Наталья Николаевна Перегудова
Доклад «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников»
План
1. Значение развития интонационной выразительности речи дошкольников.
2. Формирование навыков интонационной выразительности речи.
3. Вывод.
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к 5-летнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. В то же время многие педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В большинстве случаев это связано с тем, что дошкольники не осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Публикация «Доклад „Развитие интонационной выразительности речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем – навыки использования ее в собственной речи.
Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй – с интонацией. Дети, безусловно, отметят разницу. После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов :
- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
-темпа (ускорение или замедление скорости произношения фраз);
-ритма (чередование ударных слогов);
-темпа (эмоциональная окраска голоса);
-логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова).
Рассмотрим методику работы над этими компонентами в отдельности.
Мелодика. Для привлечения внимания детей к мелодике и показа её значимости можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории» : «Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты». После паузы спросить: «Почему вы мне ничего не ответили?» Предположительный ответ детей: «Вы нас не спрашивали!» - «Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и бурак. Это овощи?» - «Да, конечно!» - «Как вы узнали, что первый раз я вас не спрашивала, а второй раз спросила?»(изменился голос.) Педагог объясняет, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки». При объяснении нужно использовать наглядный материал: карточки, на которых повышение мелодики будет обозначено стрелкой, косо направленной вверх, а понижение мелодики – стрелкой, направленной косо вниз. Эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавным движением руки вверх или вниз. Речевым материалом могут служить:
-серии звуков и слогов;
-предложения, различные по цели высказывания.
Для развития восприятия мелодики воспитатель дважды произносит отдельные фразы или серии слогов и при повторе предлагает детям сначала вместе с ним, а затем самостоятельно «нарисовать» в воздухе мелодику, т. е. дирижировать (На поляне зреет земляника. Кто разлил молоко? Как красиво осенью). Игра «Лесенка» учит различать мелодику. (Детям раздаются силуэтные изображения лесенок с 2-мя ступеньками, фишки. Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишки или оставляют на той же ступени – в зависимости от повышения или понижения голоса.)
Темп. Перед знакомством с темпом необходимо закрепить понятия «быстро», «медленно», «умеренно». Сначала вводятся контрастные образы темпа: «быстро», «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Первоначально предлагают детям выполнить серию хлопков, прыжков в том темпе, с которым читаются стихотворные тексты (например, игры «Карусели», «Курочка и цыплята»)
Еле,еле, еле,еле (медленный темп)
Завертелись карусели (умеренный темп,
А потом кругом, кругом (быстрый темп,
Все бегом, бегом, бегом (бег).
Тише, тише, не шумите (умеренный темп)
Карусель остановите (останавливаются).
Для успешного запоминания терминов можно использовать символы: круг зеленого цвета обозначает «быстро», круг желтого цвета – «умеренно», круг красного
цвета – «медленно». По мере овладения этими понятиями использование терминов прекращается.
Ритм. Детям можно предложить отхлопать в ладоши ритм сначала серии слогов (Та-та-Та-та, затем стихотворений. Если такие задачи окажутся сложными, то проводится работа над неожиданным акцентом. Например, в игре «Язычки-дразнилки» педагог каждому раздает игрушку- «язычок» (палочку, с наклеенной на неё полоской бумаги. Затем произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: ЛА-ла-ла, Ла-ла-ла, Ла… Дети, выделив слог, который произносится с акцентом, должны 1 раз подуть на «язычки». Разнообразить игру можно, предложив детям дудочки, бубны и др. В дальнейшем можно научить детей передавать ритм с помощью зрительно-наглядных схем. Например, в игре «Узоры» педагог и дети договариваются, что красная деталь будет обозначать сильный хлопок, а желтая – слабый. Затем педагог произносит серии слогов и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.
Тембр. Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя окрасками голоса: радостной и грустной. При этом в качестве наглядного материала можно использовать рисунки с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала – тексты и фразы. Педагог зачитывает текст, связанный с сюжетом литературных произведений или личным опытом воспитанников. А дети выбирают карточку (рисунок, пиктограмму, которая больше всего подходит к рассказу (грусть, радость, гнев, испуг)
Логическое ударение. Работа начинается с того, что дошкольникам объясняют : те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении. Например, педагог произносит фразу «Снегири клюют рябину» и организуют её анализ:
-Какое слово я выделила как самое главное? Да, я сообщила вам, что именно снегири клюют рябину, а не другие птицы клюют рябину.
Послушайте, как я скажу теперь: «Снегири клюют рябину». Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Громко.) Да, а ещё можно сказать тихо и растянуто. Вот так (педагог произносит).
Далее воспитатель делает логическое ударение на слове «рябину». Анализируется изменившийся смысл предложения. Детей подводят к выводу, что слово, выделенное голосом, определяет смысл всего предложения. Речевым материалом могут служить как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты. В работе помогут игры. Например, игра «Найди важное слово». Педагог произносит фразы, выделяя голосом главное слово. Дети в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов, которые выделяет голосом воспитатель. (Рыбке рак – ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, что посажен на крючок.)
Таким образом, развитие интонационной выразительности речи дошкольников складывается в первую очередь из личного примера педагога и родителей, их эмоциональной, образной, грамматически правильно построенной речи. А также работы по формированию основных интонационных навыков (темпа, тембра, мелодики, ритма, логического ударения, которая должна проводиться в игровой форме.
Литература
1. Родионова Ю. Н. «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников», ж. «Ребенок в детском саду» №4 2006г. ,№5 2006г.
2. Романова И. К. «Развитие коммуникативно-речевых умений», М. : Академия, 1999г.