Татьяна Прохорова
Взаимодействие семьи и школы — основа успешной социализации обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем современного мира является проблема социализации подрастающих членов нашего общества. Эта проблема достаточно часто в последнее время обсуждается на различных уровнях российского образования. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Публикация «Взаимодействие семьи и школы — основа успешной социализации обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Особую остроту приобретает эта проблема при адаптации детей с ОВЗ. Основная проблема ребенка с ОВЗ заключается в нарушении в связи с миром, в ограниченной мобильности, трудности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Большинство детей с ОВЗ, несмотря на усилия, предпринимаемые нашим государством с целью их обучения и воспитания, испытывает серьезные проблемы социализации и, став взрослым, оказывается неподготовленным к интеграции в социально-экономическую жизнь.
Ни для кого не секрет, что первым и самым значительным социальным инструментом является семья. Именно семья-первый и важнейший источник формирования нравственной позиции ребенка. Основная функция семьи – воспитательная – социализация молодого поколения, поддержания воспроизводства культурного общества. Ни где-то, а именно в семье складываются у ребенка первые представления о человеческих ценностях, о том какими могут быть взаимоотношения между людьми, происходит формирование нравственных качеств, но как показывает практика, не всегда семья в полной мере может удовлетворить эти потребности ребенка. С такой проблемой сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Успех воспитания ребенка с ОВЗ в немалой степени зависит от взаимодействия семьи и школы.
Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьёй является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени.
Школа выступает первым институтом социализации, который позволяет детям развивать новые привязанности и чувства, выходящие за рамки семьи и имеющие более широкий социальный спектр.
Для ребенка с ОВЗ детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будет зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.
Одни из основных функций школы : прививать культуру поведения, понимания, быть сострадательными и чуткими в социуме.
В работе воспитателя по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:
• в основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;
• доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
• педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;
• опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.
Просвещение родителей занимает важное место в работе воспитателя. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении информационных стендов и т. д. Вся работа с родителями направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цель работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка. Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучение приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.
В своей работе воспитатели нашей школы используют следующие формы взаимодействия с родителями :
• встречи, знакомства с родителями;
• анкетирование, посещение семей (изучение условий семейного воспитания);
• индивидуальные и групповые консультации (психолого-педагогическое просвещение, тематические, по запросу родителей);
• тематические папки с рекомендациями для родителей;
• информационные листовки и стенды (пропаганда, просвещение родителей);
• занятия-практикумы, тренинги;
• родительские собрания (информирование о содержании учебно-воспитательного процесса, тематические);
• беседы, диспуты, встречи;
• общение в мессенджерах (индивидуальное общение, классные чаты)
Остановлюсь на организации консультаций для родителей-это одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества воспитатель-семья. Большая часть родителей обычно обращается в школу за разовыми консультациями. Главная цель консультации-достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
Консультирование в основном носит сугубо индивидуальный характер. Задача воспитателя, попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Организация консультативной помощи для родителей имеет свою специфику. С одной стороны, консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с другой-необходимо отслеживать характер затруднений родителей и учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность.
Чаще всего родителей волнуют вопросы: Как помочь ребенку адаптироваться к проживанию в интернате? Взаимоотношение подростков между собой в коллективе воспитанников интерната. Детский буллинг. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
Консультации могут быть двух типов:
• методические (все, что касается освоения школьной программы обучения, индивидуального образовательного маршрута ученика, дополнительное образование);
• психологические (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).
Однако не зависимо от типа существуют определенные принципы консультирования:
• создание доверительных отношений;
• взаимоуважение;
• заинтересованность консультантов;
• компетентность;
• формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;
• хорошая организация консультирования.
Данные формы педагогического сопровождения родителей позволяют давать необходимые знания и практическую помощь семьям, что дает положительные результаты в коррекционной работе, создает атмосферу доверия, поддержки и взаимопонимания между детьми, родителями и воспитателем. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном воздействии, наравне с воспитателем.
Социализация обучающихся предполагает формирование таких качеств личности, как трудолюбие, стремление к самостоятельности, самосовершенствованию, упорству, выдержке, инициативе, решительности и др. Самостоятельная деятельность при зрительной недостаточности формируется преимущественно в результате специального обучения, в ходе которого у ребенка возникают и укрепляются социально-адаптивные навыки. Осознание детьми важности овладения такими специальными навыками-необходимое условие социализации детей с нарушением зрения. Таким образом, воспитание ребенка со зрительной недостаточностью представляет собой комплекс психологических, педагогических, коррекционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков и, в конце концов, на его социальную реабилитацию.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей, а также пути и условия успешной социализации и интеграции в общество зрячих.
