Шмакова Ирина
Консультация для педагогов «Современные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно "Закону Российской Федерации об образовании", одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является "сотрудничество с семьей для обеспечения всестороннего развития личности ребенка".
Был сформулирован новый "Федеральный национальный стандарт дошкольного образования" (FSESPE, который отвечает новым социальным потребностям и придает большое значение сотрудничеству с родителями. ФГОС указала, что к работе с родителями следует применять дифференцированный подход с учетом социального статуса, микроклимата в семье, требований родителей и заинтересованности родителей в деятельности дошкольного образования, а также повышать образовательную и культурную грамотность семьи. Также были сформулированы требования к взаимодействию между рабочими организациями и родителями. Подчеркивая, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество между трудовыми организациями и семьями, ФГОС ДО является оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, защите и укреплении их физического и психического здоровья, развитии личностных способностей и коррекции нарушений их развития по мере необходимости. Основа развития. Одним из требований психолого-педагогических условий является оказание психолого-педагогической поддержки семье, а также повышение способности родителей (законных представителей) в развитии и воспитании детей, охране и укреплении их здоровья. Родители (законные представители) должны участвовать в разработке образовательной программы частью организации, состоящей из участников образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивации детей, членов их семей и учителей.
Семья и детский сад - это два источника, которые формируют наши будущие поколения. Всем известно, что личность ребенка формируется до 7 лет, то есть до дошкольного возраста. Часто нам, учителям и родителям учеников, не хватает понимания, навыков, терпения или даже времени, чтобы выслушать и понять друг друга. Все это влияет на рост детей. Ни для кого не секрет, что многих родителей интересует только правильное питание или чистая одежда. Чтобы решить экономические проблемы, большинство семей оторвались от образования своих детей и личностного развития. Многие люди думают, что детский сад - это просто место, где родители могут заботиться о своих детях, когда те идут на работу. Конечно, все это не принесет положительных результатов.
И мы, педагоги, все знаем-все о семье, главными воспитателями детей являются их родители; и часто по этим причинам мы сталкиваемся с трудностями в общении с нашими родителями.
- Как пробудить интерес родителей к совместной работе?
- Как сделать их участниками образовательного процесса? В конечном счете, положительные результаты могут быть достигнуты только в едином образовательном пространстве, что означает взаимодействие и сотрудничество между педагогами дошкольного образования и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Состав, культурные традиции и концепции воспитания современных семей различны, и они также по-разному понимают статус детей в обществе. Тем не менее, все они единодушно надеются, что их дети получат наилучший уход, но, к сожалению, не все готовы откликнуться на их различные инициативы. Сегодня родителей детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, можно разделить на три группы.
Первая категория - это родители, которые очень заняты на работе, и им очень необходимо ходить в детский сад. Тем не менее, они по-прежнему ожидают, что детские сады не только обеспечат хороший надзор и уход за их детьми, но и позволят им полноценно развиваться, укреплять свое здоровье, давать образование и лелеять, организовывать интересный досуг. Из-за загруженности работой такие родители вряд ли будут активно участвовать в консультациях, семинарах и тренингах. Однако, пока взаимодействие организовано должным образом, они будут рады выполнять семейную работу для конкурса со своими детьми дома, выбирать фотографии для выставки и участвовать в заранее оговоренных мероприятиях в удобное для них время, например, в начале праздника радости или субботника.
Вторая группа - это родители, у которых удобный график работы, а бабушки и дедушки не работают. Дети в таких семьях не могут посещать детский сад, но родители не хотят лишать своего ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и воспитания. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта группа родителей оставалась в положении пассивных наблюдателей; необходимо активизировать их педагогические навыки и вовлечь их в работу дошкольного учреждения.
Третью группу составляют семьи, матери которых не работают. Такие родители также ожидают от детского сада интересного общения со сверстниками, навыков поведения в группе, соблюдения правильного режима дня, воспитания и развития. Задача воспитателя - отобрать из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.
Педагог должен опираться на эту группу родителей при подготовке родительских собраний, вечеринок, конкурсов, выставок и т. Д. Современные родители достаточно образованны и имеют доступ к образовательной информации. Некоторые родители покупают учебную литературу или подписываются на периодические издания, другие могут получить необходимую информацию через интернет, но часто они используют случайную литературу наугад. Иногда они воспитывают своих детей интуитивно, без критики относясь к тому или иному проявлению ребенка. Важно активизировать и обогатить образовательные навыки родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических способностях, распространить положительный опыт воспитания в семье: семейный досуг, уважение семейных традиций, опыт закаливания детей, семейные чтения и т. д.
Задача педагогического коллектива - заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья»: тесно сотрудничать с семьями учащихся, активизировать и обогатить образовательные навыки родителей.
основной целью взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями учащихся, обеспечение целостного развития личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области образования, строить доверительные и партнерские отношения с родителями и вовлекать семью в общее образовательное пространство.
Одни и те же формы взаимодействия с родителями неэффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат в семье, а также запросы родителей и степень их заинтересованности в деятельности дошкольного учреждения. Многое для ребенка зависит от профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - от их отношения к себе, друг к другу и к ребенку. Все эти взрослые принимают непосредственное участие в создании благоприятного для ребенка климата. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между персоналом и родителями будут неблагоприятными.
К сожалению, некоторые учителя исходят из того, что они должны «объяснять» родителям, как воспитывать своих детей, и выбирают директивный тон: они не советуют и не предлагают, а требуют; они не дают советов, а наставляют. Все это отпугивает родителей. И результат тот же: дошкольное учреждение и родители занимаются воспитанием ребенка, а не взаимодействуют друг с другом. Формы работы с семьей не дают хороших результатов, поскольку они направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно познать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и войти в контакт, активизироваться и работать вместе. Анализируя формы работы с родителями, можно сформулировать следующие условия
4 основных направления работы с родителями: познавательное, информационно-аналитическое, визуально-информационное, досуговое.
I. Познавательное направление.
Цель: это ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Эта ориентация включает в себя - общие групповые встречи; - индивидуальные консультации и собеседования; эти формы уже использовались в прошлом. Однако сегодня принципы, на которых строится общение между учителями и родителями, изменились.
К ним относятся: общение, основанное на диалоге, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
- Выставки детских работ и поделок, выполненных с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители открывают для себя интересы и способности, о которых они сами не подозревали.
II. Участие родителей в подготовке и организации праздников, развлечений и досуга. - совместные экскурсии; - открытые образовательные программы.
Открытые показы приносят родителям много пользы: у них есть возможность увидеть своего ребенка в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнивать поведение и навыки своего ребенка с поведением и навыками других детей и изучать методы обучения и воспитания у учителя. - совместное создание среды предметного развития; - горячая линия (у всех родителей есть номер директора школы и сопровождающих). - утренний прием ;
III. Визуальная и информационная ориентация. Наглядно-информационные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в дошкольных учреждениях, позволяют им более точно оценивать деятельность педагогов, пересматривать методы и приемы домашнего обучения и посмотреть на деятельность учителя более объективно. Цель: это возможность донести любую информацию до родителей в доступной форме, тактично напомнить им об обязанностях и родительских обязанностях.
Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы в ней было красиво и красиво, чтобы уголки для родителей были яркими и привлекательными. Эта ориентация включает в себя - родительский уголок: он включает в себя различную информацию. На стенде размещаются практические материалы, наглядно объясняющие, чем занимается ребенок в дошкольном учреждении, конкретные игры, советы, задания. - нормативные документы; - объявления и рекламные объявления ;
- производственная деятельность детей (рисование, рукоделие); - архивы - фотовыставки - издание газет - организация мини-библиотек и т. д.
Форма работы с родительскими уголками, нормативными документами, объявлениями и рекламой, производственной деятельностью, записями традиционна, но необходима работа с родителями, так как часто у учителя нет возможности прийти и поговорить с родителями на саму тему образования дети. Новая и хорошо продуманная информация быстро привлекает внимание родителей и дает положительные результаты.
IV. Досуговая деятельность : Формы организации общения в сфере досуга направлены на установление теплых неформальных отношений между учителями и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. Эта группа форм включает в себя организацию воспитателями дошкольного учреждения совместных праздников и развлекательных мероприятий в группе, таких как «новогодняя ночь», «лучший папа», «папа, мама и я - дружная семья» и т. д. Такие вечера способствуют созданию эмоционального комфорта в группе и сближению участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря созданию позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, а учителям в будущем будет легче устанавливать с ними контакты и предоставлять им учебную информацию. Это направление наиболее привлекательное, популярное, полезное, но и самое сложное. Действительно, любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть проблемы своего ребенка изнутри, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности в отношениях, увидеть, как поступают другие, то есть получить опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми. также и с родительским сообществом в целом. Праздник должен быть организован не для родителей, а с участием родителей, чтобы они знали, сколько сил и труда нужно вложить в подготовку праздника. Встречи с родителями по случаю праздничных мероприятий всегда мобилизуют, делают нашу повседневную жизнь ярче, что повышает нашу самооценку как педагога, родители довольны совместной работой, и, как следствие, растет авторитет дошкольного учреждения. Имея это в виду, можно организовать- праздник, который может закончиться чаепитием. Это направление наиболее привлекательное, популярное, полезное, но и самое сложное.
У многих есть книги и игрушки, из которых «выросли» дети. это бережное отношение к старым вещам, при этом детей учат не только принимать подарки, но и делать их - это большая работа, воспитание души. - Это большая работа, воспитание души.
Формы взаимодействия с родителями можно разделить на:
- традиционные (беседы, посещение семей, папки – передвижки, Дни открытых дверей, консультации, родительские собрания и т. д.)
- нетрадиционные (в последнее время становятся все более популярными): сайты детских садов и групп, фотовыставки, организация мероприятий, доверенная почта и т. Д.
Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками учителя, чтобы они творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет более увлекательной и благородной работы, чем научиться понимать своего ребенка, а после того, как они его поймут, помогать ему во всем, быть терпеливым и чутким, и что тогда все наладится.
Заключение. Эффективность работы с родителями, проводимой в дошкольном учреждении, демонстрируется: интересом родителей к содержанию учебного процесса с детьми; увеличением количества задаваемых педагогу вопросов, касающихся личности, интересов, способностей и потребностей ребенка; желанием взрослых установление индивидуальных контактов с учителем и специалистами; положительное влияние на учащихся оказывает совместная деятельность родителей, учителей и детей; размышления родителей об определенных методах обучения; повышение их активности в совместной деятельности с учителями и специалистами.
Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, но их взаимодействие необходимо для общего развития личности ребенка. Важным условием преемственности является установление доверительного профессионального контакта между семьей и детским садом. Использование различных форм работы помогает родителям перейти от статуса «зрителей» и «наблюдателей» к статусу активных участников процесса воспитания и обучения своих детей.