Елизавета Несмелова
Выращивание одарённости средствами театральной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Неодаренных детей не бывает, все воспитанники – одаренные! Но в условиях неправильного воспитания одаренность может вообще не открыться или утратиться». Н. А. Крылова
Считается, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальных способностей;
- креативности;
- настойчивости.
Публикация «Выращивание одарённости средствами театральной деятельности детей» размещена в разделах
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В любом коллективе есть дети, которые выделяются яркими особенностями. Такие дети стремятся узнать, что-то новое и не любят, когда их ограничивают в исследованиях. Они отличаются оригинальностью мышления, выдвигают неожиданные идеи, быстро и легко находят нестандартные решения трудных вопросов.
Развитие творческой одарённости у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей творческой деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании.
Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Задача педагога увидеть эти способности, заметить его дар и оценить. Ребёнок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребёнок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Необходимо учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, и позволил нам обратиться к театральной деятельности в нашем дошкольном учреждении, не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей.
В психологии в настоящее время сложилось представление об одаренности как структурном, динамическом образовании, включающем в качестве основных компонентов высокий уровень развития интеллекта и творческих способностей, а также определенные личностные качества.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие, и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (театрально-игровой, учебной, трудовой). Сегодня, проблема речевого развития детей в логопедических группах особенно волнует специалистов и воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия. Исходя из этого, я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театрализованной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей, а именно совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Большое внимание в своей работе я уделяю диалогической речи, т. к. диалог - это не только форма речи, но он еще и «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения.
Поскольку в диалоге жесты и мимика могут заменять словесную реплику, возникает необходимость в том, чтобы смотреть на собеседника. Нарушение этого правила приводит к потере связи с собеседником.
В логопедическую группу нашего ДОУ поступают дети с общим недоразвитием речи, иногда речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными уровнями развития психической деятельности. Для занятий с такими детьми особенно тщательно подбираю материал и строю занятия в виде театрализованного развлечения. Разработка при таких условиях новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.
В своей работе я использую следующие виды театральной деятельности :
- музыкально-игровые упражнения для развития мимика, жестов;
-художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
-театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются :
- развитие культуры речи:
- артикуляционной моторики;
- фонематического восприятия;
- речевого дыхания;
- правильного звукопроизношения.
- развитие общей и мелкой моторики:
- координации движений;
- координация мелкой моторики рук;
- снятие мышечного напряжения;
- формирование правильной осанки.
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности :
- развитие мимики;
- развитие пантомимы;
- развитие жестов;
- развитие эмоционального восприятия;
- совершенствование грамматического строя речи;
- совершенствование монологической и диалогической формы речи;
-совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности.
К работе с детьми по театрализованной деятельности надо приступать с октября-ноября, после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Ведение театрализованной деятельности можно организовать в двух формах:
- как специально организованная форма работы педагога с детьми;
- как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности может строится с ними в два этапа:
1 этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с содержанием спектакля, изготовление костюмов, кукол и атрибутов, работу над ролью (заинтересовываем детей содержанием произведения; после распределения и принятия ролей, побуждаем детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. п). Вначале педагог, в зависимости от образа и характера его героя, предлагает каждому ребенку выбрать соответствующую интонацию, а затем подводит детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Затем от изобразительного образа следует переходить к движениям («А как твой герой, твоя кукла двигаются?»). По окончанию работы проводится репетиция спектакля.
2 этап целиком посвящен проведению самого спектакля и выступлению на сцене. Весь детский коллектив выражает благодарность в виде аплодисментов.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Вместе с воспитателями и детьми мы систематически проводим театрализованные игры, которые способствуют более эффективному речевому развитию. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.
Несмотря на речевые дефекты дети очень артистичны и талантливы. Пусть не все из них станут актерами, телеведущими или деятелями искусств, но эти знания и умения, надеюсь, им пригодятся в дальнейшей жизни.
Благодарю Вас за внимание!