологов, психологов В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Антаковой – Фоминой, А. Л. Сиротюк, М. М. Кольцовой и т. д. констатировали связь интеллектуального развития и речевой, пальцевой моторики. Развитие мимической, общей и мелкой моторики формирует почву для последующего развития графического навыка и онтогенеза речи.
ДИАГНОСТИКА
Трясорукова Татьяна Петровна «Речедвигательный тренинг. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста»
-Состояние мимической мускулатуры
-Состояние общей и мелкой моторики
-Нервно-психическое развитие
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:
• от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
• от общей движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
• от диффузных движений к дифференцированным;
• от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющей их дифференциации.
Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- су-джок терапия;
- игры с различными предметами (прищепки, шнурки);
- выполнение кинезиологических упражнений;
- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико — артикуляционных мышц, общей моторики, ритма и темпа движений;
- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
- проведение подвижных и малоподвижных игр.
Регулярное проведение двигательных упражнений с использованием речи позволяет:
• стабилизировать общий тонус организма;
• развивать общую и мелкую моторику;
• выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
• улучшить фонематический слух;
• повысить речевую активность;
• улучшить ритмико – интонационную сторону речи;
• оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение, нормализовать психическую и двигательную активность.
Принципы применения речедвигательных упражнений:
• Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.
• Использование технологии речедвигательной ритмики с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения.
• Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков.
По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, а затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.
Методические приемы речедвигательной ритмики:
• Показ упражнений.
• Сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений.
• Словесная инструкция.
• Пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.
Практический этап
• Реализация плана мероприятий по развитию речедвигательной координации
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Пальчиковая гимнастика способствует развитию интонационной выразительности речи. Выполнение детьми движений с речью способствует формированию пространственно-временных представлений, координации движений, чувства ритма и рифмы.
Правильное речевое дыхание важно для разборчивого произнесения звуков, так как подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани для произнесения определенного звука, громкости голоса. Для того чтобы ребенок мог владеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен овладеть приемами правильного дыхания. Предлагаемые игры-упражнения укрепляют диафрагму – главную дыхательную мышцу, способствуют формированию речевого дыхания, развитию просодических компонентов речи.
Активно применяется на занятиях с детьми Су-Джок терапия (металлических, пластиковых, резиновых с кольцами-пружинками, при этом производя манипуляции с этими шариками или кольцами, мы проговариваем различные чистоговорки, стихотворения, слова на заданные звуки, закрепляя их в речи и развивая мелкую моторику, связную речь.
Данные занятия пользуются у наших детей популярностью объясняется это их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом, а так же игровой формой, ведь игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Регулярные упражнения с шарами развивают память, снижают его эмоциональное напряжение, улучшают действие сердечнососудистой и пищеварительной систем, формируют координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Также можно использовать в своей работе подручные средства (шишки, карандаши, орехи, ракушки, камешки, мелкие игрушки и т. д.)
«Разноцветные прищепки», игры со сч тными палочками, игры с бусинами, сухие бассейны, игра – липучка, конструкторы, пазлы, мозайки, трафареты для обводки и штрихования, вырезания, «Веселые резиночки» и т. д.
Итоговый этап Цель: определение эффективности проведенной работы.
• Сравнительный анализ показателей освоения развивающих программ
• Определение перспективы дальнейшей работы по теме
В итоге можно сделать вывод, что систематическая и планомерная, целенаправленная работа по совершенствованию речедвигательной координации у дошкольников с ОВЗ благотворно влияет на совершенствование речевой компетентности, на развитие речевых зон коры головного мозга, а самое главное – содействует сохранению психического физического здоровья ребенка.