Приложение МААМ

Познание мира через экспериментальную деятельность детей

Людмила Ширяева
Познание мира через экспериментальную деятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ ИРМО «Карлукский детский сад общеразвивающего вида №1»

Доклад воспитателя по самообразованию Ширяевой Л. У. «

Доклад воспитателя по самообразованию

Ширяевой Людмилы Устиновны

«Познание мира через экспериментальную

деятельность детей»

ТО, ЧТО Я СЛЫШУ – ЗАБЫВАЮ.

ТО, Ю ЧТО Я ВИЖУ – Я ПОМНЮ.

ТО, ЧТО Я ДЕЛАЮ – Я ПОНИМАЮ.

Публикация «Познание мира через экспериментальную деятельность детей» размещена в разделах

Познание мира живой и не живой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментальной деятельности. Экспериментирование – один из важнейших видов детской деятельности, которое играет огромную роль во всестороннем и, прежде всего интеллектуальном, развитии дошкольника.

Нельзя не отметить положительного влияния эксперимента на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей. В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития.

С самого рождения детей окружают различные явления не живой природы: солнце, ветер, хруст снега под ногами, звездное небо. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, это предметы которые являются объектами наблюдения и игры. Любой ребенок, особенно дошкольник по природе исследователь. Его интересует все, что его окружает и с чем непосредственно взаимодействует он сам.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из ведущих потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потребность позже трансформируется, преобразуется в познавательную потребность и в конечном итоге выступает, как база для развития других потребностей ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, которая направленна на познание окружающего мира.

Работа по экспериментальной деятельности воздействует на развитие познавательной активности детей. Развивает логическое мышление, потребность в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного чувственного опыта, интеллектуальную инициативу. Формирует умение ставить перед собой задачу, предлагать варианты ее решения, планировать работу по реализации замысла, планировать результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Организуя экспериментальную деятельность, педагог решает сразу несколько важных

Задач:

Развивать у дошкольников познавательный интерес к природе, логическое мышление;

Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении объектов и явлений не живой природы;

Познакомить со свойствами некоторых объектов не живой природы (воды, воздуха, почвы, глины, песка, камней);

Формировать у детей умения рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы;

Воспитывать понимание значения для человека объектов и

явлений природы.

Кроме того, в процессе экспериментальной деятельности детей с объектами не живой природы формируется познавательная активность : расширяется детский кругозор, развивается и дополняется активный и пассивный словарь детей. Дети учатся ставить перед собой задачу и практическим путем решать её воспитывая позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать всеми доступными способами.

Экспериментирование в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами проведении эксперимента, с правилами техники безопасности. Результат детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, интеллектуальная активность, познавательная культура и ценностное отношение к миру.

Основная задача воспитателей и родителей – поддержать и развить в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Всю работу по экспериментальной деятельности условно можно разделить на несколько этапов:

Опыты с водой. Вода в жизни растений.

Опыты с воздухом.

Опыты с почвой.

Опыты с солнцем.

Опыты с песком и глиной.

Свойства предметов

Интересную экспериментальную деятельность нужно начинать с детьми трех лет. Малышам уже в этом возрасте доступны простейшие исследовательские действия. Но здесь особенно важна роль взрослого, так как ребенок только учится исследовать.

В этом возрасте наиболее доступны для детей опыты с водой. Ребенок в ходе практической деятельности знакомится с ее свойствами: отсутствием цвета, вкуса, запаха, формы; прозрачностью, способностью приобретать вкус, цвет и запах тех веществ, которые в ней растворены.

К четырем годам объем знаний о воде можно расширять, знакомить с новыми свойствами: температурой и ее изменением, наличием в ней воздуха, процессом ее испарения, агрегатными состояниями воду и их зависимостью от температуры, способностью растворять одни вещества и не растворять другие, способностью проводить звуки и другими.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже есть определенный объем знаний об окружающем и сформирован определенный навык исследовательской деятельности, для экспериментальной деятельности дошкольников берутся уже более сложные природные объекты и явления: солнце, образование радуги, как возникает солнечный зайчик. Какие предметы быстрее нагреваются: светлые или темные, отражение, что такое электрический заряд, свойство линзы изменять предмет, знакомство с атмосферным давлением, магниты и т. д.

Организация экспериментальной деятельности в группе не требует особых материальных затрат. Многое из того, что можно использовать в качестве оборудования легко найти (прозрачные пластиковые стаканчики разных размеров, фольга, ложечки, лопатки, формочки, мерные стаканчики, целлофановые пакеты, пластиковые тарелки, любые палочки, маленькие пластиковые бутылки из которых можно самим сделать фильтры для воды, любые мелкие предметы - (ракушки, камешки, салфетки, кусочки ткани, флажки, шарики). В старшем дошкольном возрасте некоторое оборудование дети могут изготавливать сами (те же флажки, фильтры, вертушки, что делает ребенка, действительно полноправным исследователем. Можно обойтись без некоторого специального оборудования. Но его объем минимален: лупы, воронки, маленькие зеркальца, магниты, соломинки для коктейля, вертушки, воздушные шарики, вертушки, компасы, губки. Зато совершенно бесценен тот опыт, те знания, которые приобретает ребенок в процессе экспериментальной деятельности.

Работа по экспериментальной деятельности может быть разнообразной и интересной. Экспериментирование способствует повышению познавательного интереса детей, проявлению способности к саморазвитию: взаимообмену мнениями, предположениями.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования никаких.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами

ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность» Чтобы познакомить ребенка с чем то и он это хорошо запомнил, лучше всего использовать тактильные методы или непосредственное участие в этом.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познание мира через экспериментальную деятельность детей
Опубликовано: 7 января 2020 в 19:01
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познание мира через экспериментальную деятельность детей» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ширяева (УИ 720563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД