Светлана Кондратюк
Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. В связи с этим, проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной.
Не для кого не секрет, что качество образования дошкольников напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. Для начала нам стоит разобраться, что же это такое? За основу возьмем два ключевых понятия «компетенция» и «компетентность».
Итак, рассмотрим данные понятия.
Публикация «Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования» размещена в разделах
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Под компетентностью подразумевается обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
На сегодняшний день любому специалисту ДОУ необходимо обладать определенными набором компетенций.
С позиции российского педагога А. А. Майера, модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т. д., а так же о себе как субъекте профессиональной деятельности).
Она так же должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.
Проанализируем понятие профессиональной компетентности педагога с точки зрения психологии (А. М. Бородич, Р. С. Буре, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др., что позволит нам выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог :
стремление к личностному развитию и креативность;
мотивация и готовность к инновациям;
понимание современных приоритетов дошкольного образования;
способность и потребность в рефлексии.
Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ.
У педагога должны быть сформированы представления о современных требованиях к целям, содержанию, результатам, технологиям дошкольного образования. Поскольку дошкольное образование является первой и полноценной ступенью отечественного образования, оптимизация системы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений становится социально значимой проблемой педагогической науки, а инновационные процессы, происходящие в этой системе, служат механизмом разработки новых целей, содержания, форм и технологий развития профессиональной компетентности воспитателей.
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. Профессионал сегодня должен стать социально ценной личностью, а профессионализм — социальным явлением и поэтому к педагогам-дошкольникам предъявляются все более высокие требования, что, в свою очередь, повышает ценность комплексной оценки их профессиональных компетенций.
Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, важным направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов.
На сегодняшний день педагоги МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования и форм его реализации в связи с внедрением образовательных стандартов.
Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательной деятельности.
В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
воспитательно-образовательной;
учебно–методической;
социально–педагогической.
Для реализации этих направлений, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
работа в методических объединениях, творческих группах;
внедрение Икт технологий в воспитательно-образовательный процесс;
инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
организация наставничества;
активное участие в конкурсах педагогического мастерства;
трансляция передового педагогического опыта,
использование интернет - ресурсов, создание собственных сайтов, активизация собственных разработок.
Все эти направления выполняют одну важную задачу – повышение качества образования в ДОУ, обновление воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО, Профессионального стандарта педагога.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетенции. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в нашем дошкольном образовательном учреждении явились :
организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам (очень важно получить ответную реакцию от педагогов, обсуждать именно те вопросы, которые вызывают затруднение);
самообразование и самосовершенствование знаний педагогов (расширение и приобретение новых знаний в области внедрения образовательных стандартов);
прохождение курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов (играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом);
проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с другими педагогами.
Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал, чтобы найти решение проблем в имеющейся психолого-педагогической и методической литературе. Поэтому становятся актуальными оказание психолого-педагогической поддержки педагогу, управление его саморазвитием, обеспечение системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства, стимулирующего это развитие.
Задачи методической работы в общем виде можно сформулировать следующим образом :
- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;
- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,
- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы.
Методическая работа по совершенствованию профессиональной компетентности включает несколько направлений:
повышение компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы; в процессе овладения информационно-коммуникационными технологиями;
совершенствование проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы.
В нашем ДОУ проводится огромная работа в данном направлении. Важная миссия отводится в работе с педагогическими кадрами старшему воспитателю, методисту. В коллективе 30 педагогов, из них:
4 имеют стаж работы менее 5 лет, до 10 лет – 5 педагогов, остальные имеют стаж работы более 15 лет.
100 % педагогов на регулярной основе согласно плана проходят курсы повышения квалификации,
5 педагогов получили высшее педагогическое образование, 15- средне-специальное,
17 педагогов аттестованы на первую квалификационную категорию, 6 – на высшую (остальные аттестованы на соответствие, 2 – не подлежат, т. к. находятся в декретном отпуске).
Для повышения эффективности методической работы педагогический коллектив ДОУ условно разделен на три группы, педагоги которых отличаются по уровню компетентности.
Первая группа. Педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Объединены в творческие группы.
Вторая группа. Педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам.
Третья группа. Педагоги на этапе становления педагогического мастерства. Группу составляют молодые педагоги. Для работы с ними организовано наставничество.
Подбор дифференцированных активных и инновационных методов работы с кадрами позволяют совершенствовать профессиональную компетентность педагогов.
По утверждению К. Ю. Белой (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки. Мы считаем их таковыми:
1) мастерство педагогов, выражающееся в повышении квалификационных категорий воспитателей;
2) рост творческой активности педагогов в методической работе на уровне ДОУ, муниципальном и региональном;
3) показатели здоровья детей;
4) уровень развития детей.
Исходя из всего вышесказанного, в рамках годового плана ДОУ ежегодно разрабатывается план методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Важное направление - совершенствование методического сопровождения педагога дошкольного образования. Для того, чтобы оказать реальную помощь каждому педагогическому работнику в организации самообразования, упор был сделан на потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Методическая работа в ДОУ выстроена с учетом индивидуальных потребностей каждого педагогического работника. Совместное обсуждение проблем, имеющих отношение к каждому педагогу, безусловно, стимулирует его самообразовательную деятельность. В числе проблем, составляющих основу педагогического самообразования педагогических работников ДОУ, стали проблемы индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее обучение, проектная деятельность, личностноориентированное обучение.
Подготовка специалистов в области дошкольного воспитания приобретает особую значимость, что объясняется особыми требованиями, которые предъявляются педагогу ДОУ в условиях модернизации образования. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в профессиональном росте педагога важное место занимает саморазвитие и самообразование (В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Т. И. Ильина, В. Г. Маралов, Л. М. Митина, Е. П. Милашевич и др.)
В ДОУ ведется системная работа по повышению качества образования. Ее основными ЗАДАЧАМИ являются :
Совершенствование внутриучрежденческой системы управления качеством образования на основе деятельностно-компетентностного подхода.
Повышение информационной открытости ДОУ пут м актуализации информации на сайте и информационных стендах МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка».
Обеспечение психологической безопасности и комфорта в учреждении для всех участников образовательных отношений.
Способствование повышению профессионального уровня педагогических кадров, освоение компетенций педагогов в соответствии с Профессиональным стандартом.
Для решения этих задач в ДОУ выполнены следующие условия:
Разработан план прохождения курсов повышения квалификации педагогов, обучение их профессиональному образованию, своевременному прохождению аттестации.
Организовано наставничество.
Комиссией по распределению стимулирующих выплат были разработаны критерии оценки качества труда педагогических работников. Внедрение такой системы материальной поддержки, позволяющей стимулировать педагогический коллектив, активно участвующих в инновационной деятельности, также способствует личному росту педагога, повышению качества образовательно- воспитательной работы и улучшению результатов труда.