Елена Ищенко
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
"Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
старшего воспитателя
МДОАУ "Детский сад № 53"г. Орска
Ищенко Е. А.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В настоящие время, когда жизнедеятельность человека всё больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулся человечество. Одна из них – взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения её динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.
Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения создаёт возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству. На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, бережное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы.
Исследования Н. Г. Лаврентьевой, С. Н. Николаевой, Н. П. Рыжовой свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, составляют непосредственное окружение в этот период жизни.
В данное время уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребёнка, которая проявляется его самостоятельного поведения.
В процессе реализации данной цели в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать технологии проектной деятельности. Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей. Мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.
К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для её решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов : исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (то 1занятия до 2дней) и длительные (от1недели до 3месяцев и года).
Работа над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит несколько этапов:
1)постановка цели;
2)поиск формы реализации проекта;
3)разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4)организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5)определение направлений поисковой и практической деятельности;
6)организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7)работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Основные требования к использованию проекта :
1) в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2) проект – «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;
3) обязательные составляющие проекта : детская самодеятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
4) применение дошкольниками полученных знаний и умений.
В рамках данной работы можно разработать следующие проекты :
«Окно в природу», «Жалобная книга природы», «Покормите птиц зимой», «Волшебница вода», «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».
Алгоритмы действий взрослого и детей на этапах освоения проектирования :
1) ставим перед собой цель, выбираем тему, исходя из интересов и потребностей детей;
2) вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначаем «детскую» цель);
3) намечаем план движения к цели (поддерживая интересы детей).
4) обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);
5) собираем информацию, материал с родителями и детьми;
6) осуществляем проект через все виды деятельности детей;
7) даём домашние задания родителям и детям;
8) переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, выставки рисунков, альбомов)
9) организуем презентацию проекта (праздники, развлечения, открытые занятия, акции, КВН);
10) Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.
К участию в проектах необходимо привлекать и родителей, с помощью которых идёт подбор материально-технической базы, проводиться анкетирование родителей, консультации, совместные мероприятия выставки.
Таким образом, благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе с детьми по экологическому воспитанию решаются такие задачи как:
1) развитие поисково-познавательной деятельности;
2) формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру;
3) установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми;
4) развитие творчества, мышления, воображения, внимания;
5) проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательный настрой.