Оксана Валерьевна
Модели интеграции дошкольного и начального образования в рамках единого учебного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 11
Дошкольное отделение № 3 «Сказка» г. Химки
Доклад - представление (из опыта работы)
"Модели интеграции дошкольного и начального образования в рамках единого учебного учреждения»
Подготовила:
старший воспитатель Лосева О. В.
23.03.2023 г.
Публикация «Модели интеграции дошкольного и начального образования в рамках единого учебного учреждения» размещена в разделах
Интеграция дошкольного и начального образования как единого образовательного пространства - это связь и согласованность всех компонентов образования, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.
Для реализации на практике идеи интеграции дошкольного и начального образования потребуется разработка комплекса организационных мер, новых нормативных актов, приведение в соответствие со стандартами образования большого количества учебно-методических пособий разного рода, совершенствование подготовки и переподготовки педагогических кадров, т. к. интеграция (в переводе означает «объединение») понятие более широкое, чем просто осуществляемая преемственность между ДО и ОУ.
Обеспечение такой интеграции, создающей общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, прежде всего, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья. Последнее составляет важнейшую задачу образования и его основной результат.
Взаимодействие ДОО и ОУ, единого комплекса, может осуществляться в нескольких вариантах. Первый вариант состоит в том, что образовательное учреждение, имея соответствующие лицензии, реализует как дошкольную, так и школьную образовательные программы.
Второй вариант предполагает размещение начальных классов школы на учебных площадях ДОО.
Третий вариант взаимодействия образовательных учреждений представляет собой так называемый «комплекс». Несмотря на то, что образование строится в предметной логике, неправомерно осуществлять связи взаимодействия, обмен педагогического опыта на основе классно - урочной системы (т. е. преемственность по предметам). На этапе дошкольного образования целесообразно основной акцент делать на интеграции предметных областей знаний. Не может осуществляться преемственность отдельно "по математике", "по русскому и литературе", "по музыке" и т. д. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирования базовой культуры его личности (базиса личностной культуры). Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.
Вместе с тем следует выделить основания интеграции, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ 1 ступени, являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.
Итак, основаниями интеграции являются :
1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика: познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Формирование способностей - обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр - драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - как одно из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время является важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для данного возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др., в рамках, которых к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.
Обучение детей младшего школьного возраста происходит на основе все более развитой учебной деятельности. Вместе с тем получают свое дальнейшее развитие и специфичные виды деятельности ребенка дошкольного возраста, так как они все еще играют важную роль в его развитии.
Но, необходимо помнить педагогам дошкольного и начального школьного образования, что не всегда дошкольник готов к переходу на следующую ступень образования (1-ый класс) в силу ограниченных возможностей здоровья. Многие дошкольники, особенно логопедических групп, не усваивают материал программы в полном объеме и адаптация к переходу в начальное звено проходит тяжело и неоднозначно. Этот факт влияет на качество образования всего учреждения, но он имеет место быть!
Интеграция педагогической деятельности воспитателя и учителя рождает качественно новые свойства их совместной деятельности, что способствует достижению оптимальных результатов в вопросах преемственности.