Мария Клинская
Долгосрочный проект «Детский мир в музыке Петра Ильича Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
«Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни»
П. И. Чайковский
Тип: творческий.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели,
родители, дети.
Продолжительность: долгосрочный
Срок реализации: сентябрь 2020 - май 2021г.
Руководитель проекта : музыкальный руководитель Клинская М. А.
Актуальность проблемы:
Публикация «Долгосрочный проект „Детский мир в музыке Петра Ильича Чайковского“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она — по выражению Стендаля, – является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчеркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это – фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов.
Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического и нравственного воспитания и образования.
В процессе музыкального воспитания особенно успешно формируется нравственный облик ребенка. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Дети отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям, чувствам, которые переданы в музыке. В старшем возрасте они способны различить оттенки лирической музыки, отчетливо воспринимают разнообразие танцевального жанра.
В разделе «Слушание» Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» есть народная, классическая и современная музыка, различная по своему стилю и эмоциональному содержанию.
Для повышения качества музыкальной культуры старших дошкольников, воспитания из музыкального вкуса мною было выбрано творчество гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его музыкальные произведения имеют особую смысловую нагрузку и эмоциональное наполнение, они близки и понятны детям. В процессе реализации проекта дети будут знакомиться с «Детским альбомом» П. И. Чайковского.
Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, — благородная и ответственная задача.
Цель проекта : повышение качества музыкального воспитания старших дошкольников, приобщение детей к шедеврам классической музыки посредствам знакомства с «Детским альбомом» П. И. Чайковского.
Задачи проекта :
• познакомить с творчеством русского композитора Петра Ильича Чайковского;
• учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений;
• учить фантазировать и импровизировать под музыку;
• обогащать словарный запас детей новыми музыкальными терминами;
• воспитывать эстетические чувства, любовь к классической музыке, желание познавать и развиваться.
Образовательная область: музыка.
Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, здоровье, социализация
Предметно-развивающая среда:
-фильм «П. И. Чайковский- детский композитор»;
- беседы о творчестве П. И. Чайковского;
- флэш-презентации «Детский альбом» ;
- слушание пьес из «Детского альбома»;
- рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков (видео-иллюстрации);
- изображение музыкальных пьес в рисунках;
- импровизации и этюды на заданную тему;
- выставка детских рисунков.
Ресурсы: материально-техническая база (телевизор, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, медиатека, методическое обеспечение.
Содержание проекта :
1 этап: Подготовительный.
• Постановка цели, формулировка задач. Определение приёмов, методов и форм обучения.
• Подбор музыкального материала, художественного слова, репродукций картин видео иллюстраций, создание интернет-альбомов на сайте МДОУ для самостоятельной работы родителей и детей, подготовка консультаций для педагогов и родителей.
• Составление плана работы с детьми по ознакомлению с творчеством П. И. Чайковского. Работа с методической литературой.
2 этап: Реализация проекта.
• Плановое проведение тематических и интегрированных занятий о классической и инструментальной музыке П. И. Чайковского.
• Организация посещения концертного зала Школы искусств.
• Консультация для педагогов и родителей «Композиторы-классики детям»
• Размещение информации для самостоятельной музыкально-образовательной деятельности родителей и детей в интернет-источниках.
•
3 этап: Заключительный.
• Творческий отчет проектной деятельности в форме комплексного музыкального занятия «Открывая «Детский альбом» с детьми старшего дошкольного возраста для родителей и педагогов.
• Изготовление атрибутов, оформление музыкального зала.
• Выставка детских рисунков в музыкальном зале.
• Оформление Музыкальной книги «Музыка глазами детей» (совместное творчество родителей и детей)
Продукт проектной деятельности : комплексное занятие «Открывая «Детский альбом»», Музыкальная книга.
Прогнозируемый результат:
• создание информационно-развивающей среды ДОУ:
• обогащение представлений о классической музыке, знакомство с творчеством П. И. Чайковского.
• развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников: расширение кругозора, любознательности. Повышение уровня освоения программы по музыкальному воспитанию.
• создание Музыкальной книги по творчеству П. И. Чайковского. Оформление экспозиционной выставки, посвященной «Детскому альбому»
• реализации данного проекта предполагается систематическое введение обновленного содержания раздела «Слушание музыки» в работе с детьми.
Используемая терминология:
«Композитор» - это человек, который сочиняет музыкальные произведения.
«Музыкальная пьеса» - это вид музыкального произведения, написанное
композитором для исполнения солистом или оркестром.
План реализации проекта.
Сентябрь.
Знакомство с краткой биографией П. И. Чайковского, историей написания «Детского альбома», названием пьес.
Октябрь.
Знакомство с музыкальными терминами «композитор», «пьеса».
Ноябрь.
Слушание «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».
Беседа о характере музыкальных пьес.
Декабрь.
Просмотр репродукций картин с использованием ИКТ.
Январь.
Оформление консультаций для педагогов и родителей.
Февраль.
Слушание разнохарактерных пьес «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла».
Март.
Размещение информации для самостоятельной музыкально-образовательной деятельности родителей и детей в интернет источниках.
Март - апрель.
Подготовка и проведение комплексного занятия "Открывая "Детский альбом".
Апрель - май.
Выставка детских рисунков в музыкальном зале.
Оформление Музыкальной книги «Музыка глазами детей» (совместное творчество родителей и детей)
Блок № 1. Знакомство с краткой биографией П. И. Чайковского,
историей написания «Детского альбома», названием пьес.
Объяснение муз. терминов «композитор», «пьеса».
Цель: Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского.
Углубить знания детей о специальных музыкальных терминах.
Вызвать интерес к творчеству знаменитого композитора, обогатить
Музыкальных впечатлений детей через прослушивание пьес из
«Детского альбома» - «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».
Задачи: Дать представление о П. И. Чайковском как о композиторе,
создателе музыки для детей и взрослых, воспевающем свою
Родину, природу и человека;
Познакомить с историей создания музыкального сборника
«Детский альбом»
Термины: «композитор», «музыкальная пьеса»
Блок № 2. Прослушивание произведений П. И. Чайковского, размещение информации для родителей.
Цель: продолжить знакомство детей с музыкальными пьесами из «Детского
альбома»
Задачи: развивать эмоционально-образное и ассоциативное мышление
старших дошкольников,
формировать умение анализировать разнохарактерные пьесы,
средства музыкальной выразительности;
закрепить понятия «пьеса», «жанр», умение различать оркестровое
(мультимедиа) и фортепианное (учащиеся школы искусств)
исполнительство;
воспитывать музыкальный вкус детей.
Блок №3. Проведение комплексного музыкального занятия «Открывая «Детский альбом» с детьми старшего дошкольного возраста для родителей и педагогов.
Цель: Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.
Задачи:
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой
П. И. Чайковского;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности