Снежана Сергеевна Гарбуз
Долгосрочный проект «Мы землю эту Родиной зовем» (нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы землю эту Родиной зовем»
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Публикация «Долгосрочный проект „Мы землю эту Родиной зовем“ (нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет :
“Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую, изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Чтобы вырастить достойного гражданина своей страны, необходимо, как можно раньше пробудить любовь и уважение к своей малой родине. Чтобы он смог почувствовать и осознать себя частицей своей родины. Поэтому ребенку необходимо помочь узнать, как можно больше о семье, городе и крае, где он родился.
Цель:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своей республики и страны.
Задачи:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности;
• воспитывать активную жизненную позицию;
• способствовать расширению словарного запаса у дошкольников.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Формы работы
Работа с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• экскурсии;
• викторины;
• праздники;
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• создание мини-музея «Волшебница глина»;
• игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, словесные);
• художественное творчество;
• наблюдение, прогулки;
• мультимедийные презентации.
Работа с родителями :
• беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
• анкетирование;
• дни открытых дверей;
• фотовыставки;
• помощь в подготовке праздников и развлечений
• семейные мини – проекты.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины. У детей более глубокие знания о России, Республике Хакасия.
Для родителей :
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте. Пополнили мини-музей «Волшебница глина» экспонатами.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Работа с родителями :
• разработать «Семейный маршрут по памятным местам города»;
• совместный поход на Енисей
• альбом эстафета «Поделись опытом семейного отдыха»;
• экскурсии в городской Краеведческий музей.
• «Трудовой десант» родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой);
• «Аллея выпускников» предложить выпускникам детского сада совместно с родителями посадить весной деревья.
Социальное развитие:
- Встречи с интересными людьми города (художники, писатели).
- посещение выставок в художественной школе «Колорит»
Сроки реализации проекта 2018-2020г. г.
Перспектива дальнейшего развития проекта :
• Подбор коллекций детских книг, энциклопедий, научно-познавательной литературы.
• Распространить опыт работы на различных конференциях, семинарах, публикация в периодической печати, и на сайте ДОУ.
Устойчивость проекта : данный проект может быть использован в других дошкольных учреждениях.
Данный проект даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Таким образом, знания, приобретённые в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта, достигается основная цель воспитания основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Презентация проекта :
Оформление творческого пакета. Представление проекта, презентация.
Презентация проекта «Я часть России»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Сентябрь
«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».
1. Прогулка «Моя улица»
2 .Беседа на тему «Наши добрые дела»
3. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
4. Составление схемы «Я иду в свой детский сад «Почемучка»»
Октябрь
«Есть горы – Саяны, а около них…»
1. Беседа, показ иллюстраций и фотографий о красоте гор.
2. Рисование на тему «Осенний пейзаж Саян»
3. Слушание песен о Саяногорске
4. Беседа на тему «Как мы отдыхали в горах осенью»
5. Рисование на тему "Поздравляю город Саяногорск с днем рождения".
Ноябрь
«Я живу в Хакасии
1. Игра – путешествие «Я живу на земле Калининградской»
2. Рассматривание фотоальбома «Город Саяногорск»
3. Беседа на тему «Красная книга Хакасии»
4. Рисование «Кукла в национальном костюме»
5. Работа с родителями : выставка фотографий на тему «Любимые места города Саяногорск»
Декабрь
«По Новогодней карте»
1. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
2. Беседа о Новогодних символах.
3. Оформление группы к празднику.
4. Акция "Поможем птицам зимой".
5. Рассказ о Новогодних обычаях.
6. Работа с родителями Новогодний праздник : «Встречаем Новый Год»
Январь
«Краса ненаглядная»
1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2. Рисование «Городецкая роспись»
3. Лепка посуды из глины.
4. Роспись посуды «Гжельские узоры»
Работа с родителями : развлечение на тему «Ярмарка чудес»
Февраль
«День защитника Отечества»
1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война?»
2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3. Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова.
4. Ручной труд: «Поздравительные открытки для папы и дедушки»
5. Работа с родителями развлечение «Папа – гордость моя»
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3. Рисование «Портрет моей мамы»
4. Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".
5. Чтение стихов, пословиц о маме.
6. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
7. Работа с родителями : тематический вечер «Мама – солнышко моё»
Апрель
«Наше государство - Российская Федерация»
1. Беседа на тему: «Я люблю тебя, Россия»
2. Знакомство с различными городами России.
3 Беседа: «Государственная символика России»
4. Знакомство с флагом, гербом и гимном России. Прослушивание гимна.
5. Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»
6. Рисование: «Русский национальный костюм»
7. Работа с родителями : беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя»
Май
«Этот день победы»
1. Беседа: «Этих дней не смолкнет слава»
2. Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.
3. Просмотр видеофильма.
4. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
5. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
6. Работа с родителями : экскурсия к памятнику погибших воинов.
Акция «Бессмертный полк».