Кулешова Анна
Долгосрочный проект «Использование устного народного творчества в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект «Использование устного народного творчества в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста»
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию, направленный на совершенствование содержания, форм и технологий работы с детьми младшей группы.
Разработали: Кулешова А. В,
Цитата по теме:
«Изучайте фольклор, учитесь на нём.
Без знания прошлого нет будущего»
(А. М. Горький)
Публикация «Долгосрочный проект „Использование устного народного творчества в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Проблема: В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь и пополняют словарный запас. Проблема формирования словаря детей младшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм на сегодняшний день имеет огромное значение.
Поэтому мы считаем, что формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества является актуальным, поскольку ребёнок в дошкольном возрасте должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.
Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.
Тема проекта : «Использование устного народного творчества в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:
Актуальность выбранной темы заключается в следующем: с одной стороны одним из важнейших направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи у детей и формирование словарного запаса и эффективным средством может выступать произведения детского фольклора, с другой стороны отсутствуют разработанные методики и технологии использования произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день ФГОС все больше сосредотачивает внимание на проблеме речевого развития детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка, так как именно связная речь отвечает за развитие мышления и речевого общения. Задумывались ли вы, по какой причине наши дети плохо разговаривают? Может, из-за того, что мы разучились с ними общаться. Крайне редко, родители, говоря с собственным ребенком, применяют в своей речи различные пословицы, потешки, поговорки, заклички, считалки, песенки, но ведь именно в них состоит решение любой проблемы. Недостаток в разговорной речи эпитетов, различных метафор, сравнений, делает нашу речь однотипной, монотонной, серой и совершенно неприятной. Без олицетворения речи, она начинает меркнуть. Е сли в речи начать использовать устное народное творчество наравне с передовыми методами обучения, то речь детей не только станет намного лучше, но и улучшится качество коммуникативных, а также познавательных возможностей ребенка.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
Цель: развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
Задачи проекта : -Развивать речь младших дошкольников средствами малых форм фольклора.
-Обогащать и активизировать словарный запас детей.
-Познакомить с культурой и народными традициями нашей Родины.
-Расширять знания детей о русском народном творчестве (потешки, лепеталки, колыбельные).
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта Новизна и оригинальность представляемого педагогического проекта состоит в том, что Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
В проект включены все ОО : деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта с 01. 09. 2023 г. по 30.05. 2024 г.
Материал и техническое оборудование:
компьютер, дидактические пособия, иллюстрации, наглядный материал,
методические и дидактические пособия, картотека, разработка информационного материала для родительского уголка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды, мультимедийная установка, экран, информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
Участники проекта :
1. Дети и родители младшей группы (3- 4 лет)
2. Воспитатели: Кулешова А. В.
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
Вид проекта :
фронтальный, социальный, долгосрочный
Познавательно-творческий
Форма: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Методы исследования:
- наблюдения
- изучение опыта работы воспитателей
- изучение педагогической литературы (анализирование)
- эксперименты
- метод анализа, получение результатов
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-выставки детских работ;
-консультации для родителей;
- акции;
- экскурсии;
- буклеты и памятки для родителей.
Методы и формы проекта :
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
Чтение художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие
1. Слушание песен
2. Рисование
3 Музыкальное развитие.
Формы работы с детьми: В работе я использую такие приемы и методы развития речи на материале устного народного творчества, как:
1. Иллюстративные материалы: картины, иллюстрации, персонажи кукольного театра, фигурки фланелеграфа и многое другое. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.
2. Беседа после чтения, которая должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать содержание того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.
Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы
3. Очень часто совместно с детьми прослушиваем аудиосказки. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в музыку, задуматься о характере героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
4. Применяю разнообразные творческие задания, что позволяет развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.
Используя малые формы фольклора, я стараюсь активизировать внимание детей в течение всего дня.
Использование колыбельных песенок и потешек значительно помогает мне в воспитании положительного отношения детей к режимным моментам.
Применяю потешки для мотивации двигательной активности, например:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Ребенок старается выполнять движения, о которых говорится в потешке
Во время одевания на прогулку:
Раз, два, три, четыре, пять —
С вами мы идем гулять.
Надели на ножки
Ботиночки-сапожки,
Завязали Настеньке
Шарфик полосатенький.
И пошли скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Потешки помогают и во время кормления, особенно тогда, когда ребенок отказывается от еды
Мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить потешки в свои сюжетные игры – во время кормления куклы или укладывания её спать.
Загадки развивают память, способствует умственному развитию ребенка, а также воспитывают поэтическое чувство, подготавливают ребенка к восприятию классической литературы.
Для детей я использую загадки с точно названными признаками.
Пестушки использую, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательную
активность
Пословицы я использую в различных ситуациях, например: дети собираются на прогулку.
Напоминаю медлительному Диме: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Никита оделся неаккуратно, говорю: «Поспешил – людей насмешил». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события.
Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи.
Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.
