Разалия Сиражева
Проектная деятельность как эффективная технология нравственно — патриотического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 193 городского округа горд Уфа
Республики Башкортостан
Доклад
на районном методическом объединении воспитателей «Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»
Публикация «Проектная деятельность как эффективная технология нравственно — патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
на тему: «Проектная деятельность как эффективная технология нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников»»
воспитатель 1 квалификационной категории
Сиражева Р. В.
г. Уфа
2023 г.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках проектной деятельности
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. (2 слайд)
Концепция дошкольного воспитания ставит перед педагогами дошкольного образования задачу формирования человека физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определен один из принципов как «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей» С 2021 года в системе дошкольного образования из Основной образовательной программы ДОУ выделена отдельная часть – «Программа воспитания», что свидетельствует об особой важности и значимости процесса воспитания ребенка гражданином, патриотом, нравственно одухотворённой личностью.
Для достижения данной цели мною был определены задачи реализации нравственно – патриотического воспитания : (3 слайд)
1. Изучить методическую литературу, передовой опыт и инновационные технологии нравственно – патриотического воспитания дошкольников
2. Создать предметно-развивающую среду в группе
3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая будет реализовываться во всех видах детской деятельности.
4. Привлечь родителей (законных представителей) к процессу нравственно – патриотического воспитания детей, как равноправных участников образовательного процесса через повышение педагогической компетентности и организации совместной работы.
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе используем новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего: это проектные технологии, тематические акции, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, лэпбуки, квест – игры, ежедневные утренние и вечерние круги, образовательное событие.
В сегодняшнем докладе, хотелось бы подробнее остановиться на проектной деятельности, её внедрении в своей профессиональной деятельности в процессе нравственно – патриотического воспитания.
Проектная деятельность - позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. (4 слайд)
Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Главное - научить ребенка пользоваться источниками информации, а не запастись знаниями «впрок».
Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности».
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей предметно-пространственной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
На сегодняшний день в группе разрабатываются и реализуются различные проекты по нравственно – патриотическому воспитанию, различной тематики, содержания и сроков проведения.
1. Проект «Шежере» (5 слайд)
Вид проекта : групповой, творческий, исследовательский, краткосрочный.
Цель: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважение к родителям, своим предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
В рамках проекта реализованы следующие мероприятия: (6 слайд)
Беседы и тематические занятия: «Семейные традиции». «Легко ли человеку, когда он один», «Я и моя семья», «Тайна имени», «Происхождение фамилии», «Что такое гениалогическое дерево?»
Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», Шорыгина Т. А. «Похищенное имя», чтениеи заучивание стихотворений о семье, пословиц и поговорок о семье и многое другое.
Дидактические игры,экспозиция детских работ и фотографий «Загляните в семейный альбом», «Моя родословная», продуктивная деятельность : «Герб моей семьи», пластилиновое пано «Моя семья», рисование «Любимый праздник в нашей семье» Слушали и исполняли песни о семье. Сюжетно – ролевые игры «Новоселье», «Поможем папе в гараже», «Дочки – матери». «Праздничный обед в семье»
Родители принимали активное участие в подготовке материала для фотовыставок, подготовки презентаций о традициях семьи, совместном творчестве по созданию гениалогического дерева.
2. Проект, посвященный дню Победы «Мы помним, мы гордимся!» (7 слайд)
Вид проекта : групповой, творческий, исследовательский, среднесрочный. (8 слайд)
Цель: Формирование и расширение знаний детей старшего дошкольного возраста об истории Великой Отечественной войны, о героях войны и их подвигах, о детях войны, о празднике 9 мая и его значении, о символах праздника Победы.
В рамках проекта реализованы следующие мероприятия:
Чтение художественной литературы о войне: С Алексеев «Мишка», «Злая фамилия», «Таня Савичева», «Бронзой поднялся в небо»
Проведение ООД, бесед о ВОВ, победе в войне.
