Наталья Василец
Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать
Доклад «Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании дошкольников» 2022 год ноябрь
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”, но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Публикация «Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг».
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье, но и дошкольное учреждение в этом процессе не должно оставаться в стороне. Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка, вот почему в своей работе,мы уделяем большое внимание нравственно – патриотическому воспитанию, которое является характерной особенностью программы «От рождения до школы», реализуемой в нашем учреждении. •Педагоги стремятся воспитать в детях любовь к Родине, привить чувство гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим, учим уважать традиционные ценности, почитать старших, заботиться о малышах, пожилых людях,воспитываем в детях стремление в своих поступках следовать положительному примеру.
В каждой возрастной группе организован уголок патриотического воспитания,в котором имеется карта нашей Родины, изображение флага, герба России, области, района, портрет нашего президента, оформлены тематические альбомы, здесь же располагаются книжки о родном крае местных авторов, картинки, фотографии, рисунки, дидактические игры.
В течении учебного года в соответствии с планом работы в учреждениипроходит не менее 15 мероприятий патриотической направленности, хотелось бы отметить значимые из них: это «День народного единства», «День матери»,«День защитника Отечества»,«День космонавтики»,«День Победы», «День России», «День памяти и скорби», «День освобождения района от немецко-фашистских захватчиков», «День флага», а так же тематические выставки творческих работ детей и родителей.
В 2017 году наше учреждение одно из первых в районе получило статус «казачье» образовательное учреждение и вот уже в течение 5 лет мы углубленно изучаем быт, культуру и традиции донских казаков. Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают проводимые в нашем учреждении календарно-обрядовые праздники: «Покров на Дону», «День матери-казачки», «Рождество», «Масленица», «Пасха на Дону», «Посвящение в Донцы»,спортивные конкурсы, игровые программы, ярмарки.
На базе дошкольного образовательного учреждения создан мини-музей
«Комната казачьего быта». Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают старинные предметы, вещи, репродукции, открытки, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют.
Детей трудно научить чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно научить их любить. Любить Родину. Гордиться ей. Чувствовать себя частью своего народа. Этому нельзя научить, но это можно дать. Примером, игрой, сравнением. Дети дошкольного возраста еще не имеют понятия о гражданском долге, о нравственности. Они с трудом разделяют «плохое» от «хорошего». Этим понятиям им еще предстоит учиться. Но они способны на инстинктивном уровне тянуться к доброму, к светлому. Начиная со средней группы, педагог проводит с воспитанниками тематические беседы. В основном беседы проходят в процессе образовательной деятельности, но, дети – есть дети, они гораздо лучше воспринимают информацию, если она дается в непринужденном контексте. Поэтому педагоги беседуют постоянно, во время пребывания ребенка в детском саду.
Изобразительная деятельность. Известна и доказана связь мышления и деятельностью рук. Потому изобразительная прикладная деятельность становится одной из важнейших форм патриотического воспитания. Гжель, Хохлома, русские народные узоры – их воспроизведение закрепляет полученные в ходе бесед, знания о русских народных промыслах.
В ходе подготовки к утренникам, идет закрепление информации, полученной на занятиях, происходит знакомство с элементами народного творчества (песни, танцы, хороводы, частушки).
Еще одной из наглядных форм патриотического воспитания в нашем учреждении является экскурсия. Это может быть экскурсия по памятным местам с целью знакомства с родным селом, а может быть посещение мемориала в преддверии Дня Победы, Дня памяти и скорби, Дня освобождения района.
Хочется выделить еще такие формы патриотического воспитания дошкольников, как игры (фольклорные, тематические, дидактические, чтение сказок, литературы по тематике и конечно же работа с родителями. Дети совместно с родителями под руководством педагогов, участвуют в различного уровня конкурсах, патриотической направленности, посвященных Дню Победы, 350-летию со Дня рождения Петра Великого, истории России, Дню народного единства. За что получают заслуженные награды.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, но постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе, дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
Родители, а вы в свою очередьбудьте искренне с детьми. Покажи им на вашем примере, что значит «любить свою Родину». Не ругайте при детях ни страну, ни правительство. Откажитесь от негативных высказываний о вашем труде и зарплате. Покажи им, как важно быть ВАМИ. Рассказывайте о вашем детстве, вашей семье. О профессиях, которые познали ваши предки. Кем они были, и какой вклад в развитие страны оставили. Не спешите утверждать, что вам нечего рассказать. Каждый труженик нашей большой страны вносит ощутимый вклад в ее судьбу. Расскажите детям о том, где вы живете, и, может, о том, где вы родились и выросли. Восхищайтесь вместе с ребенком каждому изменению в природе. Покажите, как играет ветер, причесывая золотые колосья пшеницы. Лед тронулся – это радость. Первый снег – это восторг. Если вам кажется, что это мелочи, то, поверьте, это не так. Многие страны лишены этой радости, наблюдать, как сменяются времена года. Эти эмоции, эти образы – то, что создает в маленькой голове образ «Родины». Это сильные маячки, они навсегда соединяют наши души с теми местами, где мы выросли. Любовь к родным местам, к традициям на новый год, к пасхальным звонам и к народным песням – это и есть любовь к Родине. Поделитесь ею с детьми. Давайте вместе научим их быть патриотами, которые любят, ценят и гордятся своей великой страной.