Применяю прибаутки тогда, когда ребенок утром плачет и не хочет расставаться с мамой
После прочтения прибаутки, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию и назвать всех перечисленных героев, назвать их характерные внешние особенности:
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Очень часто использую игры – драматизации для развития речи детей.
Во время игры, ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами. (Вышла курочка гулять)
В ходе обыгрывания сюжетов и сказок, драматизаций дети стараются передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (волк и медведь – грубым, лиса – хитрым голосом, высказывать отношения к героям сказки, передавать их настроение.
В ходе этих игр-драматизаций развивается у детей речь, память, творческое воображение.
И еще мне очень хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка.
Разнообразные виды красочных видов театров побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.
Работу по развитию речи детей через знакомство с устным народным творчеством стараюсь проводить не только с детьми в детском саду, но и с родителями детей. Взаимодействие с семьями воспитанников - одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
Для родителей были оформлены следующие консультации:
«Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
«Роль родителей в возрождении русских традиций»
Оформление папки-передвижки «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
Анализ результативности опыта.
Работая по данной теме, я добилась следующих результатов:
• у детей повысила интерес к заучиванию наизусть и рассказыванию произведений художественной литературы;
• сформировала у детей способность выразительно читать наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон;
• повысила у детей слуховую память, внимание, речь;
• научила детей понимать и различать формы художественной литературы;
• Дети научились самостоятельно использовать и применять малые формы фольклора в игровой деятельности;
• научила бережно относиться к книгам
В начале учебного года я провела диагностику уровня развития речи и знания малых форм фольклора, использование его в самостоятельной деятельности. Мной продиагностировано было 11 человек.
Результат по проверке знания детьми малых форм фольклора на начало года оказался таким, что мало детей знают и используют его в самостоятельной деятельности. Из 11 человек только 3 знали и могли применить некоторые формы фольклора. Меня очень порадовал контрольный срез, который я сделала в конце года. Я увидела, что количество детей, знающих и применяющих малые формы фольклора, увеличилось.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Работая по данной теме, я столкнулась с тем, что, к сожалению, родители в силу своей занятости, часто забывают о процессе развития речи своего ребенка и пускают это на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения русского народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях старшего возраста.
Как уже ранее говорилось, дети не знают наследие своего народа, культуру и это сказывается на том, что у детей возникает «дефицит общения»
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Мой опыт работы могут использовать воспитатели дошкольных учреждений, родители, воспитатели групп.
Разучивание стихотворений и пословиц
Загадки
Рассматривание иллюстраций
Театральный уголок
Работа с детьми: Беседа «Устное народное творчество. Потешки» Знакомство детей с потешками, закличками, колыбельными и пестушками
Чтение русских народных сказок и просмотр иллюстрации к ним Рисование «Герои наших любимых сказок» Обыгрывание сказки с помощью плоскостного театра
Разучивание песен и потешек «Курочка- рябушка», «Калачи», «На улице 3 курицы» Слушание народных песен «Петушок», «Ладушки»
Зарядка с потешками Су- джок терапия по потешке «Колобок»
Д/и «Угадай сказку» Д/и «Собери матрешку» Д/и «Узнай потешку»
Игры-забавы «Карусели», «Гуси летят»
Народные игры. «Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг… Еще не балуйся, лучше поцелуйся…»
В группе есть также театральный уголок, где дети могут поиграть в сюжетно-ролевые игры, обыграть различные потешки, песенки и сказки, в такие виды театра, как: пальчиковый, плоскостной, куклы-рукавички, а также имеются детские костюмы персонажей сказок.
Непосредственная работа с детьми. С детьми была проведена беседа на тему «Устное народное творчество. Потешки», с ними мы ежедневно читаем и знакомимся с различными закличками, потешками, колыбельными и пестушками, после прочтения беседуем с ними. При подборе малого фольклора стараюсь учитывать интересы детей и комплексно-тематическое планирование.
Читаем русские народные сказки и смотрим иллюстрации к ним, детям изначально полюбились такие сказки, как «Колобок», «Гуси-лебеди», «Курочка ряба». Рисуем на тему «Герои наших любимых сказок». Обыгрываем сказки с помощью плоскостного театра, обогащаем речь сказочной лексикой. Дети, хоть и маленькие, но стараются воспроизводить сказки самостоятельно, важно лишь поддержать инициативу.
Детям очень нравится слушать народные песни, с помощью магнитофона, в этот момент они очень сосредоточены и внимательны. Учитывая интерес и выбор детей, мы разучиваем песни, а также потешки.
По утрам провожу с детьми зарядку с потешками, им очень нравится, некоторые потешки уже настолько полюбились, что все слова они знают сами. В свою работу включила су-джок терапию, где мы с детьми с помощью мячиков разучиваем потешки, в данном случае про колобка.
Играем с детьми в дидактические игры, по мотивам устного народного творчества, такие как «Угадай сказку», «Собери матрешку», «Узнай потешку».
Играем в игры-забавы «Карусели», «Гуси летят». Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.
Работа с родителями: Консультации: «Роль фольклора в развитии детей»; «Потешки помогут справиться с детским непослушанием»; «С какими книгами можно дружить». С родителями ежемесячно проводим консультации, на темы: «Роль фольклора в развитии детей», «Потешки помогут справиться с детским непослушанием», «С какими книгами можно дружить», беседуем индивидуально, привлекаем родителей к тому, чтобы они совместно с детьми, взялись за изучение устного народного творчества, раздаем потешки, песенки, чтобы мы с детьми учили их не только в детском саду, но и дома. Также родители обновили театральный уголок, приобрели настольный театр, добавили несколько костюмов в уголок ряженья, приобрели раскраски по русским народным сказкам.
Результат работы по данной тематике показал, что благодаря устному народному творчеству :
• у детей улучшилась связная речь, словарный запас стал намного богаче;
• Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.
• Дети научились слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
В дальнейшей работе буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.
Аппликация: «В гостях у сказки», «Флажки», «Большие и маленькие яблочки на тарелке», «Красивая салфетка»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в младшей группе Тема : «Флажки»
https://30368.maam.ru/maps/news/660621.html
Рисование: «Красивая тележка», «Украсим рукавичку», «Украсим тарелочку», «Разноцветные платочки».
Конспект НОД по рисованию в младшей группе «Красивая тележка»
Лепка: «Колодец», «Печенье», «Неваляшка», «Пряники», «Красивая птичка».
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в младшей группе Тема : «Вылепи какое хочешь животное»
https://30368.maam.ru/maps/news/660622.html
Раскрашивание раскрасок
Слушание музыкальных произведений:
Пение: Детские песенки. «Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри. И в ладоши звонко хлопают – раз, два, три…»
Хороводные игры: «Заплетайся плетень», «Платочек», «Казачья».
Досуги, развлечения: Фотоотчет о развлечении в младшей группе «Сказки Бабушки-Загадушки»
Конспект развлечения «Широкая Масленица» для детей младшей группы.
https://30368.maam.ru/maps/news/660624.html
Сценарий досуга в младшей группе «Солнышко, нарядись! Красное, покажись!»
https://30368.maam.ru/maps/news/660623.html
Фотоотчет о развлечении в младшей группе «Сказки Бабушки-Загадушки»
Картотека считалок
https://30368.maam.ru/maps/news/660629.html
Считалки для детей 3-4 лет https://30368.maam.ru/maps/news/660628.html
Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста.
https://30368.maam.ru/maps/news/660627.html
Картотека дидактических игр по развитию речи в младшей группе.
https://30368.maam.ru/maps/news/660626.html
Картотека «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3–4 лет»
https://30368.maam.ru/maps/news/660625.html
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка) Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольников». Консультация: «Почитай мне мама сказку», или «С какими книжками лучше дружить». Совместное творчество детей и родителей на тему «Моя любимая сказка». Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Консультация: «Почитай мне мама сказку», или «С какими книжками лучше дружить».
https://30368.maam.ru/maps/news/659701.html
Консультация: «Воспитание трудолюбия послушания ответственности через сказку.»
https://30368.maam.ru/maps/news/641254.html
Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании ребенка»
https://30368.maam.ru/maps/news/632751.html
Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
https://30368.maam.ru/maps/news/632726.html
Консультация для родителей «Роль родителей в развитии речи детей»
https://30368.maam.ru/maps/news/637466.html
Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
https://30368.maam.ru/maps/news/632726.html
Буклет «Устное народное творчество»
https://30368.maam.ru/maps/news/657403.html
Предполагаемые результаты были достигнуты:
Ожидаемый результат: Дети познакомятся с устным народным творчеством и традициями соответственно возрасту. Проект позволит расширить знания о культуре русского народа, о народных праздниках проводимых в детском саду, в группе. Дети научатся видеть красоту русского языка через устное народное творчество, что позволит обогатить их словарный запас и развить речь.
В результате проведённой работы к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей выросла речевая активность, обогатился словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
Вывод: В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному». Непосредственно образовательную деятельность с детьми проводить в необычной обстановке, ввести интеграцию во все виды деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы. В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества, а также развивать речь детей через театрализованные игры.
Используемая литература :
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М. : Академия, 2000. –400с.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М. : Учпедгиз, 1957. –240с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981. –255с.
4. Давыдова О. И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук. – Барнаул: БГПУ, 2000. –183с.
5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание---1991.-№9.-С. 16-22.
6. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. –М. : Совершенство, 2001. –368с.
7. Кабанова Т. В. Домнина О. В Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. -М. :., "Издательство ГНОМ" – 2008.- 104 с.
8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. –М. : Просвещение, 1987. –239с.
9. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1984.-№4.-С. 8-11.
10. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. -1990.-№7.-С. 15-18.
11. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А. В. Орловой. –Владимир. : Академия, 1995. –185с.
12. Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г. Круглов. –М. : Высшая школа, 1986. –С. 176-185.
13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М. : Просвещение, 1981. –159с.
14. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М. : Просвещение, 1972. –78с.