МААМ-картинки

Приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности

Украинец Валентина
Приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма - любовь к Отчизне. А она начинается с любви к своей Родине, городу, семье.

Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к

духовным ценностям, развитию интереса и уважению к историческому прошлому,

а это открывает большие возможности для развития человека как личности,

способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.

Поэтому необходимо дать детям возможность как можно больше узнать о народном искусстве своей Родины.

Публикация «Приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности» размещена в разделах

Приобщать к ее культурно-историческому наследию, способствовать

нравственно-патриотическому воспитанию через ознакомление с народным искусством и промыслами.

В настоящее время мы по-новому начали относиться к старинным

праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам,

декоративно-прикладному искусству, в которых русский народ оставил нам

самое ценное из своих культурных достижений.

Поэтому наша работа направлена на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми, народными промыслами.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы — значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками загадками пословицами сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям

Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.

Хороводы являются ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству.

Значение хороводов

Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

• Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).

Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

• Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

• Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Велико значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном развитии дошкольников. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей. Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности.

Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями,

традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.

Мы знакомили детей с русскими народными сказками, читали их, обсуждали характеры героев их поступки.

В сказках найдется все: и очарование высокого вымысла, и мужественная героиня, и веселая шутка, и это самое главное, невероятная выдумка. Какой же смысл у этой выдумки? В сказках нет непоправимых бед и несчастий. Сказки наказывают злодеев, делают удачливыми добрых, мужественных, справедливых людей.

Сказки кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса.

Дети очень любят сказки о животных, которые рассказывают о проделках лисы, глупости волка и медведя, о петухе, журавле, цапле, реке и т. д.

Лиса хоть и хитрая, но сама попадает впросак: за жадность журавль наказал ее – оставил без угощения, подал окрошку в кувшине; захотела лиса выучиться летать, но не полетела, упала в болото. И хотя в сказках действуют животные, дети узнают в их характерах людей – чаще всего хитрых, жадных, скупых, трусливых. Недаром в пословице говориться: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» – русская народная пословица.

Ребенок познает мир умом и сердцем. Дети смеются, переживают, огорчаются, грустят вместе со сказочными героями, выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом, позволяет педагогу через сказку оказывать позитивное влияние на детей. А разыгрывание детьми сказок, театрализованная деятельность, творческая игра с использованием персонажей – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев сказки, но и окружающих людей.

Музейная педагогика и декоративно - прикладное искусство воспроизводят связь человека с природой, историей, нравственными и духовными ценностями всех народов, сохраняют преемственность и традиции, важные для жизни всего человечества. Поэтому эстетическое восприятие подрастающего поколения средствами этого вида искусства формирует совокупность черт личности: историческую память, творческую активность, чувство патриотизма и национального самосознания. В нашем саду проходила выставка народно – прикладного искусства «Возрождение к истокам» где наши дети смогли увидеть, потрогать изделия народных мастеров.

Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью, она пленяя душу, способна увлечь ребенка национальным искусством. Самым благодарным материалом является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами, воспитательных (научить ребенка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений, хотя бы на уровне детских возможностей). На материале декоративно-прикладного искусства мы стараемся учить не спеша, но настойчиво, сохраняя наши корни, чтобы оно сохранилось в дальнейшем.

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционального- целостного отношения к миру, развитию эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.

Особая форма взаимодействия между родителями и воспитателями это мастер-класс, предполагающий взаимодействия между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями, способствующая углублению понимания. Такая работа способствует укреплению связей между родителями и детьми, их взаимопониманию, совместному творческому труду. А ведь у ребенка любовь к своей семьи, городу, природе развивает духовность, патриотизм, любовь к Родине.

Народное декоративно - прикладное искусство - неотъемлемая часть отечественной культуры.

В нем воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены традиции, отражающие самобытность культур нашей страны.

Разработка данного проекта - путь к саморазвитию дошкольников, через процесс совместной творческой работы. С помощью нашего проекта мы познакомили детей лишь с небольшим количеством народных промыслов и традиций. Знакомясь с ними, они становятся духовно богаче, у детей формируется уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Так как народное декоративно-прикладное искусство способствует развитию нравственно – патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности.

Мы считаем, что без знания детьми русской культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное, духовное и патриотическое воспитание ребёнка.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Спортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольниковСпортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Тема: Спортивные развлечения и праздники, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Актуальность Отошли в прошлое многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности
Опубликовано: 19 марта 2023 в 20:22
+130Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД