Людмила Зарубина
Наказывая, подумай: «зачем?!»
▼ Скачать + Заказать документы
Многим, наверное, приходилось наблюдать в общественном месте такую картину: ребенок на уговоры родителей не соглашается, пинает их, бьет (иногда и по лицу, кусает, кричит: «Я тебя не люблю!» Некоторые родители теряются, стыдятся поведения ребенка, если к тому же доброжелатели вносят свою точку зрения на такие эпизоды. Часто слышать приходится: «Отшлепать его надо!», или просто: «Воспитывать надо ребенка!» Уж они-то знают, как надо воспитывать!
Публикация «Наказывая, подумай: „зачем?!“» размещена в разделах
Работая много лет воспитателем, не раз наблюдала, как родители забирают домой своих малышей. Конечно, в основном детей забирают мамы. Вот придет она с работы уставшая, да по дороге в магазин забежит (с ребенком это сделать гораздо сложнее). Нужно одеть свое чадо, погулять с ним немножко, да и домой – ужин готовить. А малыш не хочет одеваться (причин на это может быть масса, капризничать начинает. Мама уговаривает, просит, что-то обещает и т. д. Потом звучит речевая агрессия, затем опять обещания. Вобщем, метод кнута и пряника. К ситуациям, когда дети бьют взрослых, плюют на них, нельзя относиться, как к шутливым и, тем более, смеяться при этом. Дети могут воспринимать подобные реакции взрослых как одобрение своему поведению. Бывает и физическое воздействие со стороны взрослого, но редко, к счастью для обеих сторон. Несмотря на то, что везде только и говорят о правах ребенка, однако традиционное представление части родителей о том, что физическое наказание не такое уж большое зло, довольно устойчиво. Эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют свое поведение. Но и речевая агрессия малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками. Сколько раз приходилось слышать: «Да он у нас только папу слушается!» Обычно ребенок ведет себя по-другому в присутствии того человека, который его наказывал. Вывод напрашивается сам собой: либо у родителей разные подходы к воспитанию, либо один из них самоустранился от этого процесса.
Сейчас довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении малыша за провинность чего-либо приятного – сладостей, обещанных игрушек. Но такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничения справедливыми, если родители спокойно и понятно объяснили ему – почему. Но нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: общения, еды, прогулок. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Не наказания должен страшиться ребенок, не гнева нашего, а нашего огорчения…