Сагила Ескендирова
Традиции и инновации в обучении детей с ООП в условиях обновлённого содержания образования
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый появившийся на свет младенец воспринимает мир через слух, зрение и осязание. К сожалению, иногда ребенок рождается с какими-либо нарушениями. Малыши с нарушениями в развитии воспринимают мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности.
Дефект развития таких детей приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования.
Основная задача школы-интерната – гармоничное развитие личности ребенка с отклонениями в развитии, воспитании человека, способного к социальной адаптации и интеграции в обществе.
Публикация «Традиции и инновации в обучении детей с ООП в условиях обновлённого содержания образования» размещена в разделах
Учебная деятельность, занимая значительное место в жизни младшего школьника, глубоко преобразует его как личность : существенно обогащает его познавательный опыт, формирует готовность и способность самостоятельно познавать окружающий мир, учит сотрудничеству и взаимодействию, умению общаться.
Учебная деятельность в школе-интернате организуется в два приема. В утренние часы – уроки, во второй половине дня, после значительной паузы, отведенной на отдых, – самоподготовка (выполнение домашних заданий). Учебная деятельность играет важную роль в умственном развитии, нравственном и эстетическом воспитании школьника.
В процессе обучения детей с отклонениями в развитии общеобразовательным и трудовым знаниям и навыкам, коррекционная школа решает ряд воспитательных задач. Прежде всего, решается задача коррекции познавательных процессов детей с отклонениями в развитии. Вместе с этим в процессе обучения воспитываются нравственные качества, такие как трудолюбие, дисциплинированность, честность, умение работать в коллективе, бережное отношение к школьному и личному имуществу, что положительно влияет на процесс социализации детей с отклонениями в развитии.
Как обычное занятие сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый педагог, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на воспитательном занятии в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса это использование педагогических технологий.
На учебных занятиях и самоподготовках можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
Из всех педагогических технологий, на наш взгляд наиболее приемлемыми и эффективно используемыми при обучении детей с особыми потребностями в начальной школе с могут быть:
- игровые технологии;
- информационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
При этом следует оговориться, что любая педагогическая технология подразумевает использование методики коллективных способов обучения, основанной на максимальной реализации возможностей учащихся.
Наибольший интерес, на наш взгляд, при обучении детей с нарушением интеллекта представляют игровые технологии.
Игровые технологии – это игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к усвоению школьной программы. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Кто-то скажет, что в младшем школьном возрасте это делать рано и вредно. Но дети сравнительно рано знакомятся с компьютером, поэтому дозированное использование на уроках и в воспитательной работе компьютерных технологий будет способствовать их развитию. Практика показывает, что интерес детей к урокам и воспитательным занятиям значительно возрастает, повышается уровень познавательных возможностей. Если использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность уроков, безусловно, возрастет. Для демонстрации окружающих предметов для детей, дающих определенные понятия, соотнесения слова и зрительного образа, создания зрительных ассоциаций, показа этапов работы, экран компьютера просто необходим.
Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме этого, использование презентаций в процессе обучения позволяет : заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем подготовленности, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Выработка любых умений и навыков у детей требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволили однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Продолжительные игры, цель которых сравнить реальные предметы и их изображения, группировать и классифицировать объекты и т. д., провожу в конце занятия, чтобы не нарушать ход занятия.
Для активизации инертных, пассивных детей использую игры с элементами соревнования.
Сюжетно-ролевые игры воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков. Поэтому они часто применяются на уроках по социально-бытовой ориентировке. Нами разработаны и успешно применяются ролевые игры по темам. Хотелось бы добавить, что привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.
Мы на своих занятиях используем компьютерные презентации при обучении детей грамоте (чтению и письму, для ознакомления с элементарными математическими представлениями, с предметами и явлениями окружающего мира. Эти презентации доступные учащимся и соответствуют учебно-воспитательным целям и содержанию обучения в коррекционных школах. Составляются они с учетом возрастных особенностей школьников, четкие по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, с крупным шрифтом, эстетически оформлены, но не перенасыщены цветовой гаммой. Презентации мы используем в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа, при обобщении и закреплении материала. Демонстрация мультимедийного пособия сочетается с работой по тексту, с выполнением упражнений в тетрадях. Управление сменой слайдов презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет осуществить на наших воспитательных занятиях индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа.
На них дети знакомятся с новыми знаниями. Например, когда берется новая тема и используется компьютерная презентация, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.
На занятиях по математике материал дается в игровой форме, сопровождается мультипликацией. Дети очень любят решать элементарные математические задачи, с удовольствием учатся считать, сравнивать, вводятся понятия «широкий – узкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий» и др.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся на уроках применяются элементы здоровьесберегающих технологий. Это: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, упражнения.
Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.
Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение самоподготовке или воспитательного занятия проводится одна - две физкультминутки.
Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву занятий. Так, например, при формировании понятия «противоположные по смыслу слова» предлагаю во время физкультминутки с мячом следующее задание: «Я кидаю мяч и называю слово, а вы ловите его и подбираете противоположное по смыслу слово, затем возвращаете мне мяч». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Хомячок», «Мышки», «Грибы», «Гуси» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время на самоподготовке гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Существует несколько видов физминуток, я же в своей работе чаще применяю следующие:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук;
- гимнастика для глаз;
- упражнения, корректирующие осанку;
Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
На занятиях (самоподготовке) используются различные виды гимнастики. Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз. Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица. Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.
Игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ используются практически всеми педагогами. Специфика нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. Поэтому более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми метода проектов.
Метод проектной деятельности - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителями, т. е. учителя выступают в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от воспитателя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Используя метод проектов в работе с младшими школьниками с ОВЗ, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Но в условиях нашей школы сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть ложится на плечи педагога. Мы направляем учащихся, готовим дополнительный материал, с которым работают дети. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту мы приглашаем гостей, родителей, учащихся другого класса. Форму защиты проекта всегда делаем яркой, интересной и продуманной так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей.
Таким образом, технологии, применяемые в нашей школе-интернат, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
К 2020 году в школах будут созданы «безбарьерные зоны» для детей-инвалидов, в 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого-педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства).
Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, принадлежит Л. С. Выготскому, который в 30-е годы 20 века одним из первых обосновал необходимость такого подхода. Его мысли о связи между социальной активностью, социальном окружении и индивидуальным развитием человека заложили методологическую основу социально - образовательной интеграции детей с проблемами в развитии.
Новое – это хорошо забытое старое – гласит народная мудрость. В погоне за инновациями, подчас забываются те традиции, на которых строилось обучение и воспитание и начинает изобретаться велосипед заново… С другой стороны, косность и приверженность только традиционной системе обучения, делает педагога малоэффективным в период реформирования и модернизации образования. Так, где же золотая середина? Как быть инновационным педагогом в традиционной системе обучения? Как обеспечить баланс между ценностно-смысловой составляющей образования и его технологизацией? Как, внедряя инновации, сохранить все то ценное, что было наработано не одним поколением отечественных и зарубежных ученых и педагогов?
Образование – процесс формирования облика человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного наследия. При этом главным является не объем знаний, а соединение их с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. Именно поэтому в современной трактовке понятия образование акцент сделан на процесс воспитания. Сегодня активно ведутся поиски моделей воспитания, где делается попытка сохранить традиции, выдержавших многовековое испытание на прочность, таких как: государственность, коллективизм, патриотизм, гуманизм и религиозные ценности. При этом учитываются реалии нового времени – качества, востребуемые современным обществом – инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность. Инновации в образовании так же необходимы и неизбежны, как и традиции. Инновационное обучение в школе перестает быть просто учебой, т. е. деятельностью по накоплению знаний, умений и навыков. Инновации рассматривают как характеристику обучения, имеющего социально-значимый результат. Так, к инновациям можно отнести : профилизацию старшей школы, введение ГОСО, систему диагностики и контроля результатов обучения, внедерение активных и интерактивных методов обучения, реализацию компетентностного подхода, который в идеале требует личностно-ориентированного отношения к обучающимся, значительной доли субъект-субъектного взаимодействия педагогов и обучающихся с целью обеспечения высокого качества подготовки специалистов, отвечающих потребностям современного рынка труда и задачам повышения уровня культуры общества. Однако инновации не должны быть искусственно надуманными, а должны соответствовать духовным ценностям нашего народа, должны вырастать на почве отечественных традиций. Понятие «традиция» вошло в педагогический обиход и употребляется для обозначения устойчивых процессов и явлений, существующих длительное время и занимающих определенное место в историко-педагогическом наследии. Педагогическую традицию нужно рассматривать как закон, фиксирующий устойчивые взаимосвязи между педагогикой, социумом и культурой; как исторически изменчивый «метод становления человеческой культуры, в том числе и образования» Элементами педагогической традиции являются только наиболее значительные явления педагогического опыта. Традиционным является урок. Одновременное занятие с целым классом, в процессе которого учитель рассказывает, передает знания, формирует умения и навыки, отираясь на предъявления нового материала (сообщение, изложение, его воспроизведение учащимися, оценивает результаты данного воспроизведения. Традиционное обучение по своей сути соответствует самому понятию преподавания, под которым понимается передача (трансляция) социокультурных методов существования и становления человека от одного индивида или же их сообщества к иному индивиду. При всем этом, с одной стороны поддерживается преемственность (воспроизводство) социокультурного навыка и человека, как его носителя, а если взглянуть под другим углом, создаются условия для появления новейших социокультурных методов деятельности и становления человека и тем самым перемены социокультурной среды. Невозможно утверждать категорично, хотя, вполне вероятно, что доминирование учителя в организации познавательной деятельности не позволяет изменить учебный процесс, когда он центрирован на учащихся, когда весь процесс учения проходит в режиме самоорганизации. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя нацелена, прежде всего, на сообщение знаний и методов действий, которые передаются ученикам в готовом виде, созданы для воспроизводящего усвоения; преподаватель считается единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Сильная позиция учителя на уроке принимается как наиболее привычная, оправданная и важная, нежели сильная позиция учащегося. Термины «инновация», «инновационный процесс» появились в педагогической литературе сравнительно недавно. Их появление является следствием объективных процессов, происходящих в области образования, целью которых является становление человека со сформированным инновационным мышлением, инновационной культурой. Взаимосвязь традиций и инноваций – это эффективный механизм развития образовательного процесса, который позволит учесть ведущие тенденции и через новые технологии подготовить молодое поколение к будущей жизни. Связь между современным, качественным образованием, духовно-нравственным, патриотическим воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить в будущем баланс традиции и инновации в образовании. Обобщая вышесказанное, отметим, что в современном мире, где знание приобретает статус экономической категории, очень легко потерять главный результат образовательного процесса – целостную и нравственно зрелую личность. Сохранению этих ориентиров способствует такая организация образовательного процесса, в которой есть место традициям и инновациям. Возможности их органического единства, взаимодополняемости и взаимообогащения подтверждены историей педагогической науки и практики. Задачи первых и последующих десятилетий XXI в. – найти оптимальный уровень соотношения традиций и инноваций, чтобы в погоне за конкурентоспособностью выпускников в обществе «глобальной информатизации» не потерять обучающегося как всесторонне развитую личность, готовую к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, способную к принятию ответственных решений, построению и поддержанию гармоничных отношений с другими.
Мир «особого» ребёнка – интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка – безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он молчалив?
Почему он так испуган? И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих.