Галина Паничкина
Долгосрочный проект по повышению компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста «Мамина школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Родители - это первые педагоги ребенка. Педагог в переводе с латинского языка означает "ведущий за руку". Важным этапом для родителей является поступление ребёнка в детский сад, когда малыш делает первый шаг в общество. А переживания ребёнка связаны с переменой привычной обстановки, отрывом от близких людей, знакомством с новыми людьми. Проект "Мамина школа" позволяет родителям и педагогам способствовать вхождению ребёнка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Это позволяет обеспечить переход в новые для ребёнка условия с меньшим стрессом, так как первые шаги в детском саду делает вместе с мамой. Совместные занятия с педагогом, мамой, ребёнком снижают тревожные ожидания у родителей малышей, так как появляется возможность познакомиться с условиями жизни в детском саду, с педагогами и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга.
Публикация «Долгосрочный проект по повышению компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста „Мамина школа“» размещена в разделах
Содержание проекта ориентировано на родителей разных социальных слоев общества и уровней образования. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Проект "Мамина школа" обучает родителей игровому взаимодействию с детьми. Формирует со стороны родителей проявления разумной любви и заботы о ребенке, создание эмоционально-положительного микроклимата отношений, обучение родителей педагогическим приёмам взаимодействия с детьми. Побуждает детей к участию в совместных играх с взрослыми, вызывает желание подражать, повторять действия. Развивает целенаправленную познавательную деятельность и сенсорные способности детей через различные виды игр (дидактические, сюжетные, театрализованные, развивающие).
Цели: Создать справочник для родителей «Мамина школа». Способствовать психофизическому, личностному и интеллектуальному развитию детей младшего возраста через объединение усилий семьи и педагогов.
Задачи:
- Способствовать установлению доверительных взаимоотношений между родителями и воспитателями группы в период адаптации детей к условиям детского сада;
- Распространять педагогические знания среди родителей;
- Оказать практическую помощь в воспитании детей;
- Повысить компетентность родителей детей младшего возраста в вопросах воспитания и обучения.
- Приобщение родителей к православной культуре.
Участники. Родители (законные представители) детей младшего возраста. Педагоги ДОУ.
Основными принципами работы «Маминой школы» являются:
- добровольность;
- компетентность;
- соблюдение педагогической этики.
Основные направления деятельности «Маминой школы»:
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей младшего возраста;
- повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста;
- популяризация деятельности ДОУ среди населения.
Организация деятельности «Маминой школы»:
- работа «Маминой школы» осуществляется на базе детского сада;
-планирование работы идет по результатам опроса родителей (законных представителей).
Темы родительских встреч в форме круглого стола
на 2023- 2024 учебный год
Давайте познакомимся. «Адаптационный период в детском саду, задачи воспитания и обучения детей раннего возраста». Цель: Помочь родителям снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.
«Здоровый ребенок - успешный ребенок. Здоровые дети в здоровой семье». Цель: Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
«Роль игр в процессе всестороннего развития ребенка». Цели: объединить усилия воспитателей и родителей для повышения уровня организации игры в саду и дома.
«Наши достижения. Чему научились дети за год» Папы и Мамы, пора подвести итоги: (беседа за круглым столом, чаепитие). Опросы с целью: Выявление уровня педагогических компетентности и педагогических потребностей родителей. Анкетирование.
Формы работы с родителями
«О здоровье всерьёз»
1. Сентябрь «Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам воспитания и образования»
Индивидуальные беседы, посещения на дому «Адаптация к детскому саду», «Режим дня».
1. Что нужно знать всем родителям, готовясь отдать ребенка в детский сад.
2. Как подготовить ребенка к детскому саду.
3. Как помочь ребенку адаптироваться к д. саду.
4. Как помочь медлительному ребенку адаптироваться к детскому саду.
5. Как помочь тревожному ребенку адаптироваться к детскому саду.
6. Как подготовить к детскому саду замкнутого ребенка.
7. Как помочь агрессивному ребенку адаптироваться к детскому саду.
8. Признаки психо-эмоционального напряжения.
1. Режим - главное условие здоровья малыша!
2. Опять мокрая простынка.
3. Плоды здоровья.
4. Овощи вместо лекарств.
5. Лекарство и еда.
6. Капуста и здоровье.
2. Октябрь «Православные традиции российской семьи»
1. Десять заповедей для родителей.
2. Материнские заповеди.
3. Роль семьи в воспитании малыша.
1. Воспитание культуры поведения с позиции современного этикета.
2. Секреты успеха воспитания послушания.
3. Православные традиции в воспитании детей и современность.
1. Профилактика простудных заболеваний.
2. О пользе витаминов для детского организма.
3. Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка.
4. Как сохранить здоровье детей осенью.
3. Ноябрь «Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника». О воспитании христианских добродетелей.
1. Воспитание культуры поведения с позиции современного этикета».
2. Стихотворение «Терпение»
3. Как поступить, если…
1. Вежливость – самая первая, самая приятная добродетель».
2. Духовно-нравственное воспитание в семье.
3. Какие книги читать малышам.
4. О важности формирования духовно-нравственных ценностей у детей. 1. Гигиенические требования к одежде.
2. Как правильно одевать ребенка.
3. Целебные осенние ягоды.
4. Колыбельные песни
4. Декабрь «Этикет в жизни детей»
1. Развиваем речь детей.
2. Развитие речи дошкольников в играх.
3. Практические рекомендации для отцов.
1. Дефицит общения – проблема развития речи детей.
2. Основные виды речевых нарушений.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
4. Традиционные игры как средство воспитания детей.
1. Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой.
2. Игры для младшего возраста.
3. Укрепляем иммунитет.
4. Пальчиковые игры в помощь здоровью и развитию речи.
5. Январь «Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто».
1. Значение трудовой деятельности дошкольников в нравственном становлении личности.
2. Трудовое воспитание ребёнка в семье.
1. Как организовать труд детей дома.
2. Какой труд доступен детям.
3. Трудовое воспитание в семье.
4. Труд при учении скучен, да плод от него вкусен.
1. Как помочь ребенку стать самостоятельным.
2. Как приучить ребенка к порядку, сделай всё сам.
6. Февраль «Здоровье и спорт». 1. Физическое воспитание детей дома и в детском саду.
2. Значение утренней гимнастики.
3. Укрепляем иммунитет.
1. Ребенок в мире ТВ.
2. Мультик – опасная зона!
3. Компьютер – сам по себе.
4. Дети смотрят новости.
5. О вреде компьютерных игр.
6. Здоровье детей через подвижные игры. 1. Здоровье ребенка и факторы, влияющие на здоровье малыша.
2. Как не заболеть зимой.
3. Профилактика гриппа.
4. Растим здорового малыша.
5. Если ребенок сосет палец.
6. Ребенок грызёт ногти.
7. Март «Экологическое воспитание детей».
1. Природа одно из важных средств воспитания.
2. Чтобы дети любили и берегли природу.
1. Природа в жизни вашей семьи.
2. О любви к живому.
3. Четвероногий друг.
1. Как мы знакомимся с природой
2. Основные правила. Что необходимо знать!
8. Апрель «Азбука безопасности для детей и взрослых»
1. Безопасность детей на дороге.
2. Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
3. Безопасность детей в быту.
4. Осторожно - незнакомец.
1. Безопасность детей наше общее дело!
2. Наш дом – источник опасности.
3. Спички - это не игрушки.
4. Можно ли играть с огнем? 1. Учим чистить зубки.
2. Как преодолеть капризы.
3. Как приучить малыша соблюдать гигиену.
4. Вредные привычки.
9. Май «Воспитание Гражданина». Патриотическое воспитание детей.
1. Три основных этапа воспитания патриотизма у детей раннего возраста (формирование отношений в семье, поступление ребенка в детский сад, формирование отношения к собственному двору, бережного отношения к оснащению двора, к игрушкам во дворе и т. д). 1. Воспитание нравственно-патриотических чувств к родному поселку.
2. Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.
3. Семейные традиции.
4. Патриотическое воспитание дошкольников. 1. Летнее закаливание детского организма.
2. Прогулка это важно.
3. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
Православная «гостиная»
(материал духовно-нравственного содержания).
Знакомимся с православной культурой:
«Усекновение Главы Иоанна Предтечи».
«Рождество Пресвятой Богородицы».
«Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня».
«Покров Пресвятой Богородицы».
«Казанская икона Божией Матери».
«Все дороги ведут в храм».
«Введение во храм Пресвятой Богородицы».
«Святая великомученица Екатерина».
«День памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца».
«Рождество Христово».
«Крещение Господа нашего Иисуса Христа (Богоявление)».
«Память святой мученицы Татианы».
«Святая блаженная Ксения Петербургская».
«День памяти Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста».
«Сретение Господне».
«Вербное воскресенье».
«Предание о Благовещении».
«Как вести себя добрым детям».
«Вознесение Господне».
«Святой апостол евангелист Иоанн Богослов».
«Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий».
«От Вознесения дня до Троицы».
«День Святого Духа».
Святые воины:
1. Георгий Победоносец.
2. Александр Невский.
3. Федор Ушаков.
Папки-ширмы:
«Идём в детский сад!»
"Не навреди".
«Четыре заповеди умного родителя».
«Как справляют Новый год».
«Рождественские традиции».
«Мы встречаем Новый год!».
«Войди в крещенскую купель с верой».
«Великая масленица!»
«Светлая Пасха!»
«Несчастные случаи. Что делать?»
«Азбука патриотизма»
«Поклонимся великим тем годам…»
Взаимодействие с семьями воспитанников. 1. Сентябрь Творческий конкурс для детей и родителей «Листопад» поделки своими руками из листьев.
2. Октябрь Фотовыставка «Осенняя пора, очей очарованье…».
Уличный стенд - оформление «».
3. Ноябрь «Моя любимая мамочка»
Фотовыставка работ мам воспитанников.
4. Декабрь Книжная выставка «Зимняя сказка».
Творческий конкурс «В лесу родилась елочка».
5. Январь Конкурс рисунков детей «Зимушка пальчиками».
6. Февраль Подборка фотоматериалов по теме «Я бываю разным».
7. Март Оформление праздничного плаката,
совместная работа «Милая мамочка».
8. Апрель Книжная выставка «Детям знать положено!» (ПДД)
9. Май Оформление фотовыставки
«Наши малыши большими стали!».