Анна
Долгосрочный проект «Готовимся к школе всей семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Готовимся к школе всей семьёй"
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
(Нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организа-ции при формировании готовности детей к школе)
Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2019 года – май 2020 года)
Вид проекта : детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.
Публикация «Долгосрочный проект „Готовимся к школе всей семьёй“» размещена в разделах
Участники проекта : педагоги группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, дети подготовитель-ной группы, родители, учителя начальных классов.
Основная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое разви-тие».
Цель проекта : Повысить уровень индивидуального развития и раз-вить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное от-ношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой соци-альной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетен-цию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей. Научить ро-дителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу.
Принципы реализации проекта :
• Целенаправленность процесса воспитания положительного отноше-ния к школе на основе возрастных особенностей детей;
• Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
• Единство содержания форм и методов работы;
• Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положи-тельного отношения к школе детей дошкольников;
• Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители - сотрудники»;
• Принцип доступности;
• Принцип системности и последовательности.
• Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечива-ется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребе-нок);
• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Актуальность проекта :
Поступление ребёнка в школу - серьёзная стрессовая ситуация как для самого ребёнка, так и для всей семьи - к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становиться учеником, основная деятельность которого - получение зна-ний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребёнок может оказаться не готов к обучению в школе, родители часто стараются увеличить объём занятий в старшем дошкольном возрасте. В результате знаний ребёнок получает немного, зато приобретает психоло-гические перегрузки и стойкое отвращение к обучению в целом и к школе в частности. А для безболезненного и успешного вхождения в учебную де-ятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовлен-ным.
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевид-ны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.
Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адапта-ции показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготов-ка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблю-дается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья. Причины неуспешности детей зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здо-ровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической ком-петентности родителей. Таким образом, особенно актуальным вопросом встающим перед педагогами является взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста для устранения проблем, возникающих при по-ступлении ребёнка в школу. Педагогическое просвещение родителей серь-ёзно влияет на качество подготовки дошкольников к началу образователь-ного процесса
Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовитель-ных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компе-тентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целе-направленному формированию у них интегративных качеств, необходи-мых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды сов-местной деятельности с родителями.
• психологически подготовятся к переходу от игровой деятельности к учебной;
• разовьют психические процессы будущего первоклассника: внима-ние, память, мышление, восприятие;
• подготовят руку к письму :
• у каждого ребенка сформируется ориентация на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
• сформируют волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.
Родители:
• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных пси-хофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний осо-бенностей развития своего ребенка;
• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами;
• грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ори-ентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.
Педагоги:
• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;
• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта в использовании нетрадиционных форм ра-боты с семьёй;
• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.
Организация контроля над реализацией проекта : мониторинг детей на начало и конец учебного года.
План реализации проекта будет проходить в три этапа:
1. Подготовительный этап
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта (июль – август);
- мониторинг детей подготовительной группы;
- анкетирование родителей;
- разработка комплексного плана взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;
- разработка рабочей программы «Весёлые домашние задания» (по предложению родителей) для совместной деятельности родителей и детей дома;
- разработка методических материалов для обеспечения педагоги-ческого процесса;
- подготовить в группе необходимую предметно-развивающую сре-ду и материально-техническую базу.
На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к шко-ле.
2. Основной этап – реализация проекта.
Содержание работы с семьей по направлениям :
«Физическое развитие» :
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.
«Социально – коммуникативное развитие» :
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуация-ми (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- привлекать родителей к активному отдыху с детьми.
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведе-ния;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благо-устройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на по-требности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нор-мативы.
«Познавательное развитие» :
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к по-знанию, общению со взрослыми и сверстниками;
«Речевое развитие» :
- развивать у родителей навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художествен-ной литературой.
«Художественно – эстетическое развитие» :
- поддержать стремление родителей развивать художественную дея-тельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми дея-тельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воз-действия на психическое здоровье ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДГО-ТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Сентябрь
Родительские собрания
«Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (практикум с презентацией) с приглашением учителя начальных классов
Консультации, беседы, папки-передвижки
Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно ве-сти себя на дороге», Консультация «Секреты психологического здоровья», «Поделки из бросового материала», «Какой вид спорта подходит вашему ребёнку?», «Речевая готовность к школе», «Патриотическое воспитание в процессе общения с книгой», «Что такое ФГОС?», «Подготовка детей к обучению в школе».
Памятка для родителей 5-7 лет по правилам дорожного движения.
