Папки-передвижки

Доклад «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников»

Наталья Николаевна Перегудова
Доклад «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

План

1. Значение развития интонационной выразительности речи дошкольников.

2. Формирование навыков интонационной выразительности речи.

3. Вывод.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к 5-летнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. В то же время многие педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В большинстве случаев это связано с тем, что дошкольники не осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Публикация «Доклад „Развитие интонационной выразительности речи дошкольников“» размещена в разделах

Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем – навыки использования ее в собственной речи.

Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй – с интонацией. Дети, безусловно, отметят разницу. После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов :

- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

-темпа (ускорение или замедление скорости произношения фраз);

-ритма (чередование ударных слогов);

-темпа (эмоциональная окраска голоса);

-логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова).

Рассмотрим методику работы над этими компонентами в отдельности.

Мелодика. Для привлечения внимания детей к мелодике и показа её значимости можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории» : «Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты». После паузы спросить: «Почему вы мне ничего не ответили?» Предположительный ответ детей: «Вы нас не спрашивали!» - «Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и бурак. Это овощи?» - «Да, конечно!» - «Как вы узнали, что первый раз я вас не спрашивала, а второй раз спросила?»(изменился голос.) Педагог объясняет, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки». При объяснении нужно использовать наглядный материал: карточки, на которых повышение мелодики будет обозначено стрелкой, косо направленной вверх, а понижение мелодики – стрелкой, направленной косо вниз. Эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавным движением руки вверх или вниз. Речевым материалом могут служить:

-серии звуков и слогов;

-предложения, различные по цели высказывания.

Для развития восприятия мелодики воспитатель дважды произносит отдельные фразы или серии слогов и при повторе предлагает детям сначала вместе с ним, а затем самостоятельно «нарисовать» в воздухе мелодику, т. е. дирижировать (На поляне зреет земляника. Кто разлил молоко? Как красиво осенью). Игра «Лесенка» учит различать мелодику. (Детям раздаются силуэтные изображения лесенок с 2-мя ступеньками, фишки. Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишки или оставляют на той же ступени – в зависимости от повышения или понижения голоса.)

Темп. Перед знакомством с темпом необходимо закрепить понятия «быстро», «медленно», «умеренно». Сначала вводятся контрастные образы темпа: «быстро», «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Первоначально предлагают детям выполнить серию хлопков, прыжков в том темпе, с которым читаются стихотворные тексты (например, игры «Карусели», «Курочка и цыплята»)

Еле,еле, еле,еле (медленный темп)

Завертелись карусели (умеренный темп,

А потом кругом, кругом (быстрый темп,

Все бегом, бегом, бегом (бег).

Тише, тише, не шумите (умеренный темп)

Карусель остановите (останавливаются).

Для успешного запоминания терминов можно использовать символы: круг зеленого цвета обозначает «быстро», круг желтого цвета – «умеренно», круг красного

цвета – «медленно». По мере овладения этими понятиями использование терминов прекращается.

Ритм. Детям можно предложить отхлопать в ладоши ритм сначала серии слогов (Та-та-Та-та, затем стихотворений. Если такие задачи окажутся сложными, то проводится работа над неожиданным акцентом. Например, в игре «Язычки-дразнилки» педагог каждому раздает игрушку- «язычок» (палочку, с наклеенной на неё полоской бумаги. Затем произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: ЛА-ла-ла, Ла-ла-ла, Ла… Дети, выделив слог, который произносится с акцентом, должны 1 раз подуть на «язычки». Разнообразить игру можно, предложив детям дудочки, бубны и др. В дальнейшем можно научить детей передавать ритм с помощью зрительно-наглядных схем. Например, в игре «Узоры» педагог и дети договариваются, что красная деталь будет обозначать сильный хлопок, а желтая – слабый. Затем педагог произносит серии слогов и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Тембр. Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя окрасками голоса: радостной и грустной. При этом в качестве наглядного материала можно использовать рисунки с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала – тексты и фразы. Педагог зачитывает текст, связанный с сюжетом литературных произведений или личным опытом воспитанников. А дети выбирают карточку (рисунок, пиктограмму, которая больше всего подходит к рассказу (грусть, радость, гнев, испуг)

Логическое ударение. Работа начинается с того, что дошкольникам объясняют : те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении. Например, педагог произносит фразу «Снегири клюют рябину» и организуют её анализ:

-Какое слово я выделила как самое главное? Да, я сообщила вам, что именно снегири клюют рябину, а не другие птицы клюют рябину.

Послушайте, как я скажу теперь: «Снегири клюют рябину». Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Громко.) Да, а ещё можно сказать тихо и растянуто. Вот так (педагог произносит).

Далее воспитатель делает логическое ударение на слове «рябину». Анализируется изменившийся смысл предложения. Детей подводят к выводу, что слово, выделенное голосом, определяет смысл всего предложения. Речевым материалом могут служить как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты. В работе помогут игры. Например, игра «Найди важное слово». Педагог произносит фразы, выделяя голосом главное слово. Дети в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов, которые выделяет голосом воспитатель. (Рыбке рак – ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, что посажен на крючок.)

Таким образом, развитие интонационной выразительности речи дошкольников складывается в первую очередь из личного примера педагога и родителей, их эмоциональной, образной, грамматически правильно построенной речи. А также работы по формированию основных интонационных навыков (темпа, тембра, мелодики, ритма, логического ударения, которая должна проводиться в игровой форме.

Литература

1. Родионова Ю. Н. «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников», ж. «Ребенок в детском саду» №4 2006г. ,№5 2006г.

2. Романова И. К. «Развитие коммуникативно-речевых умений», М. : Академия, 1999г.

Публикации по теме:

«Петрушкины посиделки». Театр как одно из средств формирования интонационной выразительности речи у детей с ОНР Интегрированное занятие «Петрушкины посиделки» (логопедическая группа (5-7 лет) Воспитатель Армеева О. В. Учитель-логопед Тетерина С. А.

«Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС до». Доклад для педсовета«Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС до». Доклад для педсовета Уважаемые коллеги! Разговор сегодня пойдет об образовательной области «Познавательное развитие». Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить.

Доклад из опыта работы «Развитие творчества младших дошкольников в процессе нетрадиционного рисования» Слайд 1 Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование.

Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через технологию ТРИЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Города Ак-Довурак Доклад по теме : «Формирование и развитие.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Предметно — пространственная среда как средство интонационной выразительности речи у детей с ОВЗ. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «№ 355 «Предметно – пространственная среда как средство.

Развитие интонационной речи в игре-театрализации Театр как один из самых доступных видов искусства способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильной модели его поведения.

Развитие речи дошкольников посредством театрализованных игр. Стендовый докладРазвитие речи дошкольников посредством театрализованных игр. Стендовый доклад Актуальность данной темы: Введение. [/i] Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего.

Театрализованные игры как средство формирования интонационной выразительности речи младших дошкольников Период дошкольного детства является важнейшим этапом в формировании личности ребенка. Это период активного усвоения ребенком устной речи,.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Автор публикации:
Доклад «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников»
Опубликовано: 28 июня 2016 в 23:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Перегудова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД