Марина Сальникова
Использование современных технологий для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать
В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию. Ранний возраст имеет большое значение в развитии человека и служит фундаментальной основой в формировании наиболее важных человеческих способностей и качеств. И насколько благоприятным будет этот период в жизни ребенка, зависит от нас – взрослых, которые его окружают.
Публикация «Использование современных технологий для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах
В возрасте от года до трёх лет ребенка впервые приводят в детский сад. Малыш попадает в новую особую среду. Начинается период адаптации ребенка к условиям ДОУ, сопровождающийся изменением привычной обстановки, распорядком дня, расставанием с мамой. Чтобы сделать этот процесс плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы с детьми. В своем сообщении я расскажу о том, какие современные технологий я использую в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.
В своей работе я использую :
1. конечно же игра- Игра является ведущим и неотъемлемым видом детской деятельности. В период адаптации применение игровых технологий помогает ребенку отвлечься от негативных эмоций, переживаний, снижает тревожность и агрессию. Необходимо помнить, что цель применения данной технологии в этот сложный для ребенка период – не обучение, а налаживание контакта, создание доверительных отношений.
Эта технология включает в себя несколько направлений:
- подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения;
- все виды театра - настольные (театр игрушек или двусторонних картинок, стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр, кукольные, которые проводятся за ширмой так без ширмы (с куклами би-ба-бо, пальчиковыми, перчаточными, так как встреча с театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу;
Очень важной я считаю в своей работе Телесную терапию, которая способствует быстрому снятию заблокированных эмоций (радости, хорошего настроения, удовольствия).
Активное используемые технологии проектной и исследовательской деятельности, в данный период, способствуют налаживанию контакта, лучшему взаимодействию воспитателя и ребенка, заинтересованности и мотивации. Это позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мирребенка.
- Различные упражнения с песком, крупой, водой,природным материалом несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный период адаптации;
Здоровьесберегающие технологии оказывают большое влияние на физическое и психическое здоровье детей. Они необходимы для сохранения здоровья ребенка. К данным технологиям относят различные виды гимнастик: дыхательную, пальчиковую, глазодвигательную; подвижные игры; хороводы, элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции.
Использование музыкотерапии, сказкотирапии в различных режимных моментах, рассказывание пестушек, потешек, сказок о животных, пение колыбельных песен которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей обеспечивает эмоциональный комфорт, При Использовании данных технологий ребенок чувствует нежность и заботу, которые исходят от взрослого.
Современные дети отличаются от предыдущих поколений, Информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. А значит необходимо создать новые условия для успешной адаптации его к детскому саду. Роль взрослого взять роль проводника на себя.
Информационно-коммуникативные технологии вызывают активный познавательный интерес, оказывают помощь воспитателю в оформлении развивающей предметно-пространственной среды. ИКТ делает процесс интересным и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию, расширяет границы, реализует возможность восприятия того или иного объекта, обеспечить который в реальности сложно. А это, в свою очередь, требует и новых умений, и знаний от воспитателя: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать в ООД интерактивные игры.
Слайды или видео позволяют показать моменты из окружающего мира: например, идёт дождь, движение волн или рост цветка. Звук, движение или мультипликация привлекает надолго внимание, способствует повышению интереса к занятию, развивает память, воображение, творчество малышей. Способствует созданию мотивации и заинтересованности в период адаптации.
Признавая, что ИКТ–мощное средство для развития детей, нам педагогам необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. (не более 10 мин. за раз) Также ИКТ дают возможность виртуального общения с родителями на специально созданных чатах, с целью распространения и обмена информации и решения различных вопросов, что особо необходимо в период адаптации
Благодаря использованию мною ИКТ, в группе складывается благоприятная обстановка для адаптационного периода детей. Эмоциональное состояние малышей постепенно улучшается.
Одним из перспективных способов развития ребенка для меня является инновационная педагогическая технология - макетирование. Макет – уменьшенная модель объекта окружающего мира.
Использование данной технологии формирует познавательный интерес, развивает детскую впечатлительность и фантазию. Педагогу необходимо помнить, что макет - это не только экспонат, но и игровая среда: он носит многофункциональный характер. В период адаптации применение макета может помочь ребенку отвлечься от тревожных мыслей, перенеся его в увлекательный сказочный мир, где могут разговаривать животные, оживать различные объекты. Технология макетирования развивает сенсорные способности детей (работа с различными материалами способствует развитию внешних чувств, мелкой моторики рук) и остаётся одной из самых интересных технологий.
Позитивно отражается на развитии малышей и использование бизиборда. – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ребенок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Бизиборб, в процессе адаптации, способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению собственной активности.
В результате использования этих форм и методов я заметила следующие улучшения в процессе привыкания детей к детскому саду : поведение основной группы детей стало спокойное, присутствовало бодрое, веселое настроение, малыши с охотой вступали в игру, начали общаться друг с другом, с желанием шли на контакт с воспитателями, в момент расставания и встреч с родителями дети перестали капризничать (за редким исключением).
Таким образом, я считаю, что использование современных педагогических технологий в период адаптации детей к условиям ДОУ способствует успешному и гармоничному развитию ребёнка.
Повышает мотивацию, укрепляет контакт с воспитателем, делает образовательный процесс насыщенным и интересным.