Папка-передвижка «Сентябрь», «День знаний», «День дошкольного ра-ботника»
Совместные мероприятия
Выезд «Фабрика мороженного», «World class»
Лепбук «Золотая осень», «Овощи и фрукты»
Конкурс «Дары осени», Осенний праздник «Золотая осень»
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Анкетирование родителей.
Проект «Школа», «Моя родословная»
День открытых дверей
Мастер-класс «Изготовление лепбуков»
Лекция «Особенности психофизической готовности детей к школе»
Индивидуальные беседы
«Одежда детей в группе», «Детская агрессивность», «Не переучивайте левшу». «Причины плоскостопия и пути его профилактики», «Игры для гиперактивных и агрессивных детей»
Октябрь
Консультации, беседы, папки-передвижки
Папка-передвижка «Октябрь», «Осень»
Беседа «Игрушки в жизни ребёнка 6-7 лет», консультация «Речевое разви-тие детей 6-7 лет», «Как развивать память у детей», «ОРЗ. Профилактика ОРЗ», «Обучение детей работе в тетради в клетку», «Кризис 7 лет», "Раз-витие мелкой моторики посредством использования крупы", «Художе-ственное конструирование как средство развития творческой личности», «БЕЗОПАСНОСТЬ ребёнка на улице», «Прикоснись к природе», «Как воспитывать детей?».
Совместные мероприятия
Выезд-экскурсия «Книжная полка», «Кинологический центр»
Лепбук «ПДД для детей», «Животный мир Хабаровского края»
Творческая встреча с родителями «Как научить ребенка жить среди лю-дей»
Проект «Животный мир Хабаровского края», «Театры Хабаровска»
День открытых дверей
«День матери»
Лекция «Обучение грамоте в семье»
Индивидуальные беседы
Беседа. «Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические пра-вила». Беседа о необходимости прогулок с детьми в выходные дни. «Как отвечать на детские вопросы»
Ноябрь
Консультации, беседы, папки-передвижки
Папка-передвижка «Ноябрь», «День матери».
Консультация «Всё о детском питании», «Значение и организация утрен-ней гимнастики в семье», «Особенности общения с детьми в семье», «О дружбе», «Игрушки в сюжетно-ролевых играх детей 5-6 лет», «Продук-тивные способы воспитания: поощрение или наказание?», "Развитие иссле-довательских способностей детей дошкольного возраста в игре на приро-де", "Ребенок и компьютер", «Игры, развивающие музыкальные способно-сти детей», «Методы выявления эмоциональных нарушений у детей».
Совместные мероприятия
Выезд-экскурсия «Хабаровск театральный»
Лепбук «Моя малая родина – Хабаровск», «Вода». Изготовление корму-шек для птиц.
Привлечь родителей к украшению участка снежными постройками, гир-ляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материа-ла.
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах.
Проекты «Тайна моего имени», «Часы»
День открытых дверей
«Путешествие Почемучек»
Лекция «Что такое произвольность?»
Индивидуальные беседы
«Формируем навыки самообслуживания у ребёнка». Рекомендации о раз-витии речи ребенка дома. «Чесночницы – одна из мер профилактики ви-русных инфекций».
Декабрь
Родительские собрания
«Роль этикета в воспитании детей» (игра КВН)
Консультации, беседы, папки-передвижки
Папка-передвижка «Декабрь», «Зима», «Новый год».
Консультация «Как внешний вид влияет на поведение человека», «Грипп – болезнь грязных рук», «Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться», «Праздничный детский стол», «Быстрое заучивание новогодних стихов в таблицах», «Учимся отмечать праздники», «Обучение дошкольников пра-вилам дорожного движения», "Готовим руку к письму", «Нетрадиционная техника аппликации», «Учите любить природу»
Совместные мероприятия
Выезд-экскурсия «Пожарная часть»
Лепбук «Зимушка – зима», «Дед Мороз»
Конкурс «Дед Мороз», «Зимняя сказка» выставка рисунков. Подготовка группового помещения к Новогоднему празднику.
Проект «Дед Мороз», «Птицы нашего края».
День открытых дверей
Праздник «Новый год».
Лекция «Развитие психических процессов у старших дошкольников»
Индивидуальные беседы
«Как провести выходной день с ребёнком?». Рекомендации о развитии мелкой моторики детей в домашних условиях. «Как говорят наши де-ти?» Беседа с родителями о правилах безопасности в новогодние праздни-ки.
Январь
Консультации, беседы, папки-передвижки
Папка-передвижка «Январь», «Рождество».
Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и по-лезной?», «Как дошкольнику подружиться с часами», «Занимательные опыты на кухне», «Как накормить ребенка в праздники?», «Воспитание сказкой детей», «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию», «Если ребенок обманывает. Что делать?», «У истоков творче-ства».
Совместные мероприятия
Выезд-экскурсия «Комбинат детского питания»
Лепбук «В мире музыки», «Всё о кошках»
Индивидуальные беседы
Рекомендации о чтении сказок детям дома. «Развитие логического мышле-ния у детей». Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики с детьми.
Февраль
Родительские собрания
Игровой интеллектуальный марафон - «Язык родной дружи со мной»
Консультации, беседы, папки-передвижки
Папка-передвижка «Февраль», «День защитника Отечества».
Консультация «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасно-сти», «Взрослый мир в детских мультфильмах», «Ребёнок берет чужие ве-щи. Что делать?», «Не хочу учиться», «Значение оригами для развития ребёнка», «Закаливание в домашних условиях», «Экологическое воспита-ние дошкольников»
Совместные мероприятия
Выезд-экскурсия «Дорогой смелых (МЧС)»
День открытых дверей
Лекция «Социально-личностная готовность ребёнка к школьному обуче-нию»
Индивидуальные беседы
Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в вос-питании ребенка?». Инструктаж по технике безопасности «Чем опасна оттепель на улице».
Март
Консультации, беседы, папки-передвижки
Папка-передвижка «Март», «8 марта», «Весна».
Консультация «Развитие математических способностей у детей дошколь-ного возраста», «Культура поведение детей в общественных ме-стах», "Трудовое воспитание в семье", «Не делайте из ребёнка кумира», «Проблемы школьной адаптации», «Готовим к школе родителей», «Со-здание музыкальной среды дома». «Бережное отношение к природе».
Совместные мероприятия
Выезд-экскурсия «Краеведческий музей»
Лепбук «Весна-красна», «Всё о кошках», «Школа»
Стенгазета «Вкусняшки от мамочки»
Совместное создание в группе огорода. Папка – передвижка с рассказами детей «Нашим дорогим мамам посвящается!».
Проект «Весна», «Дальневосточные детские писатели»
День открытых дверей
Праздник «Мамочка любимая моя!»
Лекция «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»
Индивидуальные беседы
«Правила поведения при пожаре». «Домашний игровой уголок». Беседа с родителями о соблюдении режима дня в выходные дни.
Апрель
Консультации, беседы, папки-передвижки
Папка-передвижка «Апрель», «День космонавтики».
Консультация «Как предупредить авитаминоз весной», «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей», «Приобщение детей к народ-ным традициям», «Пасха, светлая Пасха», «Нужно ли знакомить до-школьников с космосом?», «О роли сказок в воспитании детей», «Как нужно готовить ребенка к школе», «Готов ли Ваш ребёнок к школе?».
Совместные мероприятия
Выезд-экскурсия «Под крылом самолёта»
Лепбук «Космос», «Белка», «Красная книга Хабаровского края»
Спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая, и спортивная семья».
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах.
Проект «Мир книги»
День открытых дверей
Открытые занятия в группе
Лекция «Что такое адаптация к школе?»
Индивидуальные беседы
«Все о компьютерных играх». Консультирование родителей по вопросам профилактики кишечных инфекций.
Май
Родительские собрания
Итоговое собрание «До свиданья, детский сад» с презентацией
Консультации, беседы, папки-передвижки
Папка-передвижка «Май», «День Победы».
Консультация. «Режим будущего школьника», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка», "Этот День Победы. ", «Расскажем детям о Великой Отечественной войне», «Что нужно знать родителям будущих первоклассников», «Как дошкольник становиться школьником», «Осто-рожно – солнце», «Досуг с ребёнком на природе».
Совместные мероприятия
Выезд-экскурсия «Военно-исторический музей», «О Хабаровске»
Лепбук «Детям о ВОВ», «Насекомые»
Фотовернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей». Привлечь родителей к благоустройству территории детского сада (ремонт оборудования, посад-ка цветов на клумбе, работа на огороде и т. д.)
День открытых дверей
Выпускной вечер «До свидания, детский сад!»
Индивидуальные беседы
«Наказывая, подумай – Зачем?». «Адаптация детей в школе». Беседы с ро-дителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др.