Елена Ищенко
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей
Доклад
"Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
старшего воспитателя
МДОАУ "Детский сад № 53"г. Орска
Ищенко Е. А.
«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Публикация «Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей» размещена в разделах
В настоящие время, когда жизнедеятельность человека всё больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулся человечество. Одна из них – взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения её динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.
Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения создаёт возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству. На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, бережное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы.
Исследования Н. Г. Лаврентьевой, С. Н. Николаевой, Н. П. Рыжовой свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, составляют непосредственное окружение в этот период жизни.
В данное время уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребёнка, которая проявляется его самостоятельного поведения.
В процессе реализации данной цели в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать технологии проектной деятельности. Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей. Мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.
К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для её решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов : исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (то 1занятия до 2дней) и длительные (от1недели до 3месяцев и года).
Работа над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит несколько этапов:
1)постановка цели;
2)поиск формы реализации проекта;
3)разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4)организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5)определение направлений поисковой и практической деятельности;
6)организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7)работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Основные требования к использованию проекта :
1) в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2) проект – «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;
3) обязательные составляющие проекта : детская самодеятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
4) применение дошкольниками полученных знаний и умений.
В рамках данной работы можно разработать следующие проекты :
«Окно в природу», «Жалобная книга природы», «Покормите птиц зимой», «Волшебница вода», «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».
Алгоритмы действий взрослого и детей на этапах освоения проектирования :
1) ставим перед собой цель, выбираем тему, исходя из интересов и потребностей детей;
2) вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначаем «детскую» цель);
3) намечаем план движения к цели (поддерживая интересы детей).
4) обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);
5) собираем информацию, материал с родителями и детьми;
6) осуществляем проект через все виды деятельности детей;
7) даём домашние задания родителям и детям;
8) переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, выставки рисунков, альбомов)
9) организуем презентацию проекта (праздники, развлечения, открытые занятия, акции, КВН);
10) Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.
К участию в проектах необходимо привлекать и родителей, с помощью которых идёт подбор материально-технической базы, проводиться анкетирование родителей, консультации, совместные мероприятия выставки.
Таким образом, благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе с детьми по экологическому воспитанию решаются такие задачи как:
1) развитие поисково-познавательной деятельности;
2) формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру;
3) установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми;
4) развитие творчества, мышления, воображения, внимания;
5) проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательный настрой.