Анна Андреева
Экологическое воспитание и образование
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание и образование.
Процессы экологического воспитания и образования неразделимы, они находятся в постоянном взаимодействии. Особо важное значение в становлении высоконравственного отношения человека к природе имеет экологическое воспитание в семье и в саду. Здесь закладываются основы гуманного отношения к природе.
Публикация «Экологическое воспитание и образование» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т. д. Семейная жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение формируют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Воспитание детей в семье идет посредством авторства родителей. Собственное поведение родителей и влияние их на детей — «самая решающая вещь». «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или показываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Воспитываете детей своим подлинным авторством».
О важном значении семейного воспитания В. А. Сухомлинский писал: «Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старшие, это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто».
В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Наша жизнь, отраженная в душе детей, передается вместе с ними в будущее, к нашим внукам и правнукам. Дети чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем не убедится, что не от сердца говорится». Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле слова.
В образовательных учреждениях решение проблемы экологического воспитания осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков; развитие экологического сознания, экологической культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
С 1991года по нынешний день значительно усилилось внимание к проблемам экологического воспитания, как со стороны ученых, так и со стороны практических работников. Для дошкольников подготовлена соответствующая программно-методическая литература, учебно-наглядные пособия нового поколения, а также развивающие игры, диафильмы, кинофрагменты и другие экранно-звуковые средства более 50 наименований. По темам «Экология и дети», «Пусть будет прекрасна Земля», «Дети и природа» и т. д. проводятся межрегиональные, областные, городские конференции, постоянно действующие семинары, дискуссии, выставки, конкурсы на лучшую постановку экологического воспитания.
В экологическом воспитании дошкольников воспитатели умело используют русскую и мировую литературу. В ней есть прекрасные произведения: стихи Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Кольцова, рассказы Тургенева, изумительный «Холстомер» Л. Толстого и посвященный Холстомеру «Изумруд» Куприна, «Каштанка» Чехова, «Сны Чанга» И. Бунина, романы Джека Лондона «Джерри островитянин» и «Майкл, брат Джерри», «Внук Тальони» П. Ширяева, «Русский лес» Л. Леонова, рассказы и очерки М. Пришвина, «Медвежонок» Сергеева-Ценского, полные человеческой жалости и грусти стихи Есенина «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке», стихотворение Маяковского о лошади и многие другие, в которых с глубокой любовью изображены разные животные :
После прочитанных книг и бесед с учителями ребята пристальнее и внимательнее вглядываются в жизнь природы и убеждаются в том, что человек должен быть чутким и сердечным участником того великого, что непрерывно совершенствуется в живой природе. Воспитывать в человеке любовь к природе с первых лет жизни — одна из самых важных задач семьи и школы. Ведь это формирование человеческого характера. С этой целью для юношей и девушек необходимо широко открыть двери библиотеки, чтобы книги о любви к живому стали достоянием широкой массы молодежи, потому что сохранить природу смогут только люди, лишенные равнодушия, жестокости и зла. Уровень общественного экологического сознания во многом определяет направление и интенсивность природоохранной деятельности государственных и неправительственных организаций. Процессы воспитания, образования, информационно-просветительской деятельности способствуют преодолению потребительской политики природопользования в стране, развитию экологических прав и обязанностей граждан, формированию их экологического мировоззрения. Это задачи экологического воспитания и образования.