Украинец Валентина
Приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма - любовь к Отчизне. А она начинается с любви к своей Родине, городу, семье.
Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к
духовным ценностям, развитию интереса и уважению к историческому прошлому,
а это открывает большие возможности для развития человека как личности,
способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.
Поэтому необходимо дать детям возможность как можно больше узнать о народном искусстве своей Родины.
Публикация «Приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приобщать к ее культурно-историческому наследию, способствовать
нравственно-патриотическому воспитанию через ознакомление с народным искусством и промыслами.
В настоящее время мы по-новому начали относиться к старинным
праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам,
декоративно-прикладному искусству, в которых русский народ оставил нам
самое ценное из своих культурных достижений.
Поэтому наша работа направлена на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми, народными промыслами.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы — значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками загадками пословицами сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям
Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Хороводы являются ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству.
Значение хороводов
• Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
• Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
• Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
• Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
• Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Велико значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном развитии дошкольников. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей. Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности.
Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения.
Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями,
традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.
Мы знакомили детей с русскими народными сказками, читали их, обсуждали характеры героев их поступки.
В сказках найдется все: и очарование высокого вымысла, и мужественная героиня, и веселая шутка, и это самое главное, невероятная выдумка. Какой же смысл у этой выдумки? В сказках нет непоправимых бед и несчастий. Сказки наказывают злодеев, делают удачливыми добрых, мужественных, справедливых людей.
Сказки кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса.
Дети очень любят сказки о животных, которые рассказывают о проделках лисы, глупости волка и медведя, о петухе, журавле, цапле, реке и т. д.
Лиса хоть и хитрая, но сама попадает впросак: за жадность журавль наказал ее – оставил без угощения, подал окрошку в кувшине; захотела лиса выучиться летать, но не полетела, упала в болото. И хотя в сказках действуют животные, дети узнают в их характерах людей – чаще всего хитрых, жадных, скупых, трусливых. Недаром в пословице говориться: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» – русская народная пословица.
Ребенок познает мир умом и сердцем. Дети смеются, переживают, огорчаются, грустят вместе со сказочными героями, выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом, позволяет педагогу через сказку оказывать позитивное влияние на детей. А разыгрывание детьми сказок, театрализованная деятельность, творческая игра с использованием персонажей – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев сказки, но и окружающих людей.
Музейная педагогика и декоративно - прикладное искусство воспроизводят связь человека с природой, историей, нравственными и духовными ценностями всех народов, сохраняют преемственность и традиции, важные для жизни всего человечества. Поэтому эстетическое восприятие подрастающего поколения средствами этого вида искусства формирует совокупность черт личности: историческую память, творческую активность, чувство патриотизма и национального самосознания. В нашем саду проходила выставка народно – прикладного искусства «Возрождение к истокам» где наши дети смогли увидеть, потрогать изделия народных мастеров.
Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью, она пленяя душу, способна увлечь ребенка национальным искусством. Самым благодарным материалом является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами, воспитательных (научить ребенка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений, хотя бы на уровне детских возможностей). На материале декоративно-прикладного искусства мы стараемся учить не спеша, но настойчиво, сохраняя наши корни, чтобы оно сохранилось в дальнейшем.
Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционального- целостного отношения к миру, развитию эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.
Особая форма взаимодействия между родителями и воспитателями это мастер-класс, предполагающий взаимодействия между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями, способствующая углублению понимания. Такая работа способствует укреплению связей между родителями и детьми, их взаимопониманию, совместному творческому труду. А ведь у ребенка любовь к своей семьи, городу, природе развивает духовность, патриотизм, любовь к Родине.
Народное декоративно - прикладное искусство - неотъемлемая часть отечественной культуры.
В нем воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены традиции, отражающие самобытность культур нашей страны.
Разработка данного проекта - путь к саморазвитию дошкольников, через процесс совместной творческой работы. С помощью нашего проекта мы познакомили детей лишь с небольшим количеством народных промыслов и традиций. Знакомясь с ними, они становятся духовно богаче, у детей формируется уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Так как народное декоративно-прикладное искусство способствует развитию нравственно – патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности.
Мы считаем, что без знания детьми русской культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное, духовное и патриотическое воспитание ребёнка.