Елена Парусова
Доклад «Зачем человеку детство?»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство. Что это такое и зачем оно человеку нужно? Наверное, каждый размышлял над этим. У всех живых существ есть период появления на свет, период знакомства с миром. И вот что интересно: человеческое детство самое длительное по сравнению с периодом детства всех высокоразвитых млекопитающих, а человеческий детёныш самый беззащитный. Это не ошибка природы, а важнейшее преимущество человека, благодаря которому он может подняться на высокую ступень развития. Первоклассник настолько отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа. За несколько лет, которые для взрослых проходят незаметно и даже однообразно, ребёнок из беспомощного существа превращается в личность. Каждый день в жизни ребёнка, каждый час и каждая минута бесценны, объёмны по содержанию и значимы. Об этом хорошо сказал Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг».
Публикация «Доклад „Зачем человеку детство?“» размещена в разделах
Многие исследователи подчёркивают, что основные черты личности, тип мышления, стиль речи и особенности характера уже сформированы к пяти годам. Если же благоприятный период упущен, то восполнить возникший недостаток позднее оказывается делом трудным, а подчас и невозможным. По мнению А. С. Макаренко, «главные основы воспитания закладываются до 5 лет — это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».
Но такое глобальное развитие невозможно без участия человеческого общества, без заботы и любви взрослых людей. А взрослые, воспитывая и обучая своё будущее поколение, должны всегда помнить о том, что детство — незабываемый период в жизни человека и, по словам В. А. Сухомлинского, «. настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Вот и приходится задуматься о своей профессии. О том, что воспитание детей — самая ответственная и интересная деятельность, самая гуманная из всех человеческих деятельностей. Мы помогаем ребёнку познать мир, себя, окружающих людей, создаём условия для активной деятельности и творчества, развиваем способности. И каждый раз как в первый раз. Потому что не бывает в жизни однообразных ситуаций, как нет совершенно одинаковых детей. Каждый малыш наделён индивидуальными психофизиологическими особенностями, интересами и способностями. Задача воспитания состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть, разглядеть что-то яркое, самобытное в ребёнке, его способности, наклонности, попытаться регулировать их развитие так, чтобы вселить уверенность в свои силы, помочь почувствовать себя самым лучшим, самым добрым, самым главным. Воспитание — дело творческое, требующее изобретательности, фантазии, полной самоотдачи взрослого, совершенно не терпящее штампов.
Зачем человеку детство?
Чтобы играть, играть, играть, насытиться игрой, насладиться ею, получить массу положительных эмоций, реализовать свои потребности и способности. Игра и жизнь дошкольника неразделимы. И поэтому с помощью игры ребёнок учится с удовольствием, делает то, что для него полезно, и даже то, что ещё не умеет в реальной жизни.
Дети в играх изображают жизнь и труд взрослых людей, переживают основные проблемы человечества, общества, его положительные и отрицательные стороны. И если мы будем внимательнее вглядываться и вслушиваться в общение детей во время выполнения ролевых действий, мы поймём, над чем нам стоит задуматься, какие задачи воспитания ставить на первое место.
Зачем человеку детство?
Чтобы потом, в трудных жизненных ситуациях вспоминать то время, когда ты беззаботно играл, радовался, творил, когда тебя все любили и восхищались тобой, когда тебя баловали и были рядом в трудную минуту, когда у тебя была защита, поддержка, надёжный тыл, уверенность в себе. И становится теплее, спокойнее, приходишь к мысли, что многое не стоит больших волнений. Яркие впечатления детства, забавные случаи, трогательные ситуации и даже то, что уже и не вспомнить, Чайковский сравнивал с большим разноцветным клубком, который мы будем с радостью разматывать всю жизнь. Многие писатели, поэты и художники черпали своё вдохновение, обращаясь к детству. Росс Кэмпбел напоминает взрослым: «Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем крепче он будет противостоять буре и натиску тягостного периода раздирающих противоречий возмужания».
Дети дают нам, взрослым, великолепную возможность постоянно обращаться к детству. Никогда не нужно забывать своё детство. Там — все ответы на наши вопросы о воспитании. Там — решение многих семейных задач.
Зачем человеку детство?
Чтобы напомнить нам, взрослым, что нужно быть внимательнее к золотому периоду в жизни человека. Забота о развитии детей сопровождается совершенствованием нас самих. Как гласит древняя латинская пословица, «слова учат, примеры влекут». Поэтому взрослым необходимо анализировать самих себя, свои поступки и слова. Именно через наше поведение ребё нок ощущает нашу любовь к себе: он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребёнка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова. Воспитывает не метод, не программа, а личность взрослого. Многими психологическими исследованиями показано, что успешность воспитания состоит в прямой зависимости от личностного развития, от гармонии или дисгармонии душевного мира взрослого, способности к изменениям. Гармоничный человек старается стать тем, кем он способен стать. Он неустанно работает над собой, выявляя и развивая качества и способности, и учит этому детей. Человек, радостно и активно отдающийся любимому делу, совершенно естественно может создать для ребёнка атмосферу радости и оптимизма, ощущение заполненности жизни. И мудрые слова Я. Корчака подтверждают это: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».
Малыши так ярко и эмоционально воспринимают мир, помогая нам увидеть новые краски, посмотреть на знакомые вещи с другой стороны, увидеть необычное в привычном. Как они удивляются, восхищаются тому, на что мы уже не всегда обращаем внимание. Нам надо учиться у детей радоваться каждому дню, каждой минуте, получать удовольствие от жизни, от общения с природой и окружающими людьми.
Зачем человеку детство?
Чтобы быть счастливым, жить в атмосфере радости и безграничной любви. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.» (А. С. Макаренко)