Елена Апаринова
Долгосрочный проект по лего-конструированию «Лего-малыши» для детей первой младшей группы на учебный год
паспорт проекта.
1. Актуальность
2. Цель
3. Задачи
4. Участники проекта: дети 1 младшей группы «Теремок», родители, воспитатели.
5. Тип проекта: творческий
6. По количеству участников: групповой.
7. Продолжительность: долгосрочный.
8. Этап подготовительный
9. Этап основной
10. Этап заключительный
11. Ожидаемые результаты
12. Список литературы
13. Приложение
Актуальность.
Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его осуществить, умел моделировать. Замысел, передаваемый в постройках, дети берут из окружающего мира. Поэтому, чем эмоциональнее, ярче будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что очень способствует развитию ребенка. Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разбирать, чтобы потом построить что-то новое.
Созданные постройки из ЛЕГО в заключительной части занятия используются детьми в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки. На занятиях по ЛЕГО-конструированию закрепляются темы, изучаемые при ознакомлении с окружающим. Дети приобретают элементарное представление в научно – технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни.
При конструировании дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Кроме этого, помогает развитию творческих способностей за счет активного взаимодействия детей в ходе самостоятельного технического творчества.
Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце работы увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Конструктор ЛЕГО предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.
Цель: содействовать развитию у детей раннего возраста способностей к познанию посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Задачи:
• Создание благоприятных условий для развития у детей раннего возраста первоначальных навыков и умений по ЛЕГО-конструированию.
• Развивать конструктивное мышление.
• Развивать воображение и любознательность детей.
• Формирование умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
• Формировать мелкую моторику пальцев рук.
Участники проекта:
• Педагоги группы
• Дети раннего возраста (2-3 года)
• Родители группы
• Специалисты детского сада
Этапы проекта
I этап – подготовительный (сентябрь):
1. Изучение методической литературы по данному вопросу.
2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности конструктивных процессов.
3. Разработка перспективного плана работы.
4. Организация работы детской мастерской
II этап – основной (октябрь-апрель):
Организация работы с детьми по теме
1. Выставки работ детей в приёмной комнате
2. Оформление стенгазеты «Мы строим из ЛЕГО»
3. Семинар-практикум для родителей «Играем с детьми в ЛЕГО»
4. Консультации «Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности», «Волшебные» кирпичики».
5. Создание альбома «Наши постройки из ЛЕГО-конструктора»
6. Индивидуальные беседы с родителями: «Пальчиковая гимнастика на занятиях по ЛЕГО-конструированию», «Что должен знать и уметь ребёнок в раннем возрасте».
7. Выставка детских работ с участием родителей «Строим вместе»
III этап – заключительный (май):
1. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности умений по ЛЕГО-конструированию.
2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта
Ожидаемые результаты:
• Умеют различать и называть некоторые детали лего-конструктора.
• Имеют навыки простейшего анализа сооруженных построек (форма, величина, цвет деталей).
• Имеют навыки конструирования: по образцу, по простейшим наглядным схемам, по замыслу.
• Имеют представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).
• Выделяют в предметах их пространственные характеристики: «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный - короткий».
• Владеют разнообразными способами скрепления деталей.
• Имеют навыки концентрации внимания и координации движений при соединении деталей конструктора.
• Умеют воспроизводить в постройке знакомый предмет, оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки.
• Умеют развивать и поддерживать замысел в процессе в ходе конструктивной деятельности.
• Умеют определять изображённый на схеме предмет, называть его функции.
Литература
1. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Куцакова Л. В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014.
5. О. Э. Литвинова «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста»
№ п/п Тема занятия
1 Первичная диагностика
2 Знакомство с ЛЕГО-конструктором
3 Построим дорожку красного цвета
4 Построим дорожку зеленого цвета
5 Построим и сравним зеленую и красную дорожки
6 Красный длинный поезд и красный короткий поезд
7 Поезд зеленый длинный и красный короткий
8 Строим башни. Красная и зеленая
9 Постройка желтой башенки
10 Башенка высокая желтая и низкая желтая
11 Башенка высокая желтая и низкая красная
12 Построим синюю башенку
13 Построим высокую синюю башню и низкие желтую башни
14 Построим дорожки: узкую синюю и широкую синюю
15 Дорожки: узкая синяя и широкая зеленая
16 «Башенки разного цвета для зайчат». Закрепление цвета
17 Построим для машин узкие и широкие гаражи
18 Поезд длинный и короткий». Закрепление
19 Кроватка для куклы Маши
20 Обеденный стол
21 Стульчики для гостей
22 Заборчик для домика из синих кубиков
23 Машина для котят
24 Грузовик для кубиков
25 Скамеечка для матрёшек
26 Скамеечка низкая и скамеечка высокая
27 Ворота для машин
28 Заборчик с воротами
29 Лесенка из кубиков одного цвета
30 Широкая лесенка из кирпичиков одного цвета
31 Построим лесенку для башенки такого же цвета как башенка
32 Постройка широкой зеленой дороги для красных машин
33 Отгородим желтый домик синим заборчиком
34 Домик
35 Домик с окошком
36 Итоговая диагностика