Беседы: «Вечный огонь», «История георгиевской ленточки», «Символы Победы – ордена, медали, знамена»
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», «Хотят ли русские войны», «Эх дороги…»
Заучивание стихотворений к конкурсу чтецов, посвященному Дню победы «Мы помним, мы гордимся». Квест – игры «Зарничка», участие в акции «Окна победы»
С помощью родителей группы подборка материала и изготовление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто», организация выставки совместных с детьми работ «Мы помним, мы гордимся»;
Консультация для родителей «Расскажите детям о Великой Победе»;
Оформление папки – передвижки «Этот день Победы»
Предполагаемый результат:
- формирование и развитие интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам народа и героев - воинов в Великой Отечественной войне.
- осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
3. Проект «бездомные животные» (9 слайд)
Вид проекта : групповой, исследовательский, среднесрочный, информационно - практический. (10 слайд)
Цель: Привлечение внимания детей и родителей к Всемирному дню защиты животных. Организовать и провести совместно с родителями мероприятия творческого характера для помощи бездомным животным. Показать свое отношение к проблеме бездомных животных.
В рамках проекта реализованы следующие мероприятия:
Беседы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Осторожно, бродячие собаки». Составление рассказов из личного опыта «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме», «Как ухаживать за животными», «Как вести себя с животными», «Как я помогал животным»
Знакомство с людьми, занимающимися безвозмездной общественной деятельностью-волонтерами.
Подвижные игры: «Лохматый пес», «Скворцы и кошка», «Воробьишки и кот»
Выставка детских рисунков и раскрасок «Мы рисуем доброту», «Мой любимый домашний питомец».
Участие родителей в акции «Поможем братьям нашим меньшим»
Предполагаемый результат:
Расширятся представления детей о животных, их привычках, поведении, условиях необходимых для их жизни.
Дети станут более доброжелательными, ответственными по отношению к бездомным животным и домашним любимцам.
У родителей изменится отношение к бездомным животным, они примут участие в решении социальной проблемы.
4. Проект «Неделя добрых дел» (11 слайд)
Вид проекта : социально-ориентированный, творческий, краткосрочный.
Цель: формирование представления о доброте, как важном человеческом факторе. (12 слайд)
В рамках проекта реализованы следующие мероприятия:
Беседы: «О доброте», «Мои лучшие друзья, какие они?», «Мамины помощники», «Мои домашние питомцы». Чтение художественной литературы:
С. Благинина «Подарок», А. Барто «Вовка-добрая душа», В. Бианки «Лесные домишки», В. Осеева «Волшебное слово», «Добрые слова». В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо?».Активное участие родителей и детей в соместной деятельности дома, помощь детей по уборке дома, готовке еды. Участие родителей в сборе помощи участникам СВО.
Дидактические игры: «Назови меня ласково», «Добрые и вежливые слова», «Комплименты»,«Наши эмоции», Мемо «Мир животных», «Животные и их детеныши»
- Памятки: «Воспитание доброты в детях», «Воспитание трудолюбия»
5. Проект «Мой край родной – Башкортостан» (13 слайд)
Вид проекта : творческий, познавательный, исследовательский, информационный. (14слайд)
Цель: Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа; Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас; Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики; Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.
В рамках проекта реализованы следующие мероприятия:
Беседы: «Флаг Башкортостана»; Поющий родник», «Лекарственные растения Башкортостана», «Башкортостан – моя республика «Мой родной край»;
- Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»;
- Чтение башкирской сказки: «Егет, звавший на помощь нужду» Л. Кузьмин. Сказка «Медведь и пчелы». Аппликация: «Украшение одежды башкирским орнаментом. П. игра: «У медведя во бору». «Юрта». Квест- игра «Уфа- мой город родной»
Вывод (15 слайд)
Благодаря использованию проектов в своей профессиональной деятельности дети научились добывать информацию по заявленной теме, обсуждать её с родителями и педагогами, формируются навыки аналитической деятельности. Также дети принимали непосредственное участие в организации итоговых мероприятий. Родители стали реальными участниками образовательного процесса, а не формальными отстраненными зрителями. В дальнейшем планирую продолжить работу в этом направлении и совершенствовть своё профессиональное педагогическое мастерство.