Екатерина Махонина
Доклад «Воспитание нравственно — патриотических чувств у старших дошкольников при ознакомлении с историей города»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно – патриотическое воспитание – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задумываясь об истоках нравственно - патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
В своей группе на основе диагностики и индивидуальных бесед с детьми, я сделала вывод: дети имеют поверхностные знания о истории родного края, городе, Родине в целом. Я поняла, что нравственно – патриотическое чувство должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Прежде всего, мне предстояло самой как следует подготовиться к работе по данной теме:
- для пополнения знаний об истории и достопримечательности города и края посетить краеведческий музей;
- подобрать и пополнить личную библиотеку о городе и крае;
- оформить уголок по нравственно - патриотическому воспитанию, так как использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память (фотографии краеведческого характера, карты и геральдику города, России; литература с подборкой иллюстраций по теме (былины, сказы о Белгородчине, произведения белгородских писателей и т. д.);
-изготовить дидактические пособия для игр по патриотическому воспитанию : «Путешествие по городу», «Собери герб Шебекино», «Птицы, животные нашего края».
Работа с детьми ведется четырё м направлениям:
- Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
- Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и развлечения.
- Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
-Работа с родителями
Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
Первое направление знакомит дошкольников с историей родного края, природными явлениями в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Шебекино. Первое представление детей о Шебекино дала через ряд занятий, на которых дети получили знания о родном крае, его богатстве, об истории заселения. После каждого познавательного занятия проводила занятия по художественной деятельности. Для того чтобы наиболее точно и красочно отложилось в памяти у детей история нашего города, был изготовлен фотоальбом «История Шебекино».
На экскурсии к памятнику погибшим воинам дети с большим интересом слушали о создании в нашем городе этого памятника. Результаты работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвоенного материала.
Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого с дошкольниками. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, в первую очередь, была составлена картотека народных подвижных игр Белгородской области, которые позволили детям развивать силу, смекалку, ловкость, развивать умение понимать природу. Чтобы дать детям возможность самостоятельно организовывать игровую деятельность, необходимо было создать соответствующую развивающую среду.
Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. В самостоятельной художественной деятельности дети сами украшают прялки, головные уборы, рисуют русскую избу (по образцу, и в музыкальной деятельности поют хороводные песни. В свободной деятельности дети играют в настольные и дидактические игры.
Четвёртое направление семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия. На начальном этапе было проведено с родителями анкетирование. Предложила родителям, консультацию в которых, говорится о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте формируются основные моральные качества личности, этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость, поэтому я подчеркиваю особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое, если не всё, перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи, поэтому родители – это носители моральных достоинств и влияний на своего ребенка.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, его достопримечательностям, об обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей. Важно отметить, что необходимость патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
Вывод: В результате проведенной работы дети прониклись любовью к родному краю. У них начало формироваться чувство гордости за свою малую Родину. Детям не составит особого труда рассказать, чем славится их родной край. Гораздо глубже стали знания об истории своей Родины. Воспитать же действенную любовь к близким людям, к малой родине, помогли совместные усилия детского сада и семьи.
Предложения: Пополнить краеведческий уголок. Предметами народного быта, книгами Шебекинских авторов.