Ольга Валериевна Гудочкина
Социализация детей со сложной структурой дефекта в общество
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных, а социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно, со сложной структурой дефекта представляет собой острую актуальную проблему. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация – важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л. С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание ребенка со сложной стуктурой дефека является единственно состоятельным научным путём его воспитания
Публикация «Социализация детей со сложной структурой дефекта в общество» размещена в разделах
Вопросы социальной адаптации детей со сложной структурой дефекта изучались такими исследователями, как Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И., Конева Е. В., Чугунова Т. Б., Зарин А, Логинова Е. Т., Щарбакова А. М., Москаленко Н. В.,
Ряд авторов говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни детей осуществляя работу по конкретизации и уточнении жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формированию коммуникативных навыков.
Другие авторы подчеркивают роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников. Для этого рекомендуется создавать положительный микроклимат в классе, который позволит включить всех учащихся в деятельность класса с учетом их особенностей и наклонностей.
Но те и другие авторы единогласны в том, что главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе педагогического процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой.
Мы понимаем, что дети со сложной структурой дефекта никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Главную задачу педагогов, обучающих этих детей Л. С Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребёнка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нём своё место.
Следовательно, формирование и развитие основных навыков и умений должно вестись по следующим направлениям:
- моторика
Развитие ощущений собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка.
- восприятие
Развитие способности ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность.
- самообслуживание
Навыки самообслуживания имеют большое значение для развития самостоятельности и независимости ученика от ситуации.
- ориентация ученика в окружающем мире
Познакомить ребенка с окружающим миром, учить способности ориентироваться в нем, правильно воспринимать людей, уметь различать, узнавать ситуации и предметы.
- социальные отношения
Помочь ученикам, установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними.
- трудовая деятельность
Основными целями этого направления является попытка побудить ребят к трудовой деятельности, развить и скоординировать основные двигательные навыки ребенка и на их основе выработать специальные трудовые навыки, научить ребенка откладывать свои сиюминутные желания и доводить начатое дело до конца.
Для того, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, необходимо:
1) тщательно контролировать выполнение каждого задания;
2) обеспечить максимально возможную самостоятельность в бытовом и санитарно-гигиеническом самообслуживании;
3) выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно-бытовом труде взрослому;
4) с учетом индивидуальных возможностей каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно;
5) научить работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.
При выполнении элементарных трудовых поручений каждое занятие начинается с ознакомительной беседы по плану: зачем это нужно; как это делается. Далее все действия демонстрируются на практике взрослым. Затем действия регулярно повторяются на практике самими детьми (при необходимости оказывается помощь)
На начальном этапе задания берутся легкие. Когда ребенок освоит один прием, можно показать ему новый. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы задания не отпугивали ребенка, а основательная работа укрепляла уверенность ученика в себе, развивала готовность заниматься элементарной трудовой деятельностью.
Одной из форм работы по социализации в моей деятельности являются внеклассные занятия, которые проводятся в динамичной увлекательной форме с разнообразием дидактических, малоподвижных, подвижных, сюжетно-ролевых игр, игр- соревнований, специальных упражнений со сменой различных видов деятельности; творческих занятий: лепка, рисование, изготовление поделок на праздники. Данные формы работы позволяют детям моделировать на практике взаимоотношения между людьми, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Большие воспитательные возможности предоставляются на прогулке: ориентировка на местности, изучение ПДД, поведение в общественных местах. Педагог (я)на личном примере демонстрирует образец поведения, поясняет дополнительно словами, как нужно действовать в той или иной ситуации.
Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их организовываю таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли совершать определенные действия, подражая деятельности взрослого. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с такими детьми.
Подводя итог хочется сказать, что воспитание на ряду с обучением имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют усвоению принципов здорового образа жизни; формированию положительных навыков поведения, а также максимально возможной социальной адаптациии учащихся со сложной структурой дефекта в общество.