Вавилова Людмила
Доклад-сообщение для педагогов из опыта работы «Внедрение в учебный процесс мнемотехники» в старшей группе
Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.
Публикация «Доклад-сообщение для педагогов из опыта работы „Внедрение в учебный процесс мнемотехники“ в старшей группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Бондаренко Т. М., Ткаченко Татьяна Александровна, В. К. Воробьёва, И. А. Поташко – предметно-схематическими моделями - модельные схемы, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Что такое мнемотехника?
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.
Особое место в работе с детьми по развитию речи занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.
Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала.
Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы.
Как применять мнемотехнику в детском саду?
Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учё том интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» для детей лет с использованием мнемотаблиц.
Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному» :
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
Что дает мнемотехника?
Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:
Учитывая особенности и потенциальные возможности формирования и развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста были разработаны мнемотаблицы, помогающие образовать и ввести в речь ребёнка существительные, прилагательные, глаголы.
С помощью мнемотаблиц решаются следующие задачи:
• формирование практических навыков словоизменения и словообразование;
• закрепление грамматических категорий;
• обогащение словарного запаса;
• развитие связной речи.
Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности
1. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
2. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей;
3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды;
Как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Перспективы развития опыта
В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.
В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Примерное планирование НОД
Сентябрь Игрушки Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.
Пересказ р. н. сказки «Репка»
Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а.
Октябрь Фрукты Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы.
заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову.
Одежда способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.
Ноябрь пересказ «Курочка Ряба» Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-.
Описание посуды Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции. З. К. Р –с-.
Сочиняем сказку Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.
Встречаем гостей Формировать умение составлять вместе со взрослым рассказ, используя мнемотаблицу. Закреплять знания о работе повара.
заучивание «Мыши водят хоровод» Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей.
Декабрь составление описательного рассказа «Котёнок» Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о явлениях природы, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
Заучивание Воронько «Пирог» Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки.
рассказывание «Ёлка» Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные.
Январь Рассказывание сказки «Рукавичка» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса) Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным. З. К. Р. –д-, -т-.
Пересказ «Кто сказал мяу?» Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе, падеже.
Заучивание «Падает снежок» Формировать способность запоминать тескт с помощью мнемотаблицы.
пересказ сказки «Лиса и заяц» Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Февраль Составление рассказа «Мой папа» Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
Составление рассказа о весне. Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.
Заучивание стихотворения «Мой пальчик» Закреплять умение соотносить символы с образами.
Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.
Март рассказывание «Моя любимая мама» Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.
Составление рассказа по произведению Чуковского «Цыплёнок» Формировать способность эмоционально воспринимать содержание. Упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
пересказ сказки «Теремок» Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.
Составление рассказа «Комната девочки Светы» Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. Закреплять названия отдельных предметов мебели. Упражнять в понимании предлогов в, на, за, около. Закреплять умение правильно образовывать формы род. падежа сущ. (ручек, ножек). Закреплять умение использовать мнемотаблицу.
Апрель Рассказывание Л. Толстой «Три медведя» Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.
Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию.
рассказывание Р. Н. С. «Кот, петух и лиса» Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.
Паспорт (описание) дидактического пособия «Мнемотаблицы»
№ Критерий Описание
1 Полное название продукта Дидактическое пособие «Мнемотаблицы» для заучивания стихотворения и пересказа текста
2 Форма представления продукта Авторское дидактическое пособие по активации навыков формирования лексико-грамматического строя речи детей с нарушениями речи
3 Актуальность (соответствие современным тенденциям развития образования; проблема, решаемая внедрением данного продукта) Наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна и актуальна.
Одной из таких методик является – мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при развитии лексико-грамматического строя речи детей с нарушениями речи.
Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, запоминание носит в основном непроизвольный характер, наглядный материал усваивается лучше вербального.
4 Концепция продукта (идея, способы реализации) Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение или текст рассказа зарисовывается схематически. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений и рассказыванию увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, что значительно сокращает время обучения.
5 Новизна (в чем отличие от имеющихся аналогов, в чем инновационность) Разработанные схемы мнемотаблицы служат своеобразным планом для воспроизведения стихотворного текста и создания монолога при рассказывании, помогают детям выстраивать структуру, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
6 Востребованность (кто может использовать, область применения) Учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели коррекционных и общеобразовательных групп, родители
7 Условия реализации (какие необходимы ресурсы, каковы ограничения, трудоемкость, риски) Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация» по коррекции нарушения речевого развития. Отсутствие ограничений и рисков – разработанный дидактический материал соответствует требованиям СанПин предъявляемым игровому материалу для детей дошкольного возраста
8 Результативность (какие изменения произошли после внедрения инновации) Обеспечивает развитие основных психических процессов, разных видов памяти (слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, внимания, восприятия, мышления, особенно образного.
9 Эффекты (какие произошли (возможны дополнительные изменения, не связанные напрямую с целью, задачами инновации) Побуждают детей к активному использованию в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, развивают умение составлять описательные рассказы, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению в школе.
10 Аннотация продукта Дидактическое пособие представляет собой таблицы, где каждая ячейка, содержащая картинку, символ соответствует одному слову или целой фразе стихотворного текста или рассказа. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
11 Правила игры Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения и пересказа текста:
1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Взрослый выразительно читает стихотворение, текст рассказа с демонстрацией сюжетной картины.
3. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
4. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения или текста рассказа, помогая ребенку уяснить основную мысль.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение, пересказывает рассказ с опорой на мнемотаблицу.