Для достижения успехов воспитателю необходимо:
-знать возможности лиц с нарушением зрения и их достижения в обучении;
-корригировать отношения родителей к ребенку к его дефекту (индивидуальные беседы, листовки, тематические папки, индивидуальные тренинги, посещение семьи и. т. д);
-изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социализации (диагностика, овладение новыми ЗУН);
-уметь показать ребенку пути преодоления негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом ( индивидуальная работа: игры, тренинги, диспуты, беседы и т. д);
-воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение различных практических навыков, без которых самостоятельность и мобильность инвалида по зрению невозможны (занятия, мероприятия, беседы, практические индивидуальные и групповые занятия и т. д.);
-уметь объяснять детям причины неадекватного отношения к ним окружающих и научить без агрессии реагировать на бестактность. Занижение нормально видящими способностей инвалидов по зрению связано в основном с недостаточной информированностью общества о возможностях из развития и компенсации дефекта.
Адекватное отношение к своему дефекту предполагает понимание воспитанником того, что:
-нарушение зрения ограничивает его возможности и для достижения результатов нормально видящих ему потребуется приложить гораздо больше усилий;
-слепота и слабовидение не позволяют овладевать предметно-практическими действиями по подражанию, поэтому для успешной конкуренции инвалида со зрячими требуется овладение специальными компенсаторными навыками при активном использовании всех сохранных анализаторов;
-при дефекте зрения многие сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается еще достаточно профессий, которыми он может овладеть;
-окружающие не всегда осознают трудности инвалида по зрению, не всегда информированы о его возможностях, поэтому человеку с физическим недостатком следует самому стремиться к контактам с нормально видящими и добиваться взаимопонимания и т. д. ;
-он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, если научится самостоятельно справляться со своими проблемами (ориентироваться в пространстве, получать информацию, быть независимым в быту и т. п., приобретет профессию и будет в ней конкурентоспособным;
-не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих обязанными оказывать помощь;
-инвалиду по зрению бессмысленно имитировать зрячего, а также драматизировать свое положение;
-любой человек с физическим недостатком привлекают к себе повышенное внимание окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать свое поведение, свой внешний вид, свои реакции.
Главным условием адекватного отношения человека к своему дефекту является осознанием им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а другой, -возможностей социально-трудовой адаптации.
Воспитатели призваны оказывать обучающимся всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.
Что бы помочь ребенку успешно социализироваться и адаптироваться он постоянно мотивируется воспитателями к активным действиям. Учится двигаться и ориентироваться в пространстве, это очень важно для самостоятельности. Эти навыки постоянно поддерживаются. В нашей школе ребенок постоянно находится внутри коллектива: классного, группового, школьного. Он находится в центре событий, происходящих в этом коллективе, имеет возможность общаться со сверстниками.
Воспитатели активно вовлекают самого ребенка в жизнь коллектива, чтобы он был не только сторонним наблюдателем, но и активным участником всех мероприятий (спортивные, игровые, интеллектуальные и т. п.). Мероприятия тщательно продумываются и организовываются, чтобы ребенок не чувствовал себя ничего не умеющим и ничего не могущим. Наряду со школьными мероприятиями, детей, по мере их возможностей, вовлекают в мероприятия других учреждений (праздники, утренники, концерты, литературные конкурсы, творческие конкурсы и т. д.) Это повышает самооценку воспитанников, делает их более уверенными в себе, учит быть активным членом общества. Вместе со своим воспитателями дети принимают участие в районных и областных творческих конкурсах. Известно, что эмоциональное самочувствие воспитанников в коллективе в значительной мере зависит от его взаимоотношений с одноклассниками.
Мы должны помочь обучающимся освоить некоторую часть социального опыта, которая станет достижением его личности, позволит развиваться дальше. Социализированность ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Социализация и интеграция детей с ОВЗ становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования. Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты общества, на не зависимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди. Они имеют психологические резервы процесса социализации, которые просто необходимо помочь им раскрыть.