Олеся Климова
Долгосрочный проект «Мамина школа» по взаимодействию с семьями воспитанников второй группы раннего возраста
Долгосрочный проект «Мамина школа»
по взаимодействию с семьями воспитанников
второй группы раннего возраста на 2022-2023 учебный год.
Пояснительная записка
Родители - это первые педагоги ребенка. Педагог в переводе с латинского языка означает "ведущий за руку". Важным этапом для родителей является поступление ребёнка в детский сад, когда малыш делает первый шаг в общество. А переживания ребёнка связаны с переменой привычной обстановки, отрывом от близких людей, знакомством с новыми людьми.
Публикация «Долгосрочный проект „Мамина школа“ по взаимодействию с семьями воспитанников второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Проект "Мамина школа" позволит родителям и педагогам способствовать вхождению ребёнка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Это позволит обеспечить переход в новые для ребёнка условия с меньшим стрессом.
Содержание проекта ориентировано на родителей разных социальных слоев общества и уровней образования. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Проект "Мамина школа" формирует со стороны родителей проявление разумной любви и заботы о ребенке, создает эмоционально-положительный микроклимат отношений, обучает родителей педагогическим приёмам взаимодействия с детьми, обучает их игровому взаимодействию с детьми.
Цель проекта :
- создание условий для полноценного развития ребенка в условиях детского сада;
- преодоление стрессовых состояний у детей второй группы раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- педагогическое просвещение родителей;
- развитие положительного отношения к ДОУ.
Задачи:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка (содействие смягчению адаптации при поступлении ребенка в детский сад, создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления с ДОУ;
- помощь родителям в решении актуальных проблем развития, воспитания социализации детей;
- популяризация знаний о дошкольном учреждении как системе общественного воспитания;
-обучение практическим навыкам подготовки ребенка к поступлению в новый коллектив;
Особое внимание уделяется теме адаптации ребёнка к детскому саду, так как от этого зависит не только эмоциональное состояние ребенка и его комфортное пребывание в детском саду, и обстановка в группе в целом.
Участники. Родители (законные представители) детей раннего возраста, педагоги ДОУ.
Основными принципами работы «Маминой школы» являются:
- добровольность;
- компетентность;
- соблюдение педагогической этики.
Основные направления деятельности «Маминой школы» :
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;
- повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста;
- популяризация деятельности ДОУ среди населения.
Организация деятельности «Маминой школы» :
- работа «Маминой школы» осуществляется на базе детского сада;
-планирование работы идет по результатам опроса родителей (законных представителей).
Срок реализации проекта : 1 год
Возрастная группа, с родителями которой реализуется проект : вторая группа раннего возраста.
Формы организации работы «Маминой школы» :
Круглый стол, психологический тренинг, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания.
С целью определения эффективности работы маминой школы проводятся дважды в год опросники родителей.
Опираясь на цели и задачи проекта «Мамина школа» был разработан план взаимодействия детей второй группы раннего возраста на учебный год. Взаимодействие с родителями предполагает месячное тематическое планирование. Очные занятия проводятся 1 раз в месяц по 30 минут. Кроме этого в течение месяца родителям предлагаются заочные формы взаимодействия.
План работы «Маминой школы» на учебный год
Месяц Пути осуществления взаимодействия с родителями
Сентябрь Тема месяца: «Здравствуй, детский сад!»
- Анкета «Наша семья»;
- Почтовый ящик «Вопросы и ответы»;
- Видеоролик: «Как готовить ребенка к детскому саду?»
Работа педагогической библиотеки по данной теме
Октябрь
Тема месяца: «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению»
- Информационный проспект для родителей «Улыбка малыша в период адаптации. Как её добиться?»;
- Рекомендации «Что делать, если ребенок плачет и не хочет идти в детский сад?»;
- Создание альбома: «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. У всех ли она прошла гладко?»
Работа педагогической библиотеки по данной теме
Ноябрь
Тема месяца: «Режим дня и его значение»
- Памятка «Значение режима дня в детском саду и дома»;
- Создание индивидуальных блокнотов «Семь дней жизни ребенка дома"
- Фотовыставка «Один день из жизни малыша в детском саду»;
- Заочная встреча: «Единство требований в сохранении режима дня дома и в детском саду»
- Папка- передвижка: «Моя любимая мамочка»
Работа педагогической библиотеки по данной теме
Декабрь
Тема месяца: «Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет»
- Онлайн консультация: «Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет в условиях социума»;
- Советы: «Развитие личности в раннем детстве»
- Творческий конкурс:«А у нас Новый год!»
Работа педагогической библиотеки по данной теме
Январь
Тема месяца: «Культурно-гигиенические навыки и их формирование»
- Брифинг «Воспитание культурно-гигиенических навыков»;
-Создание фотоальбома «Я могу сам!»;
Работа педагогической библиотеки по данной теме
Февраль
Тема месяца: «Чтобы малыш не болел!»
- Круглый стол «Помогите ребенку укрепить здоровье»;
- День открытых дверей «Мы на зарядке»;
- Советы «Расти, малыш, здоровым!»
- Фотовыставка «Мой папа защитник Родины»
Работа педагогической библиотеки по данной теме
Март
Тема месяца: «Детские капризы и своеволие»
- Консультация «Ранний возраст – маленькая энциклопедия капризов и упрямства»;
- Диспут «Детские капризы и пути их преодоления»
Работа педагогической библиотеки по данной теме
Апрель
Тема месяца: «Игры и игрушки»
- Дискуссия «Игрушки полезные и вредные»
- Круглый стол «А мы играем так!» о любимых играх малышей;
- Создание педагогической копилки игр «Игра – не забава»;
- Конкурс «Пасхальная радость»;
Работа педагогической библиотеки по данной теме
Май
Итоги проделанной работы
- Выпуск журнала «День за днем» о работе маминой школы и достижениях детей;
- «Обобщение и распространение опыта работы по проекту»
-Опросник родителей по эффективности взаимодействия в рамках реализации проекта»
-Фотовыставка «Наши малыши стали большими!»
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: Проект «Мамина школа» даст не только ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей, но и поможет сформировать активный родительский интерес. «Мамина школа» поможет родителям объединиться, осознать взаимную значимость позитивного опыта организации жизни и воспитания детей в разных семьях.
Список используемой литературы:
1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя детского сода / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1985.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : 2002. – 120с.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. – 127с. : ил.
4. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 172 с.
5. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. спец. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М. : Изд-й центр «Академия», 1999. – 336с.